Цели:
- Раскрыть связь между названиями растений, грибов, животных с их особенностями.
- Научиться объяснять названия некоторых насекомых, узнавать изученные растения, грибы, насекомые.
- Расширить знания о растениях и грибах.
Оборудование: презентация, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала
3. Изучение нового материала.
Презентация (см. Приложение).
У каждого из нас есть имя. Свое название имеет каждое растение и животное. Сегодня на уроке мы выясним, а почему именно так они названы (Слайд 1). Одни названия произошли от сходства внешнего вида с различными предметами, другие от места произрастания или особенности в развитии. (Слайд 2)
Отгадайте загадки:
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)Волшебница Полночь по лесу бродила
И бусинки-звёзды в траву обронила,
А утром из тёплой апрельской земли
Те белые звёзды цветами взошли. (Звездчатка.)Вырос листик у пня,
Как копыто коня. (Копытень.)Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова. (Одуванчик.)
Молодцы! А почему эти растения так назвали? (Слайды 3-14)
А теперь проверим, внимательны ли вы были? Отгадайте загадки о грибах.
Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята.)Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик.)Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор).Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки).Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут ... (маслёнок).
А как называются эти грибы и насекомые, вы догадаетесь сами, увидев следующие слайды. Они похожи на известных вам животных
(Слайды 15-18)
4. Итог урока.
Примечание: здесь дан не полный конспект урока. Планируется еще работа с учебником, рассказы заранее подготовленных учеников о грибах и растениях.