Тип урока: урок новых знаний.
Триединая дидактическая цель урока:
- Образовательный аспект: создать условия для выявления средств выразительности в поэтическом тексте.
- Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков.
- Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).
Методы обучения:
- Наглядный (создание собственной иллюстрации с последующей демонстрацией и наблюдением учащихся).
- Словесный (объяснения по рисунку, беседа).
- Работа с текстом (чтение, изучение, цитирование).
- Видео метод (просмотр презентации).
- Практический (применение полученных знаний на уроке).
Технологии:
- Коллективное взаимообучение (создание творческих групп, работающих над решением одной задачи).
- Интегрированное обучение (интеграция учебных дисциплин литература – изобразительное искусство – музыка).
- Задачное обучение (учащиеся решают познавательные, мыслительные, исследовательские задачи).
- Личностно-ориентированное обучение (вовлечение учащихся в разные виды деятельности с учетом их способностей).
- Элементы технологии критического мышления (составление кластера по теме «Искусство», синквейна урока).
Оборудование урока
- ТСО: компьютер, проектор, экран, колонки;
- раздаточный материал, бумага для рисования;
- маркеры и фломастеры;
- магниты для крепления рисунков, доска.
Ход урока
Класс разделен на четыре группы, одна из которых – эксперты. У каждой группы есть словарик урока, текст стихотворения, лист с индивидуальным заданием, фломастеры, бумага для рисования.
Стадия вызова.
Беседа с классом.
Тема нашего урока – «Средства выразительности в стихотворении Новеллы Матвеевой «Кораблик». (Приложение 1. Слайд №1) Начнем с составления кластера (о значении слова узнаем из словарика урока (Приложение 2)) к слову ИСКУССТВО. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Ответы учеников. Мы увидели, что это широкое понятие, которое включает в себя виды искусства, жанры, направления. Сузим это понятие и вспомним виды искусства.
Работа по схеме. (Слайд №2)
Беседа с классом.
Как, с помощью чего автор создает свое произведение искусства? (Ответы учеников: художник – с помощью кисти и красок, музыкант – с помощью нот и музыкальных инструментов, которые издают звуки, скульптор работает с глиной, а писатель или поэт – с помощью слов.)
А какие, на ваш взгляд, произведения – прозаические или поэтические – эмоциональнее? (Ответы учеников: поэтические.) Почему? (Ответы учеников: потому что поэт использует особые слова.) (Слайд №3)
Как называются такие слова, с помощью которых в нашем представлении создается определенный образ? (Ответы учеников: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, то есть средства выразительности.) Поработаем со словариком урока (Приложение 2), где записаны все названные определения. Сегодня мы будем анализировать стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик» и посмотрим, какой образ создала поэтесса. Н.Н. Матвеева родилась в 1934 году и до сих пор живет и работает в Москве. (Слайд №4)
Свои стихи она начала писать еще в детстве. Помимо стихотворений она пишет музыку на свои стихи и сама их исполняет.
Текст стихотворения «Кораблик».
Жил кораблик веселый и стройный:
Над волнами как сокол парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс – сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан.Шел кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету, все ль на месте, -
Все записывал, все проверял!Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто куда...Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам, - сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан!
Новелла Матвеева.
Стадия осмысления.
Работа с текстом. (Слайд №5)
Прочитаем стихотворение вслух. Каждая группа по строфе.
А теперь найдем средства выразительности: первая группа – эпитеты, вторая – сравнения, третья – повторы, группа экспертов – олицетворения. Подчеркните эти слова в тексте фломастерами разных цветов (эпитеты – розовый, сравнения – сиреневый, повторы – красный, олицетворения – желтый).
(Ответы учеников.)
Если соединить все, что вы выделили в тексте, в одну картину, то получится следующее... (Слайд №6) Теперь нарисуйте кораблик, который изобразила в своем стихотворении Новелла Матвеева. Каждая группа готовит свой рисунок и делегирует одного представителя для защиты проекта. Эксперты анализирует выступления групп, подводят итог работы. Время выполнения работы – 5 минут (пока идет работа над рисунком, звучит музыка Ф. Шопена). (Ответы учеников.)
Стадия рефлексии.
Ребята, а только ли о кораблике говорится в этом стихотворении? (Ответы учеников: нет, речь идет о человеке, обо всем мире.)
Составьте синквейн к слову КОРАБЛИК. О значении слова «синквейн» мы узнаем из словарика урока. (Ответы учеников.) (Слайд 7)
Список литературы для учителя:
- Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону, 2005.
- Лавлинский С.П. Технология литературного образования. 2003.
- Матвеева Н.Н. Кораблик. 1963.
- Мизинина И., Тюрина Т. Выразительные средства языка. Справочное пособие. Н-ПРО.