Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

Разделы: История и обществознание


Старая Ладога – Ладога, как её называли изначально, древний центр русской славянской культуры. История Ладоги связана с тайнами, загадками, удивительными историческими событиями. Ладога получила название Старой в тот момент, когда Пётр Первый положил начало Новой Ладоге, расположение которой показалось ему более выгодным с точки зрения экономической и политической на тот момент времени, соответствовало его желанию получить как можно быстрее выход в море и осуществить свою давнюю мечту – строительство флота.

История Старой Ладоги относится к временам древним – образованию племенных союзов, становлению государственности, установлению династии Рюриковичей. И вот тут начинаются споры…

А.Н.Кирпичников, Ю.А. Сяков, Е.А.Рябинин считают, что Старая Ладога могла быть первой столицей Древней Руси. Археолог, историк А.Н.Кирпичников на протяжении последних десятилетий ведёт раскопки на древнем городище, находя в каждой экспедиции доказательства этой версии. Историк, журналист и публицист Ю.А. Сяков в своих работах использовал письменные источники арабских путешественников, которые были известны своей точностью, последовательностью, логичностью изложения фактов.

Так в своей монографии «Древняя Ладога», Юрий Александрович пишет: «Арабский автор ибн Русте в книге «Дорогие ценности» рассказывает: «… Что касается ар-Руссии, то она находится на острове, окружённом озером… Русы – народ многочисленный. …У них много поселений…» [2]

Персидский историк ХI века Гардизи: «Рус- это остров. Который лежит в море. И этот остров три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса и земли его имеют много влаги. На острове живёт около 100000 человек». Придворный врач багдадского халифа Шараф аз Замана ИТахира аль-Марвази в книге «Природа сельджуков», написанной в ХII веке, сообщает читателям: « Что же касается ар-Руси, то они живут на острове в море. Тот остров занимает пространство в три дня пути в то и другое направление. На острове леса и болота, и окружён он озером. Они, русы, многочисленны и рассматривают меч как средство существования… И народ сильный и могучий и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарском море, нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов…» [2] В данных источниках речь идёт о руссах и Руси: «ар-Руссия», «ар-Русь», «русы», тогда возникает вопрос, ни этот ли народ дал название древнему государству - Древняя Русь?

Но давайте вернёмся к версии древней столицы. Ю.А.Сяков находит ещё один источник, который подтверждает версию: Ладога - древняя столица древнерусского государства: « Доктор философских наук В.Н.Дёмин в книге «Русь летописная» пишет: « В Ипатьевской и Радзивилловской летописях говориться, что придя в Новгородскую землю, братья-варяги первым делом «срубили» город Ладогу. В нём то и «сел» и стал править Рюрик. Следовательно, Ладога является первой столицей новой правящей династии Рюриковичей. «…А столицу свою Рюрик на острове езера Ладоги заложи».[2]

Если обратиться к исследованиям Н.Е.Бранденбурга «Старая Ладога», изданного в 1898 году, то там есть некое объяснение тому, что город Ладога некогда действительно находился на острове: « Границы острова были некогда совсем иные, чем ныне и по имеющимся сведениям существовал период, когда уровень того же озера стоял, по крайней мере, на 7 ½ саж. выше нынешнего»[1] Сажень – 2,1336 м, следовательно. Уровень озера превышал нынешний уровень на 16 м.

Из данных найденных Ю.А.Сяковым также следует вывод о том, что остров был: « В Писцовой книге 1500 года селения в окрестностях Ладоги имеют характерные названия: Ивановский Остров, Вындиш Остров, Горка на Острове, Княж Остров… Остров, на котором находился древний город Ладога, по приблизительным подсчётам имел ширину ок. 115 км – от деревни Манихино на востоке до крупного села Путилово на западе- и длину почти 85 км: от деревни Ивановский остров в трёх км севернее Ладоги до г. Кириши на юге. Три дня пути пешком…»[2]

Таким образом, можно сделать вывод о том, где «срубил» Рюрик город и «сел» в нём, точнее в неё – крепости, «владел… и судил по праву».

