Нормативно-правовые основания программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года №854
- Декларация прав и свобод человека
- Конвенция о правах ребёнка
- Устав школы
Основные идеи разработки программы:
- Обеспечение системного подхода в воспитательном процессе, преемственности учебно-воспитательной среды детей и родителей.
- Поиск новых форм взаимодействий семьи и школы.
- Достижение общей цели для педагогов и родителей – воспитание здорового ребёнка во всех отношениях: физическом, нравственном, психическом, интеллектуальном.
Цель программы: Создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности и коллективного сотрудничества младших школьников через социальное партнерство с семьёй.
Задачи программы:
- Способствовать мотивации родителей к деятельному участию по созданию и реализации работы семейного клуба.
- Развить систему здоровых семейных ценностей, установок и мотивов поведения в обществе.
- Обеспечить развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, физических качеств ребёнка путём вовлечения в познавательную, игровую, эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность.
- Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребёнка в семье, школьном коллективе, социальной группе с учетом её возможностей.
Условия достижения цели и задач программы:
- Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного процесса: родители-дети-педагоги.
- Проведения мероприятий по реализации цели и задач программы.
- Организация системы соуправления.
- Участие социальных партнеров.
- Поддержка администрации школы и родительской общественности.
- Наличие ресурсного обеспечения.
Срок действия программы: Длительная по времени (4 года).
Основные направления программы:
- Изучение и становление детского коллектива
- Включение родителей в процесс организации и деятельности семейного клуба.
- Создание сообщества детей и взрослых (педагогов, родителей, социальных партнеров) как совокупность субъектов воспитательного процесса.
Исполнители основных мероприятий программы: Классный руководитель, дети, родители, педагоги, социальные партнеры.
Источники финансирования: Средства родительского комитета класса и попечительского совета школы.
Механизм реализации:
Первый этап
1 класс «Мы лучики». Этап моделирования содружества детей и взрослых.
Второй этап
2, 3 классы «Мы – звёздочки». Стабильное функционирование содружества детей и взрослых.
Третий этап
4 класс «Мы – яркое созвездие». Этап рефлексии.
Ожидаемые результаты:
- Обмен опытом и приобретение знаний успешного семейного воспитания родителями.
- Осознание школьниками понятия сущности социальных ролей в семье, в обществе.
- Сформированность навыков творческой активности, повышение уровня интеллектуальных, нравственных, физических качеств учащихся в процессе сотворчества, сотрудничества.
- Сформированность детского коллектива, в котором комфортно находится каждому ученику, родителю, педагогам.
Аналитическая записка
Первый класс в школе – это вполне обычный класс, один из тех, которых формируется каждый год в начальной школе. Разные дети, различные характеры, такие непохожие родители. Но было в этих детях нечто такое, что подсказывало, с ними все будет по-другому. С первых минут знакомства ощущалось желание детей понять замыслы и начинания педагога.
Поэтому сама идея семейного клуба и погружение всех учеников и родителей в длительную воспитывающую игру была необходимым условием объединения детей и взрослых для решения более серьезных и перспективных целей в воспитании.
Е.Н. Степанов выделил компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Такими составляющими являются пять компонентов.
- Индивидуально-групповой. Это компонент, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.
- Ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
- цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
- Функционально-деятельностный. Он складывается из таких компонентов, как:
- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
- Пространствено-временной. Он состоит из таких элементов, как:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
- Диагностико-аналитический включает следующие элементы:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет нам более осознанно и результативно осуществить деятельность по моделированию и построению системы воспитания детей в классном коллективе.
Методики: анкета для родителей («Практическая психология в начальной школе» – М: ТЦ Сфера, 2002.- 240 С.-ISBN 5-89144-007-5), методика Лускановой («Справочник учителя начальной школы»/О.Н.Истратова, Т.В Эксакусто.- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 442,(1) с.: Ил.- Справочник), методика Нежновой «(Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам» Волгоград: Учитель, 2007.-90с.) методика «Выбор», тест Тулуз-Пьерона, тест Дембо-Рубинштейна, методика Головиной («Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам» Волгоград: Учитель, 2007.-90 с.),
Тестирование проходило по двум направлениям: анкетирование родителей, тестирование детей.
