Цель: Познакомить обучающихся, воспитанников с природными зонами характерными для Южной Америки, сформировать представление о растительном и животном мире материка.
Оборудование: физическая карта и карта природных зон Южной Америки, атласы, книги, картинки, таблицы, фрагменты видеофильмов, презентация.
Словарь:
- Сельва - зона экваториальных лесов Южной Америки.
- Саванны – зона лесостепей.
- Пампа – зона субтропических степей Южной Америки.
- Патагония – зона полупустынь.
- Атакама – пустыня.
- Эндемики – местные виды растений и животных.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь!
- Все одели аппараты?
- Сегодня у нас на уроке гости.
- Старайтесь, как всегда следить за своей речью, слушать внимательно.
2. Речевая работа.
- Какие дежурные звуки на этой неделе?
- Дежурные звуки «С», «З».
- Давайте прочитаем слова (презентация1):
- Лес, Мыс, Остров, низменность, плоскогорье, ископаемые.
- Ребята, послушайте внимательно и повторите, правильно произнесите звуки «З», «С». Женя, Андрей – опустите глаза.
- Вечнозелёный лес, остров Огненная Земля, Амазонская низменность, Бразильское плоскогорье, полезные ископаемые (соль, алмаз, серебро, золото).
- Хорошо, а теперь прочитайте предложения про себя.
Стас прочитай вслух.
- Анды расположены на западе Южной Америки.
- А теперь придумайте предложение с этим словосочетанием «Южная Америка».
- Южная Америка - самый влажный материк Земли.
- Южная Америка находится в западном полушарии.
3. Повторение пройденного материала.
Ребята, давайте повторим то, что мы знаем о природе материка и его особенностях.
- Как называется самая длинная горная цепь Южной Америки? (Анды)
- Как называется самая высокая точка Южной Америки? (г. Аконкагуа)
- В каких полушариях лежит материк? (в северном, южном, западном)
- Назовите крупное плоскогорье на востоке материка. (Бразильское)
- Какой пролив отделяет Южную Америку от Антарктиды? (пролив Дрейка)
- Какое плоскогорье расположено на северо-востоке материка? (Гвианское)
А теперь нам предстоит ответить на вопросы, связанные с климатом и водными объектами материка (1 человек у карты).
- Какая река материка является самой полноводной в мире? (Амазонка)
- Назовите самое большое высокогорное озеро мира, расположенное на материке? (Титикака)
- Назовите самый высокий водопад мира. (Анхель)
- Сколько климатических поясов на территории Южной Америки. Перечислите.
- В каком климате расположена большая часть Амазонской низменности? (Экваториальном)
- Ребята, мы вспомнили многие особенности природы. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Южную Америку, изучим её животный и растительный мир, природные зоны. Мы будем читать, заполнять таблицу, работать с картой, играть. Вы прочитаете сообщение об удивительных растениях и животных Южной Америки.
4. Изучение нового материала.
- Тема сегодняшнего урока « Природные зоны Южной Америки».
Продолжите предложение природная зона- это…….
- это территория с похожим климатом, почвами, растительным и животным миром.
- Посмотрите на таблицу на доске. На ней изображены колонки с названиями природная зона, почва, растения, животные. Давайте начнем заполнять таблицу.
Откройте атлас. Какие природные зоны есть на материке? Покажи
- Влажные экваториальные леса, переменно – влажные леса, саванны, вечнозеленые леса, полупустыни и пустыни, степи, смешанные леса.
- Какие из них занимают наибольшую площадь?
- Экваториальные леса, саванны, полупустыни, степи.
-Сегодня на уроке мы с вами их опишем.
Южная Америка знаменита влажными вечнозелёными экваториальными лесами, здесь их называют сельва, что в переводе с португальского означает «лес».
Что такое сельва? (словарь)
- Зона экваториальных лесов Южной Америки.
- Откройте атлас на стр. 13, определите почвы сельвы.
-Красно – жёлтые ферраллитные почвы.
- Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Здесь есть свои эндемики.
Что такое эндемики? (словарь)
- Эндемики – местные виды растений и животных.
- Например: гевея, которая является источником каучука, дерево – какао, хинное дерево, из коры которого получают лекарство.
- А какие вы знаете растения Южной Америки?
- Финиковые пальмы, кокосовые пальмы, лианы, орхидея, кувшинка Виктория.
- А ещё есть сейба – дерево, достигающее высоты 80 м, дынное дерево (папайя).
