Я пишу эту статью не только как педагог, но и как мать двух прекрасных сыновей. Именно они вдохновляют меня на новые «педагогические» подвиги. Еще до рождения детей я знала, что буду развивать их только с элементами системы Марии Монтессори.
Ни в коем случае не умаляю достоинства других педагогов-гуманистов, моих коллег и замечательных новаторов, просто мне как педагогу и родителю система Монтессори ближе всего.
Мне нравится, что метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, какой он есть. Мы не созданы безликой «серой массой» и это прекрасно.
Основной принцип Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. В группах ребенок учится самостоятельно с помощью специально разработанной среды. Ребенок сам видит свои ошибки. Поскольку я педагог английского языка, я решила попробовать воплотить методы М.Монтессори в своей деятельности.
В моей группе я разрабатываю развивающую среду иностранного языка. За основу я взяла зону развития речи, обучения письму и чтению, зону сенсорного воспитания. Конечно, освоение любого языка затрагивает все стороны развития человека, ведь речь играет важнейшую роль в становлении личности, поэтому не обойтись и без зоны космического воспитания и зоны обучения математике.
Дети любят работать руками. Этому придается большое значение. Ведь руки – инструмент человеческого интеллекта. Моим ребятам нравятся рамки-вкладыши. Используя их в работе не только развивается мелкая моторика, внимание, логика, но дети учатся называть по-английски цвет, величину: (red, black… It’s a big star. It’s a small circle), но и составлять предложения и словосочетания (It’s a big pink oval. I like this green star. A red house, a nice purple cup). Здесь же идет связь с математикой (Count the figures… One, two three.) работает мышление (Find the star. What is missing?).
Особую помощь предоставляют шершавые буквы английского алфавита (как в системе Монтессори). Дети не просто учат буквы. Но с обучением идет и развитие сенсорики. Хочу предложить упражнения, которые я использую в работе с детьми по усвоению букв английского алфавита (как разработала М.Монтессори).
- Обводить буквы указательным и длинным пальцами, произносить их и складывать в стопку.
- Положить буквы на те предметы или раздать их детям, в именах которых встречаются такие буквы или звуки.
- Карточки лежат «лицом» вниз. Ребенок переворачивает, обводит букву, произносит, говорит слово, которое с нее начинается.
- Карточки лежат «лицом» вверх. Ребенок закрытыми глазами обводит букву и называет ее.
Прямая цель этих упражнений: связать форму букв с их звучанием.
Косвенная цель: подготовка к письму.
При изучении темы «Цвет» я использую цветные таблички.
Прямая цель – различие основных цветов.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики. Какие упражнения я использую?
- Работа с табличками нескольких цветов (бабочки, звезды, домики основных цветов). Нужно расположить таблички в ряд по вертикали или по диагонали, сложить спираль (ребенок берет цветные карточки, например бабочки, называет цвет и выкладывает их в спираль a red butterfly, a blue butterfly).
- Выбрать какую-либо цветную карточку (a yellow house) затем ребенок находит из остальных табличек предметы такого же цвета: (a yellow star, a yellow house, a yellow leaf).
- Найти предмет такого же цвета, как этот. Например: (a blue house – a blue pen, a brown leaf – a brown pencil).
- Смешивание цветов. Все таблички лежат в одной корзине. Задание: На какой цветок должна прилететь бабочка? (a pink butterfly – a pink flower).
- Разложить таблички желтого, красного, голубого цветов. Остальные таблички разложить в разные места комнаты. Ребенка просят принести табличку такого же цвета.
Что касается упражнений в социальной жизни, то они могут способствовать освоению ребенком многообразия форм поведения в обществе. Я использую беседу, ролевые игры, кукольный театр, игры: (“Greetings”, “My family”,“ My friends”,“Our pets”. Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов можно показать образцы поведения в различных ситуациях. Мои детки в группе любят кукольный театр. Совсем небольшие простые диалоги между животными-куклами помогают усваивать разговорные клише. В системе Монтессори подобные упражнения в социальной жизни проводились на родном языке на линии перед началом занятий.
– Hello, fox.
– Hello, dog.
– How are you?
– I’m fine, thank you.
– And how are you?
– I’m fine.
– Good-bye.
– Good-bye.
В мини среде космического воспитания дети знакомятся с основами таких наук как астрономия, анатомия, география, ботаника. Ребенок учится воспринимать мир как целое, узнает страны и континенты, названия морей и океанов, а также особенности жизни растений , животных и человека. Для этого вида познания М.Монтессори и создала эту развивающую зону.
Конечно, все это помогает и в усвоении иностранного языка. Для этого создается интересный развивающий материал: картинки, пазлы, географические карты и флаги англоязычных стран, всего не перечислить.
Занятия по страноведению очень обогащают и словарный запас, тем более на иностранном языке. Также они развивают кругозор и уважительное отношение к природе и культуре другой страны. Ниже приводится схема, используя которую дети узнают об англоязычных странах.
