Иррациональные уравнения и неравенства

Разделы: Математика


Одним из важных этапов процесса обучения является включение информационных технологий в обучение математики. В 2003 году в МОУ СОШ №6 открыты классы с углубленным изучением математики. Ученики занимаются по специальной программе углубленного изучения математики. Многолетний опыт работы в классах с углубленным изучением математики позволил разработать авторскую программу по алгебре 8-9 классы и по алгебре и началам анализа 10-11 классы, которая утверждена на Городском экспертном совете г. Коряжмы в 2003 году. Обучение детей по программе углубленного изучения математики позволяет подготовить учащихся к применению информационных технологий на более качественном уровне, и, прежде всего в исследовательской и проектной деятельности. Поэтому одно из приоритетных направлений в моей педагогической деятельности:

Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся

В качестве примера исследовательской и проектной деятельности учащихся вне уроков рассмотрим процесс создания учебного пособия «Иррациональные уравнения и неравенства». В данном виде деятельности принимали участие ученики 9-11 классов с углубленным изучением математики в течении 2010-2011 учебного года. Деятельность по созданию учебного пособия осуществлялась в двух направлениях: исследовательская работа ученицы 11 класса Некрасовой Ани и работа в проектных группах учеников 9-11 классов с углубленным изучением математики.

Как известно, тема «Иррациональные уравнения и неравенства» – одна из сложных тем в школьном курсе математики. Актуальность данной темы заключается в широком использовании иррациональных выражений при исследованиях в таких науках как экономика, физика, астрономия, химия, биология, экология. Задачи, содержащие иррациональность, являются популярными заданиями ЕГЭ. Итогом работы стало создание учебного пособия, которое можно использовать как на уроках учителям, так и для самостоятельных занятий учащимися. Но, наиболее значимым является то, что участники проекта научились успешно решать иррациональные уравнения и неравенства. Результатом исследовательской и проектной деятельности учащихся по данной теме: 1 место в городской научно-практической конференции «Юность Коряжмы» (2011г.) и 1 место в городском конкурсе проектов.

Первый проект, в котором участвовали ученики 7-8 классов – «Математические бои», 2008-2009 учебный год. В ходе проектной деятельности школьники составили задания и провели интеллектуальный турнир «Математические бои» для учащихся 5-6 классов. Участники проектной группы организовали и провели встречу-игру «Математический бой» со своими сверстниками учениками школы №7. В 2009-2010 году проект «История математических классов» был посвящен юбилею школы и пятилетию первого выпуска математического класса. С проектом «История математических классов» мы успешно приняли участие в областном конкурсе «Проектная деятельность учителя-предметника с применением ИКТ» в 2009году, г.Архангельск.

Практика показывает, что ученикам нравится подобная экспериментальная работа, позволяющая приобщить их к научно-исследовательской деятельности, нравится работать в проектных группах, чувствовать себя первооткрывателями. Существенным достоинством такой деятельности является приобретение учащимися знаний на количественном и качественном уровне, использование информационных технологий. Социальная значимость в том, что учащиеся приобретают опыт коллективной работы, учатся планировать.

Учебное пособие.

Презентация.