Введение
Программа представляет результат теоретического исследования и обобщения опыта преподавания курса «Мировая художественная культура» в начальной школе.
При конструировании программы «Мировая художественная культура» для 4 класса начальной школы я исходила из того, что преподавание основ художественной культуры в начальной школе находится в стадии становления и является новой областью педагогических знаний.
Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – единый и непрерывный процесс, достаточно сложный для учеников, поэтому возникла необходимость создания программы «МХК в 4 классе». Она позволяет устанавливать преемственные связи предметов гуманитарно-художественного направления и подготавливает учащихся к изучению истории в 5-9 классах основной школы.
Программа «МХК в 4 классе» подготовлена с учетом требований Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определен принцип государственной политики в области образования – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Программа «МХК в 4 классе» востребована всеми участниками образовательного процесса: учеником, его родителями, учителем.
Цель программы:
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения выдающихся художников- творцов;
- формирование понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлениях;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусств;
- постижение знаний о многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение основных этапов развития отечественной художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умение отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- пропагандировать здоровый образ жизни у младших школьников;
- подготовка компетентного читателя, слушателя и зрителя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках и внеклассных занятиях.
Программа учитывает не только логические принципы тематической взаимосвязи материала, но и учебно-педагогические, связанные с возрастом учащихся, что влияет на распределение учебного времени по отдельным темам. Программа рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю) в четвертом классе в соответствии с вариативной частью школьного компонента базисного учебного плана.
В конце изучения каждого раздела проводится итоговое занятие – обобщение по разделу, обеспечивая повторение пройденного, закрепление и повторение знаний, полученных в данном разделе. Они позволяют подвести некоторые итоги и вызвать интерес учащихся к дальнейшему изучению курса.
Содержание программы
Введение (2)
Знакомство с примерным содержанием программы.
Семь чудес света, история их создания.
Основные понятия: «искусство», «художник», «архитектура», «скульптура», «живопись», «театр» и др.
Самостоятельная работа в группах. Коллаж «Жанры искусства».
Искусство древнего мира (10)
Культура первобытной эпохи. Наскальные рисунки древних людей.
Верования древних египтян, их достижения в науке и культуре.
Архитектура, живопись, скульптура, вазопись, театр Древней Греции. Олимпийские игры. Мифы Древней Греции.
Культура Древнего Рима. История создания, скульптура, архитектура, живопись, гладиаторские бои. Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи». Система воспитания в Древней Спарте.
Основные понятия: «иероглифы», «мифы», «гладиаторы», «Колизей», «легионер», «спартанец» и др..
Самостоятельная работа. Составление кроссворда «Мифы Древней Греции».
Учебный практикум. Обобщение по разделу.
Искусство средних веков (14)
Религии мира: христианство, ислам, буддизм. Библейские заповеди. Ядро учения Будды. Памятники исламской архитектуры и живописи. Произведения искусства византийской империи как источник возникновения древнерусского искусства. Эпоха средневековья, рыцарский мир. Культура и искусство Индии, Китая и Японии. Православная архитектура, иконопись. Московский Кремль – шедевр мировой культуры. Картина А.Иванова «Явление Христа народу».
Основные понятия: «религия», «христианство», «буддизм», «ислам», «готика», «хокку», «кимоно» и др..
Самостоятельная работа. Конкурс поделок и рисунков. Разработка вопросника учащимися.Учебный практикум. Обобщение по разделу.
Эпоха Возрождения (4)
Кардинальные изменения в истории европейской культуры, великие мастера Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и их произведения, театр Шекспира. Живопись Рубенса и Рембрандта.
Основные понятия: «классицизм», «барокко», «сонет» и др..
Самостоятельная работа. Мини-сочинение «Глядя на портрет Мадонны…»
«Золотой век» русского искусства (4)
Город Санкт-Петербург – жемчужина русской культуры. Эрмитаж и Русский музей. Царское Село – загородная резиденция русских царей, Петергоф – «столица фонтанов». Архитектура, живопись XYIII века. Мастера портрета – Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский. Расцвет русской музыки и живописи в XIX веке. Передвижники, «Могучая кучка».
Основные понятия: «меценат», «романс», «галерея», «симфония» и др.
Самостоятельная работа. Подготовка и проведение заочной экскурсии (по выбору ученика). Учебный практикум. Обобщение по разделу.
Требования к уровню усвоения материала
Линия содержания образования | Основные составляющие образованности | ||
Предметная | Деятельностно-коммуникативная | Ценностно-ориентационная | |
1. Социально-правовая | Осознание системы отношений: «история» – «человек» – «культура | Умение высказывать собственное мнение, давать и обосновывать оценочные суждения | Выработка собственного отношения к произведениям искусства |
2. Культурно-историческая | Постижение знаний о многообразии и национальной самобытности культуры | Умение трансформировать полученную информацию в результат практической деятельности | Потребностьобщения с произведениями искусства на протяжении всей жизни |
3. Информационно-методическая | Знания об источниках информации | Формирование умения использования источников информации | Выработка собственной оценки источников информации. Осознание ценности собранной информации |
4. Экологическая | Знание культурно-исторических условий создания произведений искусства | Формирование умения правильного общения с произведениями искусства | Понимание ценности произведений искусств и формирование бережного отношения к наследию мировой художественной культуры |
5. Культура здоровья | Знания о культуре здоровья как составляющей общей культуры | Умение сохранять здоровье и развивать способность к повышению культуры здоровья | Понимание ценности собственного здоровья как важной составляющей культуры человека |
Мониторинг отслеживания результативности усвоения программы «Мировая художественная культура в 4 классе» – Приложение 4.
Заключение
Программа «Мировая художественная культура в 4 классе» составлена в соответствии с Федеральным компонентом и иллюстрирует подход к оценке достижений учащихся, а также является отражением одной из содержательных линий национально-регионального компонента государственного стандарта «Художественная культура». Таким образом, эта программа соответствует основным целям личностно-ориентированного обучения.
Программа составлена на основе идеи сотрудничества с учетом субъективного опыта учащихся и возможности практического применения полученных знаний.
Мониторинг результатов образовательных достижений учащихся позволяет сделать следующие выводы: программа способствует развитию творческого воображения, эстетического восприятия действительности, художественных способностей учащихся, что приводит к развитию базовых представлений о взаимосвязи человека и конкретных культурно-исторических условий.