Цели:
- Коррекционно-образовательные: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; закрепление навыков звукового анализа и синтеза, закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование грамматического строя речи.
- Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; связной речи; артикуляционной, мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие речевого дыхания, развитие лексического словаря по теме «Зима».
- Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Презентация, запись музыки Чайковского, мячик, вата, зеркала, ручки, тетради, полоски для составления схем предложений.
Ход занятия
I. Оргмомент
Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.
Логопед:
Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.
(Дети встают с логопедом в круг, звучит спокойная тихая музыка).
Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».
Наступил новый день.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)
А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра)
Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!
II. Сообщение темы занятия.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Загадка.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети: зимой
Слайд 1. Зима.
Логопед: Скажите, какой звук слышится в начале слова зима?
Звук [з].
Дайте характеристику звуку [з]. Скажите, как произносится звук [з]?
Губы тянутся, язычок за нижними зубками.
Значит он какой?
Согласный.
А теперь закроем ушки и определим звонкий он или глухой?
Звонкий.
А теперь определим, как слышится звук [з] в слове зима – твёрдо или мягко? Мягко.
В каком из зимних домиков живёт звук [з]?
III. Развитие фонематического слуха. Произношение звуков в словах.
Слайд 2.
В зелёном.
Логопед: А теперь произнесите слоги так, как произношу их я.
За-За-за
Зо-зо-Зо
зу-Зу-Зу
ЗЫ-зы-зы
Логопед: А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком, а вы с мягким звуком.
Зы – … зи
За – … зя
Зо – … зё
Зу – … зю
Сегодня мы с вами будем произносить слова со звуком [з] и отправимся на прогулку в зимнюю сказку.
IV. Подбор сравнений.
Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».
Логопед: Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. Когда я смотрю в зимнее окно на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения: Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например: кружится балерина – кружатся снежинки
Слайд 3.
Летит птица – летит … снег
Слайд 4.
Дует человек – дует … ветер
Слайд 5.
Кружится балерина – кружатся … снежинки
Слайд 6.
Завывает волк – завывает … вьюга
Слайд 7.
Злится злодей – злится … мороз
Слайд 8.
Скажите ласковые слова о зиме (зимушка, зимка, зимонька). Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу. В какой лес мы пойдём?
Слайд 9.
В зимний.
Какую одежду мы оденем?
Зимнюю.
Какие сапоги мы оденем?
Зимние.
Какую шапку мы оденем?
Зимнюю.
По какой дороге мы поедем?
Слайд 10.
По зимней.
Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж «Неболейка».
V. Массаж биологически активных точек «Неболейка».
Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).
VI. Произношение звуков [з], [з] в словах и словосочетаниях.
Наконец, мы в лесу. Посмотрите, какой он красивый. Зимой лес выглядит сказочно. В какой лес мы попали?
Слайд 11.
Зимний.
Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.
VII. Дыхательное упражнение.
Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.
Каким воздухом мы дышим зимой?
Зимним, морозным воздухом.
А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Мальчик – пальчик».
VIII. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик».
Пальчик-мальчик, где ты был (поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого пальца)
Где ты с братцами ходил
С этим я в снегу валялся
С этим с горочки катался
С этим по лесу гулял
С этим в снежки играл
Все мы пальчики друзья
Где они, там и я!
IX. Подбор глаголов, прилагательных и причастий к существительным.
Слайд 12.
Логопед: «Ах ты, зимушка-зима! Все дороги замела!» что сделала зима с дорогами?
Замела, забросала, закидала. Что сделала зима с лесом?
Заколдовала, запорошила.
Каким стал лес?
Заколдованный, сказочный, заснеженный
А теперь мы выполним упражнение «Летят снежинки» с ватой.
X. Физкультминутка «Зима».
Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».
Логопед: Мы с вами долго гуляли и устали. Давайте немного отдохнём.
Наконец пришла зима, встать, руки в стороны
Стали белыми дома, руки над головой, ладони вместе
Снег на улице метёт, встать, движения руками сверху вниз
Дворник улицу метёт, изобразить
Мы катаемся на санках, изобразить
Пишем на катке круги, руки за спину, повороты кругом
Ловко бегаем на лыжах, изобразить
И играем все в снежки! наклон, присесть, встать, изобразить бросок вдаль
XI. Звукобуквенный анализ слова «Зима».
Логопед: Итак, ребята, мы с вами побывали в зимнем лесу, увидели много интересного. А теперь, посмотрите на эти разбросанные буквы и попробуйте составить слово.
Слайд 13.
А З И М
Что получилось?
З И М А
Скажите, сколько звуков в слове ЗИМА, а сколько букв?
Прохлопайте слово ЗИМА по слогам, сколько слогов?
Два слога.
На какой звук падает ударение в слове ЗИМА?
На [а].
А теперь составьте предложение по теме ЗИМА.
Ответы детей.
XII. Анализ и синтез предложения.
Слайд 14.
Мы гуляли по зимнему лесу.
/____________________.
/_ _____ _ _____ ____ .
/_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
XIII. Итог занятия.
Логопед: Итак, ребята, о чём говорили на сегодняшнем занятии?
Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?
Что происходит зимой в природе?
Молодцы, вы все хорошо отвечали. На этом на урок закончен.
Используемая литература:
- Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение, 1989.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
- Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – Москва, ЭКСМО, 2007.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.