Класс: 4.
Учебник: Мир вокруг нас. 4 класс. Плешаков А.А.
Цель: Познакомить учащихся с зоной лесной полосы России.
Задачи:
- Сформировать представление о географическом положении зоны лесов.
- Познакомить с частями зоны лесов, растительным и животным миром.
- Закрепить умение работать с картой, дополнительной литературой и гербарием.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Карта природных зон, гербарий, дидактическая карточка, учебник, дополнительная литература, картинки или фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по природным зонам России.
Слайд 1 Презентация. Заставка лес. На фоне картинки звучит запись «Голоса птиц»
На картинке напечатано стихотворение.
– Здравствуй лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский.
– Прочитайте стихотворение, определите тему урока.
– Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?
Слайд 2. «Леса России»
– Что будем изучать?
– Почему автор говорит дважды: «Здравствуй лес, дремучий лес…»?
– Что значит «дремучий»?
Слайд 3. «Дремучий – это значит тёмный, страшный как в сказке»
Работа в парах. Атлас.
– Найдите на карте природную зону лесов и составьте рассказ о лесной зоне.
Составить рассказ вам поможет «Карточка-помогайка»
Слайд 4. Карточка-помогайка.
- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
- В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
- Какая у зоны лесов земная поверхность?
- Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.
Самостоятельная работа.
Рассказ ученика и показ по карте.
Слайд 5.
Леса | ||
Тайга | Смешанный лес | Широколиственный лес |
Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция.
Между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток закрашенный более тёмным цветом. Что это? ( лесотундра)
– Какую роль она играет?
Мы заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче и появляются карликовые деревья. Лесотундра лежит у линии Северного полярного круга. Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим меньше.
ФИЗМИНУТКА.
Работа в группах.
1 группа. Группа ботаников отправляется в тайгу. Они узнают , что такое тайга и какие деревья растут в тайге.
2 группа. Группа ботаников отправится в смешанные и широколиственные леса. Они узнают какие леса называют смешанными и широколиственными и какие растения там растут.
3 группа. Группа зоологов. Они узнают какие животные живут в лесной зоне.
Материалы для 1 группы ботаников:
Учебник стр. 98–99, атлас-определитель «От земли до неба», картинки с изображением растений, гербарий, книга «Я познаю мир» Растения.
«Карточка-помогайка»
- Что называют тайгой?
- Природные условия тайги.
- Какие растения растут в тайге?
- Что общего у всех растений тайги?
Материалы для 2 группы ботаников:
Учебник стр. 103, атлас-определитель «От земли до неба», картинки с изображением растений, гербарий, книга «Я познаю мир» Растения.
«Карточка-помогайка»
- Расположение смешанных и широколиственных лесов.
- Природные условия этих лесов.
- Какие растения растут в этих лесах?
- Что объединяет растения этих лесов?
Материалы для 3 группы, группы зоологов:
Учебник стр. 100–102, атлас-определитель «От земли до неба», картинки с изображением животных, книга «Я познаю мир» Животные.
Самостоятельная работа.
Отчёт групп о проделанной работе.
1 группа «Тайга»
П.Э.П – Что же такое тайга?
Слайд 6. Картинка тайги и текст. Тайга – это трудно проходимые хвойные леса.
– Какие деревья растут в тайге?
Рассказ уч-ся.
Слайд 7. Картинки деревьев.
- ель
- лиственница
- сосна
- кедр
- пихта
– Что общего у этих растений?
2 группа. Рассказ о смешанном лесе.
П.Э.П. - Что такое смешанный лес?
Слайд 8. Картинка смешанного леса. Текст. В смешанном лесу наряду с хвойными деревьями растут и лиственные.
– Какие деревья растут в смешанном лесе?
Рассказ уч-ся.
Слайд 9. Картинки деревьев.
- ель
- берёза
- сосна
- осина
- пихта
- ольха
- лиственница
– Что значит широколиственный лес?
Слайд 10. Картинка широколиственного леса. Текст. В широколиственных лесах растут теплолюбивые деревья с крупными широкими листьями.
– Какие деревья растут в широколиственных лесах?
Рассказ уч-ся.
Слайд 11. Картинки деревьев.
- дуб
- вяз
- липа
- ясень
- клён
ФИЗМИНУТКА
Рассказ зоологов.
П.Э.П. – Что можно сказать о животном мире лесной зоны?
– На какие группы можно разделить животных лесной зоны?
Слайд 12.
Животный мир | ||
Звери | Птицы | Насекомые |
Выполнение теста.
Рефлексия
Домашнее задание.