Споры о первенстве между Ладогой и Новгородом сегодня продолжаются. 3 ноября 2011 года в «Российской газете» № 248 была опубликована статья В. Никен «Секреты земли Русской», в которой по итогам ХIХ Всероссийского археологического съезда говорилось: «… Именно в Новгород , а не в Ладогу был призван княжить Рюрик, с которого принято вести отсчёт русского государства. Древняя летопись «Повесть временных лет» дошла до нас в нескольких редакциях. В одних говорится, что Рюрик приходит в Новгород, в других - что в Ладогу. По словам директора Института истории материальной культуры РАН, члена-корреспондента РАН Евгения Носова, академик Алексей Шахматов доказал, что первичен именно новгородский вариант. Удалось выяснить, что Ладога появляется только лишь в третьей редакции «Повести временных лет»[3] Может быть это происходит именно потому, что Новгород в ХII веке ведёт борьбу за политическое первенство. Ладога к этому времени теряет свою прежнюю власть и силу. Но автор статьи В. Никен объясняет появление в третьей редакции Ладоги по-другому: « … летописец побывал в Ладоге. Там ему рассказали местные легенды, он в них поверил и изменил первоисточник». Во-первых, звучит смешно, если учитывать каким было время написания летописи. Историки утверждают, что сама летопись похожа на политический заказ того времени. Во-вторых, если изменил, то почему? Может быть, всё-таки понял, что упустил нечто очень важное, что нельзя забывать в истории? В конце концов сторонники версии о Ладоге, как первой столицы, не «цепляются» за древность города, а объясняют логично, спокойно, что Ладога будучи старше Новгорода, была центром ремесла и торговли ( опять таки раньше Новгорода и это доказывают арабские и персидские источники), и двигаться дальше Рюрику не было смысла. Здесь он и остаётся.

К югу двигаются другие варяжские князья с ним прибывшие. Следует заметить, что их интересует Киев.

Древнее происхождение Ладоги доказывает и находка Е.А.Рябинина на правом берегу Волхова на городище Любше- первой на территории России древней каменной крепости, датируемой 753 годом. А, бревно, найденное в Ладоге, совпадает с 753 г. и находками в Любше. Следовательно, Рюрик пришёл не на пустое место, а в центр межплеменных и торговых объединений.

Е.Носов утверждает, по словам корреспондента: «…Пусть Ладога древнее, но какая она столица Руси!? В то время Руси как таковой ещё не было!» [3] Интересное заявление для столь уважаемого историка. Варяги хорошо знали места, в которые их пригласили на княжение. Судя по описаниям, Ладога уже в те времена была богатым торговым местом.

Логично найти истину спокойно, осторожно взвешивая факты, внимательно читая источники, сопоставляя данные, анализируя находки археологов, не забывая о навсегда утраченных деталях, не унижая людей, чьё мнение не совпадает с официальным. История – это жизнь людей, которые воевали, любили, совершали поступки, ненавидели, ошибались, завидовали, создавали… Мы, сегодня, не зная многого, пытаемся судить их. Насколько мы можем оказаться правы или неправы?

Мне как историку нравится, что моя ученица Лиза Шпирина каждое лето ездит в Старую Ладогу и принимает участие в археологических экспедициях А.Н. Кирпичникова. Она пытается найти доказательства версии своего дедушки Ю.А.Сякова. В этом я вижу преемственность поколений, реальную и неоспоримую. Лиза пытается найти недостающие элементы истории Северо-запада. И кто знает, может именно ей удастся поставить точку в затянувшемся споре об истине.

Библиография

  1. Бранденбург Н.Е., Старая Ладога, СПб, 1898
  2. Сяков Ю.А. , Древняя Ладога, ООО ИИК « Крепость», 2003
  3. Российская газета № 248, 03.11.11