Проблема: отсутствие системы работы по формированию эффективного партнёрского взаимодействия семьи и школы по социализации ребёнка, особенно в роли семьянина.
Объект: воспитательная система класса.
Предмет: модель воспитательной системы класса, обеспечивающая эффективное социальное партнёрство семьи, школы и различных субъектов муниципального социально-образовательного пространства.
Цель и задачи
Цель: создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности и коллективного сотрудничества младших школьников, через социальное партнерство с семьей.
Задачи:
- Способствовать мотивации родителей к деятельному участию по созданию и реализации работы семейного клуба.
- Развить систему здоровых семейных ценностей, установок и мотивов поведения в обществе.
- Обеспечить развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, физических качеств ребенка путем вовлечения в познавательную, игровую, эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность.
- Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в семье, школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.
Концептуальные основы
Объединение детей – дело серьезное. Однако для ребенка – это, прежде всего, игра, с ее радостями и переживаниями. И как всякая игра она имеет свои законы, свои правила. У каждого участника есть своя роль, своя сфера приложения интереса. Все это учитывалось, когда, совместно с родителями, пришли к выводу, что нам нужна организация, где дети взаимодействуют с родителями, с ними творят, познают, дружат. Познакомившись с опытом других педагогов, мы решили организовать семейный клуб «Яркое созвездие». Организуя эту модель содружества, мы понимали, что для детей это будет игра длительная по времени и воспитывающая по характеру. Это игра длиной в четыре года, то есть время, проводимое ребенком в начальной школе.
Необходимо выделить ряд принципиальных позиций, на которых мы основывались, приступая к работе по созданию детского коллектива.
Во-первых, в отличие от подобного рода объединений по интересам, наш семейный клуб зарождался не на основе профильного, предметного интереса, а на основе нравственно-этической идеи, идеи дружбы, товарищества, уважения к себе и к другим.
Во-вторых, наш семейный клуб – это содружество детей и взрослых. Взрослые – это не только учителя, работающие с классом, но и социальные партнеры, и родители, которые активны, инициативны. В процессе совместной деятельности мы ищем разнообразные формы и методы, которые помогут нам раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, увидеть и показать его индивидуальность.
В-третьих, местом организации явился школьный класс. Именно в рамках класса, в рамках учебного урока дети имеют возможность постоянно общаться и соучаствовать в делах друг друга. Это позволяет создать определенный нравственный микроклимат.
В-четвертых, учителю предоставляется возможность в процессе работы на уроке и вне его постоянно варьировать, видоизменять, корректировать работу с детьми, делать ее более осмысленной и продуктивной. В совместной воспитательной деятельности классный руководитель и родители придерживаются следующих принципов:
- Принцип самоактуализации.
- Принцип успешности.
- Принцип индивидуальности.
- Принцип выбора.
- Принцип доверия и поддержки.
- Принцип единства воспитательных воздействий.
Изучение эффективности ВСК
Критерии | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
Воспитанность учащихся | Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненномопыте» | Методика М.И.Шиловой «Изучение воспитанности учащихся» | Методика выявления коммуникабельности, педагогические наблюдение. |
Защищенность и комфортность ребенка в школе | Игра «Узнай свое поручение», Мастерская Общения «Давайте познакомимся» | Игра «Лидер»,«Киностудия», педагогическое наблюдение | «Арбузник», «Волшебный стул» (Н.Е. Щуркова «Собрание пестрых дел») |
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреев | Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов) | Методика Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельности в образовательном учреждении |
Сформированность классного коллектива | социометрия конкурс рисунков «Я в моем классе» | Методика «Наши отношения» (Составлена по книге Фридман Л.М.) | Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) |
Проявление индивидуальности («лица») классной общности | Методика «Цветик-семицветик» | Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым и др.) | Игра «Магазин» (подготовлена О.В. Соловьевым) |
На протяжении всех этапов реализации программы в семейном клубе осуществляется деятельность творческих рубрик:
- Спортивная
- Музыкально
- «Мы» (СМИ)
- Самоделкин