Программные задачи:
- Познакомить с историей появления чая на Руси и особенностями традиции чаепития;
- Продолжать учить пользоваться чашкой с блюдцем во время для чаепития;
- Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры;
- Воспитывать чувство любви к своей Родине.
Методические приемы:
- Беседы;
- Рассматривание иллюстрации и картины известных художников: В. Перова «Чаепитие в Мытищах», Б. Кустодиева «Извозчик за чаем», «Осень»;
- Разучивание поговорок;
- Индивидуальная помощь.
Оборудование:
- Чайный сервиз;
- Картины известных художников;
- Самовар;
- Салфетки;
- Скатерть;
- Розетки или вазочки для варенья;
- Угощения (блины, пряники, варенье, баранки, лимон.);
- Русские народные костюмы.
Ход занятия
Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: давным-давно пастухи заметили, что стоит их овце пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. Путь чая на Руси был долгим. Детям был задан вопрос: «А как вы думаете, купить чай могли позволить себе крестьяне?»
Ответ на вопрос у детей вызвал затруднение.
В 17 веке Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Для крестьян чай был почти недоступен, и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение «Чайком побаловаться». Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиваться от многих болезней, для многих народов он также необходимым и незаменим, как и хлеб. Далее детям было предложено заучить поговорки:
- Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
- Если чай не пьешь, где силы берешь?
- Чаем не насытишься, но жажду утолишь.
- После чая – на душе лето.
Русский народ так долго упражнялся в приготовлении чая, что совершенно неожиданно изобрели самовар. Отведывавшие чая из настоящего самовара, считали, что таким и должен быть настоящий напиток, и все другие способы приготовления не могут с ним сравниться. До прихода гостей надо разогреть самовар, предварительно залив в него свежую воду, приготовить посуду: розетки или вазочки для варенья или меда, чайные чашки с блюдцами, тарелочки. Стол накрывают цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладут салфетку. На стол подают также кусковой сахар, блины, баранки, пряники, лимон и фрукты.
Детям было предложено рассмотреть иллюстрации и картины известных художников: В. Перова «Чаепитие в Мытищах», Б.Кустодиева «Извозчик за чаем», «Осень». Далее детям было предложено провести игру «Найди сходство» используя картины: «Чаепитие в Мытищах» и «Осень».
Один ребенок вызвался первым и выделил главные сходства картин: Что на обеих картинах на столе самовар, арбуз. А другой сидящий рядом добавил, что тети пьют чай из блюдца.
В конце занятия детям было предложено провести чаепитие в русских традициях с самоваром и реальными угощениями (блины, баранки, пряники, варенье).
Используемая литература:
- Шорыгина Т.А. «Беседа об этикете с детьми 5-8 лет», 2010.
- Курочкина И.Н. «Дошкольники и этикет», №3 2000.
- Алямовская В.К., Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Культура поведения за столом»: метод. реком. по организации питания детей, 2004.
- Белокурова Г. «Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной роли», №11 2007.