Программное содержание:
- Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
- Уточнить общее представление о самоваре;
- Расширить лексический запас детей словами « самовар», «баранки»;
- Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
- Развивать у детей творчество.
Методические приемы:
- Рассматривание иллюстраций с разнообразными видами самоваров, картины известного художника Б.Кустодиева «Извозчик за чаем», «Осень»;
- Расширять представления детей о наших традициях;
- Разучивание пословиц, отгадывание загадок;
- Лепка (пластилин);
- Выразительное чтение.
Оборудование:
- Иллюстрации самоваров;
- Картины известных художников;
- Самовар;
- Пластилин, стеки;
- Поднос.
Ход занятия
На вопрос: «Почему назвали самовар «самоваром»?» дети затруднялись ответить.
-Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец- промышленник Иван Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. Далее детям был задан вопрос: Как вы считаете, каждая ли семья могла позволить купить самовар?
Дети предложили свои варианты: мы думаем, что нет, потому что их было мало.
Правильно, сначала их было мало. Чтобы купить самовар, надо было иметь много денег. Потом в Туле стали делать больше самоваров, они стали меньше стоить. Вот тогда-то самовар могла себе позволить почти каждая семья. Чай на Руси очень любили пить.
Люди говорили: «Чай пьешь – до ста лет проживешь» (заучивание пословицы). Проходят годы – самовар не стареет. Традиция чаепития продолжает жить.
Далее детям было предложено отгадать загадку:
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И, как зеркало, блестит. Что это?
Дети дружно: самовар.
-А еще на Руси любили пить чай с баранками, вареньем, сахаром. А вы любите варенье?
Дети: да!
Как только приходили гости, хозяева ставили самовар кипятиться. Накрывали стол разными угощениями. Русский стол был всегда щедр.
На данном занятии было предложено детям выполнить коллективную работу по лепке «Выставка самоваров Руси». Дети с восторгом приняли предложение воспитателя, разделились на подгруппы, для того, чтобы каждая подгруппа выполняла свою работу, непохожую на другую. Наглядным материалом был настоящий самовар и иллюстрации различных видов самоваров. Дети успешно справились с заданием, их работы были размещены на подносе для ознакомления родителей и гостей группы.
Используемая литература:
- Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете»: метод. пособие для педагогов-2007.
- Насонкина С.А. «Уроки этикета»-1997.
- Даль В.И. Пословицы русского народа.
- Формановская Н.И. «Речевой этикет и вежливость»-№4,1990.