Эндемиками животного мира является капибара - самый крупный грызун весом до 100 кг и длиной 1 м, Анаконда- самая большая змея, она достигает длины 9 м и весит 230 кг, Ленивец- самое медленное млекопитающее, скорость 2,5 м/мин, Обезьянка- игрунок достигает длиной до 30 см и весит от 50до 75г, пиранья.
- А может вы, знаете ещё каких-нибудь животных Южной Америки?
- Пума, ягуар, крокодил, колибри, туканы, попугаи, тапиры, выдра.
- Здесь обитают удивительные бабочки с размахом крыльев до 18 см, стрекозы с размахом крыльев 19 см, паук - Птицеед до 28см, муравьи в длину 3 см.
Перейдём к саваннам.
- Что такое саванна? (словарь)
- Определите по атласу, какие почвы в саваннах?
- Красные ферраллитные почвы.
- Откройте учебник на стр. 175, выберите растения саванн.
- Высокотравье, пальмы, кактусы, кустарники, дерево кебрачо.
- Хорошо, а теперь выберите животных саванн.
- Олени, свиньи – пекари, броненосцы, муравьеды, страусы Нанду.
- Броненосцы и муравьеды, свиньи – пекари - тоже эндемики Южной Америки.
Так же в саваннах обитают ягуары, пумы, крокодилы.
- Теперь перейдём к субтропическим степям.
- Что такое пампа? (словарь)
Пампа – зона субтропических степей.
- В переводе с языка индейцев означает « пространство, лишённое древесной растительности». В условиях влажного субтропического климата в степях образовались очень плодородные красновато - чёрные почвы.
Выберете в учебнике растительность пампы.
- Травы – ковыль, дикое просо, злаки, камыши.
- Назовите животных пампы.
- Пампасный олень, пампасная кошка, ламы.
- А ещё – страус Нанду, грызуны, броненосцы.
Юг материка, где умеренный климат, малое количество осадков, занимают полупустыни – Патагония.
Что такое Патагония? (словарь)
- Патагония – зона полупустынь Южной Америки.
Холодное Перуанское течение усиливает сухость воздуха, образуя пустыню. Атакама – одна из самых засушливых пустынь мира. Есть районы, где никогда не бывает дождей, а единственными источниками влаги служат туманы и росы.
Домашнее задание будет закончить заполнение характеристики патагонии по аналогии.
5. Закрепление материала
- Назвать растения и животных.
- В какой зоне они обитают.
- Игра « Третий лишний».
6. Работа с тетрадью.
- Откройте тетрадь, запишите тему урока, словарь, в таблице обозначьте природные зоны и характеристику сельвы, и саванн.
7. Чтение сообщений.
На дом я вам задавала подобрать в школьной библиотеке материал о самых удивительных растениях и животных Южной Америки (Презентация 2).
- Бучнев – кувшинка Виктория Регия.
- Попов – пираньи.
- Куликова – колибри.
Видеофильм 5 минут.
8. Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Подведём итог.
О чём мы сегодня говорили?
- Сегодня мы познакомились с растениями и животными Южной Америки, с её природными зонами.
- Какие новые слова вы узнали?
- Сельва, саванна, пампа, патагония, Атакама, эндемики.
- Если вы отправитесь в путешествие по Южной Америке, вы уже знаете, каких животных стоит опасаться?
- Анаконды, пираньи, чёрного каймана, ягуара.
- Молодцы, сегодня …, … получают 5, остальные – 4 .
Домашнее задание: заполнить до конца таблицу, выучить словарь.
Список использованной литературы
- И.В. Душина, В.А. Коринская География: наш дом-Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. М.: Дрофа, 2010
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- http://proflowers.ru/articles/amazing-plants/892.html
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e1/Myresluger.jpg
- http://fotki.yandex.ru/users/leonova2101976/view/539055/?page=0
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Парагвайская_анаконда_Гродно.JPG
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Капибара
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:PecariTajacu.jpg
- http://www.elitecats.ru/news/animal.html?16&show=24
- http://www.klubochek.info/amfibii-and-reptilii/krokodili/122-cherni-kaiman.html
- http://funzoo.ru/glamour/660-krasavicy-kolibri.html
- http://www.minizoo.ru/
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13796/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Гевея_бразильская
- http://www.medrezept.ru/travi/82-kakao.html
- http://www.walland.ru/photo.php?id=4693
- http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=466141
- http://photo.i.ua/user/663446/41822/4687178/