Авторская программа "Мировая художественная культура в 4-м классе"

Разделы: Начальная школа


Введение

Программа представляет результат теоретического исследования и обобщения опыта преподавания курса «Мировая художественная культура» в начальной школе.

При конструировании программы «Мировая художественная культура» для 4 класса начальной школы я исходила из того, что преподавание основ художественной культуры в начальной школе находится в стадии становления и является новой областью педагогических знаний.

Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – единый и непрерывный процесс, достаточно сложный для учеников, поэтому возникла необходимость создания программы «МХК в 4 классе». Она позволяет устанавливать преемственные связи предметов гуманитарно-художественного направления и подготавливает учащихся к изучению истории в 5-9 классах основной школы.

Программа «МХК в 4 классе» подготовлена с учетом требований Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определен принцип государственной политики в области образования – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Программа «МХК в 4 классе» востребована всеми участниками образовательного процесса: учеником, его родителями, учителем.

Цель программы:

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения выдающихся художников- творцов;
  • формирование понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлениях;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусств;
  • постижение знаний о многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечественной художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умение отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • пропагандировать здоровый образ жизни у младших школьников;
  • подготовка компетентного читателя, слушателя и зрителя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках и внеклассных занятиях.

Программа учитывает не только логические принципы тематической взаимосвязи материала, но и учебно-педагогические, связанные с возрастом учащихся, что влияет на распределение учебного времени по отдельным темам. Программа рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю) в четвертом классе в соответствии с вариативной частью школьного компонента базисного учебного плана.

В конце изучения каждого раздела проводится итоговое занятие – обобщение по разделу, обеспечивая повторение пройденного, закрепление и повторение знаний, полученных в данном разделе. Они позволяют подвести некоторые итоги и вызвать интерес учащихся к дальнейшему изучению курса.

Содержание программы

Введение (2)

Знакомство с примерным содержанием программы.

Семь чудес света, история их создания.

Основные понятия: «искусство», «художник», «архитектура», «скульптура», «живопись», «театр» и др.

Самостоятельная работа в группах. Коллаж «Жанры искусства».

Искусство древнего мира (10)

Культура первобытной эпохи. Наскальные рисунки древних людей.

Верования древних египтян, их достижения в науке и культуре.

Архитектура, живопись, скульптура, вазопись, театр Древней Греции. Олимпийские игры. Мифы Древней Греции.

Культура Древнего Рима. История создания, скульптура, архитектура, живопись, гладиаторские бои. Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи». Система воспитания в Древней Спарте.

Основные понятия: «иероглифы», «мифы», «гладиаторы», «Колизей», «легионер», «спартанец» и др..

Самостоятельная работа. Составление кроссворда «Мифы Древней Греции».

Учебный практикум. Обобщение по разделу.

Искусство средних веков (14)

Религии мира: христианство, ислам, буддизм. Библейские заповеди. Ядро учения Будды. Памятники исламской архитектуры и живописи. Произведения искусства византийской империи как источник возникновения древнерусского искусства. Эпоха средневековья, рыцарский мир. Культура и искусство Индии, Китая и Японии. Православная архитектура, иконопись. Московский Кремль – шедевр мировой культуры. Картина А.Иванова «Явление Христа народу».

Основные понятия: «религия», «христианство», «буддизм», «ислам», «готика», «хокку», «кимоно» и др..

Самостоятельная работа. Конкурс поделок и рисунков. Разработка вопросника учащимися.Учебный практикум. Обобщение по разделу.

Эпоха Возрождения (4)

Кардинальные изменения в истории европейской культуры, великие мастера Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и их произведения, театр Шекспира. Живопись Рубенса и Рембрандта.

Основные понятия: «классицизм», «барокко», «сонет» и др..

Самостоятельная работа. Мини-сочинение «Глядя на портрет Мадонны…»

«Золотой век» русского искусства (4)

Город Санкт-Петербург – жемчужина русской культуры. Эрмитаж и Русский музей. Царское Село – загородная резиденция русских царей, Петергоф – «столица фонтанов». Архитектура, живопись XYIII века. Мастера портрета – Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский. Расцвет русской музыки и живописи в XIX веке. Передвижники, «Могучая кучка».

Основные понятия: «меценат», «романс», «галерея», «симфония» и др.

Самостоятельная работа. Подготовка и проведение заочной экскурсии (по выбору ученика). Учебный практикум. Обобщение по разделу.

Требования к уровню усвоения материала

Линия содержания образования Основные составляющие образованности
Предметная Деятельностно-коммуникативная Ценностно-ориентационная
1. Социально-правовая Осознание системы отношений: «история» – «человек» – «культура Умение высказывать собственное мнение, давать и обосновывать оценочные суждения Выработка собственного отношения к произведениям искусства
2. Культурно-историческая Постижение знаний о многообразии и национальной самобытности культуры Умение трансформировать полученную информацию в результат практической деятельности Потребностьобщения с произведениями искусства на протяжении всей жизни
3. Информационно-методическая Знания об источниках информации Формирование умения использования источников информации Выработка собственной оценки источников информации. Осознание ценности собранной информации
4. Экологическая Знание культурно-исторических условий создания произведений искусства Формирование умения правильного общения с произведениями искусства Понимание ценности произведений искусств и формирование бережного отношения к наследию мировой художественной культуры
5. Культура здоровья Знания о культуре здоровья как составляющей общей культуры Умение сохранять здоровье и развивать способность к повышению культуры здоровья Понимание ценности собственного здоровья как важной составляющей культуры человека

Мониторинг отслеживания результативности усвоения программы «Мировая художественная культура в 4 классе» – Приложение 4.

Заключение

Программа «Мировая художественная культура в 4 классе» составлена в соответствии с Федеральным компонентом и иллюстрирует подход к оценке достижений учащихся, а также является отражением одной из содержательных линий национально-регионального компонента государственного стандарта «Художественная культура». Таким образом, эта программа соответствует основным целям личностно-ориентированного обучения.

Программа составлена на основе идеи сотрудничества с учетом субъективного опыта учащихся и возможности практического применения полученных знаний.

Мониторинг результатов образовательных достижений учащихся позволяет сделать следующие выводы: программа способствует развитию творческого воображения, эстетического восприятия действительности, художественных способностей учащихся, что приводит к развитию базовых представлений о взаимосвязи человека и конкретных культурно-исторических условий.

Приложения.