Мария Монтессори не считала математику каким-то особым сложным явлением, что постичь эту науку могут только одаренные люди. Однако многое в нашей жизни связано с математикой. В обучении счету на английском языке мне помогают шершавые цифры. Упражнения с ними можно выполнять аналогично заданиям по обучению буквам, например:
- Обвести цифру указательным и длинным пальцами.
- Назвать цифры по степени убывания
- Соедини карточку с цифрой с определенным количеством предметов.
- Выложить карточки с цифрами в разных направлениях, в правильном порядке.
Можно придумать какие-то дополнительные упражнения , пусть ваша фантазия работает «на ура».
Также дети узнают элементарные пространственные отношения, например, ориентировка в пространстве (Come to me, turn right, jump around yourself).
Часто я использую очень известный детский стишок
“Nick and Andy
Sugar and candy
I say… (jump, turn, go to…, dance, run to) как превосходную хороводную игру.
Конечно, дети занимаются с материалами и индивидуально. Это исходит и из собственных потребностей, да и есть ребятки, которые любят читать, рисовать, обводить, складывать что-то сами. По системе Монтессори взрослый не сидит за столом. А проводит время в индивидуальных занятиях с детьми, и вмешивается в работу только когда есть необходимость. Я использую это в работе. Ведь индивидуально можно больше сблизиьбся с ребенком, что-то объяснить, пояснить да и просто пообщаться за приятной работой.
М. Монтессори уделяла большое внимание развитию самостоятельности ребенка. Уверена, что в этом помогает и творческая деятельность на английском языке. Занятия с ее использованием получаются яркими и неординарными. Здесь можно использовать много средств и приемов. Мои детки любят рисовать и лепить. Например, разучивая стишок“Rain, rain“ мы рисовали дождь. Изучая животных Африки, делали коллаж, творческий альбом, где иллюстрациями служили детские рисунки. С помощью игрушек, слепленных из пластилина, разыгрывали сценки. Вы представляете этот трудоемкий и в то же время интересный процесс для ребенка 5-6 лет! Ему нужно не только слепить лисичку или медвежонка, но и поиграть с ними, используя знакомые английские фразы и слова. Сколько операций проделывает мозг!
Конечно, иногда приходится интегрировать, искать новые подходы, приспосабливать обучение к местным условиям и индивидуальному развитию детей. Но главное, что весь процесс овладения иностранным языком будет помогать развивать гармоничную личность ребенка, психически, физически и эмоционально здорового.
Самая главная ценность моего города – Туапсе – это Черное море. Предлагаю вам схему организации комплексного занятия с элементами Монтессори педагогики. Намеренно предлагаю именно схему, а не готовый конспект, чтобы у моих коллег было где разгуляться фантазии. Итак,
“The wonderful world of the Black Sea”.
I. Приветствие. Пальчиковая гимнастика.
“Jelly-fish, Jelly-fish, (дети плавно сгибают и разгибают пальчики, имитируя движения щупалец медузы.)
“You are very funny. (ладошки подняты вверх, пальчики разведены в стороны. Выполнять круговые движения кистями, т.е. «фонарики»).
Lazy, big and funny“. (поочередно на каждое слово соединяются с большим пальцем указательный, длинный и безымянный пальцы).
II. Фонетическая зарядка.
У дельфина хорошее настроение и он поет песенку [o-o-o].
Песенку услышали морские коньки и поплыли к дельфину [f-f-f].
Вместе с морскими коньками полюбоваться пением их друга пришли и креветки. [k-k-k].
III. Озвучивание темы занятия. Работа с Монтессори-материалами. (карта мира, цветные таблички,) глобус. Повторение пройденного материала. Введение новых лексических единиц. (the Black Sea, to dive? to watch, strong).
IV. Лингвострановедческий материал (работа с карточками). Ознакомление с окружающим миром.
V. Подвижная игра «Акула и рыбки-клоуны». (Рыбки уплывают, акула догоняет).
VI. Дыхательная гимнастика.
«Детки, представьте себе, что мы с вами плывем в открытом море. Посмотрите, спит большой скат. (делаем вдох и на выдохе произносим звуки и слова [p-p-p, parrot, pig]. Но мы не будем ему мешать, а поплывем дальше в гости к крабу. Слышите, он нас зовет. (делаем вдох и на выдохе произносим звуки и слова [t-t-t, toy, tie.]
VII. Математическое и логическое развитие. Игры: «Рыбалка», «Кто где живет?», пазл «Морские друзья». Монтессори-материал: шершавые цифры.
VIII. Подвижная игра «Кто как плавает?»
IX. Творческая деятельность с применением языкового и страноведческого материала. Коллективная работа по рисованию с элементами аппликации «В гостях у морской звезды».
X. Подведение итогов. Прощание.
Итак, с детьми можно творить много интересного. Главное, быть для детей другом и любить их такими, какие они есть.