Педагогические советы-необходимая форма деятельности учительского сообщества.Но какими бы актуальными не были, поднимаемые на них вопросы, если педсовет построен по схеме "выступление докладчиков - принятие решений", то неизбежно отвлечение внимания у его участников, падение интереса. Другое дело тренинг. Здесь, волей-неволей, всем участникам нужно включиться в обсуждение поднимаемых вопросов. На наш взгляд, тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных форм работы со специалистами, чья деятельность связана с общением. Он позволяет провести организационно-управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений.
Один из педсоветов школы ("Способ взаимодействия и консолидации всех участников воспитательного процесса") был проведен именно a форме тренинга.
Во вступительном слове психолог озвучил аспекты технологии воспитания и компетенции воспитателя.
Воспитание в широком смысле есть воздействие на человека, оказывающее влияние на его развитие. Разумное воспитание обеспечивает индивиду свободу в смысле его самостановления как личности. В процессе воспитания происходит формирование общественно ценных потребностей.
В технологии воспитания выделяют следующие аспекты:
Необходимо понять воспитуемого как особую индивидуальность
Надо вооружить воспитуемого знанием тех средств, которые обеспечивают успешное удовлетворение социально ценных побуждений
Поскольку ни сознание,ни воля сами по себе не могут перестроить иерархию мотивов, то непосредственным трансформатором структуры потребностей являются положительные эмоции, которые возникают в процессе творчества и придают труду и учению привлекательность до получения конечного результата.
Для каждого вида деятельности существуют свои компетенции - личностные качества и способности, а также профессиональные знания и навыки, необходимые для успешного выполнения своих должностных обязанностей. Для воспитателя можно выделить следующие компетенции:
- стрессоустойчивость
- умение работать в команде
- межличностная восприимчивость
- умение анализировать проблему
- управленческий контроль
- коммуникативность
В рамках педсовета у нас есть возможность актуализировать некоторые из этих компетенций. Для работы нам нужно объединиться в команды по 6 человек (способ деления на команды может быть следующим: ведущий приглашает выйти вперед несколько человек, каждый из которых пригласит к себе в команду еще одного человека, второй приглашает третьего участника и т.д.).
Материалы тренинга.
Разминка.
Чтобы настроиться на рабочий лад и снять некоторую напряженность в течение 5 минут проводим игру "Шестерка". Все игроки встают в круг. Каждый участник группы по очереди называет числа натурального ряда: 1,2,3,4:. Запрещается называть числа, заканчивающиеся на 6 и кратные 6-ти (6,12,16,18 ит.д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча хлопнуть в ладоши. Тот кто ошибся выбывает из игры. Через 5 минут будет видно какая команда самая внимательная.
Основной блок.
Упражнение "Молчащее и говорящее зеркало".
Каждая команда выбирает у себя ведущего и два " зеркала": "молчащее" и "говорящее".
Ведущий стоит лицом к "зеркалам", остальная группа располагается позади него. Один из участников группы бесшумно подходит к ведущему. "Зеркала" отражают его по очереди. Сначала работает "молчащее" зеркало, если ведущий не может угадать человека за спиной, то вступает "говорящее зеркало" и произносит только одну фразу. Если игрок не угадывает, то снова показывает "молчащее". Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее. Условия для "зеркал": "молчащее зеркало" фактически не ограничивается в способах "отражения" человека за спиной ведущего. Может показать целую пантомиму, изображая события с участием этого человека; "говорящему зеркалу" запрещено называть имя человека и предмет, который он ведет.
Вопросы для обсуждения в группах:
- кому из игроков потребовалось меньше всего "зеркальных" отражений?
- в чем секрет такой прозорливости?
- кто из участников группы оказался самым талантливым "зеркалом", что ему в этом помогло?
- что вы почувствовали, когда увидели свое "отражение"?
Упражнение "Зубы дареного коня"
Каждый участник подгруппы получает номер от 1 до 6. Ведущий говорит: "Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у всех нас праздник, у всех-день рождения! Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые помогут человеку измениться, которые по настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Но сегодня дарить можно все что угодно: от картины кисти Леонардо да Винчи до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамах до вечной жизни; от засохшего прошлогоднего одуванчика до волшебной книги. Не спешите с выбором подарка. Посмотрите на человека внимательно. Подумайте, какой жизненный опыт у него? Что он ценит больше всего на свете? О чем мечтает? Попробуйте понять,что же ему очень и очень нужно. Именинниками по очереди становятся номера с 1 по 6. Каждый получит 5 подарков. А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики. Но сегодня - особый случай. Постарайтесь присмотреться к "зубам дареного коня", прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка и честно сказать дарителю, насколько он "попал в точку".
Вопросы для обсуждения.
- чьи подарки были приняты с благодарностью всеми именинниками? За счет чего это произошло?
- какого типа были подарки?
- каков самый оригинальный подарок?
Обнаружились ли "именинники", принявшие все подарки без исключения? Может быть в основе "всеядности" лежало желание не обидеть дарителя?
- трудно было быть искренним?
- есть ли "именинники", кто не принял ни одного подарка? Почему?
- что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались?
Завершающий этап.
Пожмите, пожалуйста, руки тому с кем вам сегодня было приятно работать.
Подводя итоги педсовета, психолог возвращается к компетенциям, необходимым для воспитателя и просит ответить на вопрос: "Какие из компетенций были актуализированы в процессе данного тренинга?"
Литература
- Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб, 1996
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М. "Ось-89" 2009
- Леванова Е.А. и др. Игра в тренинге. Личный помощник тренера.СПб.: Питер, 2011
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей. Киев,1987