Конспект комплексного занятия на тему "Чаепитие на Руси"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Познакомить с историей появления чая на Руси и особенностями традиции чаепития;
  • Продолжать учить пользоваться чашкой с блюдцем во время для чаепития;
  • Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры;
  • Воспитывать чувство любви к своей Родине.

Методические приемы:

  • Беседы;
  • Рассматривание иллюстрации и картины известных художников: В. Перова «Чаепитие в Мытищах», Б. Кустодиева «Извозчик за чаем», «Осень»;
  • Разучивание поговорок;
  • Индивидуальная помощь.

Оборудование:

  • Чайный сервиз;
  • Картины известных художников;
  • Самовар;
  • Салфетки;
  • Скатерть;
  • Розетки или вазочки для варенья;
  • Угощения (блины, пряники, варенье, баранки, лимон.);
  • Русские народные костюмы.

Ход занятия

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: давным-давно пастухи заметили, что стоит их овце пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. Путь чая на Руси был долгим. Детям был задан вопрос: «А как вы думаете, купить чай могли позволить себе крестьяне?»

Ответ на вопрос у детей вызвал затруднение.

В 17 веке Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Для крестьян чай был почти недоступен, и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение «Чайком побаловаться». Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиваться от многих болезней, для многих народов он также необходимым и незаменим, как и хлеб. Далее детям было предложено заучить поговорки:

  • Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
  • Если чай не пьешь, где силы берешь?
  • Чаем не насытишься, но жажду утолишь.
  • После чая – на душе лето.

Русский народ так долго упражнялся в приготовлении чая, что совершенно неожиданно изобрели самовар. Отведывавшие чая из настоящего самовара, считали, что таким и должен быть настоящий напиток, и все другие способы приготовления не могут с ним сравниться. До прихода гостей надо разогреть самовар, предварительно залив в него свежую воду, приготовить посуду: розетки или вазочки для варенья или меда, чайные чашки с блюдцами, тарелочки. Стол накрывают цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладут салфетку. На стол подают также кусковой сахар, блины, баранки, пряники, лимон и фрукты.

Детям было предложено рассмотреть иллюстрации и картины известных художников: В. Перова «Чаепитие в Мытищах», Б.Кустодиева «Извозчик за чаем», «Осень». Далее детям было предложено провести игру «Найди сходство» используя картины: «Чаепитие в Мытищах» и «Осень».

Один ребенок вызвался первым и выделил главные сходства картин: Что на обеих картинах на столе самовар, арбуз. А другой сидящий рядом добавил, что тети пьют чай из блюдца.

В конце занятия детям было предложено провести чаепитие в русских традициях с самоваром и реальными угощениями (блины, баранки, пряники, варенье).

Используемая литература:

  1. Шорыгина Т.А. «Беседа об этикете с детьми 5-8 лет», 2010.
  2. Курочкина И.Н. «Дошкольники и этикет», №3 2000.
  3. Алямовская В.К., Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Культура поведения за столом»: метод. реком. по организации питания детей, 2004.
  4. Белокурова Г. «Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной роли», №11 2007.