Тема урока: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели.

  1. Сформировать у учащихся представление об обозначении мягкости согласного с помощью мягкого знака.
  2. Развить орфографический навык написания слов с мягким знаком.
  3. Воспитать интерес к родному языку.

Оборудование: медиапроектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Слайд № 2

Учитель:

- Ребята, скажите, какое сегодня число? А месяц?

Ученики: Дети называют дату и записывают её в тетрадь.

Учитель: Ребята, весёлый клоун рассыпал название одного из месяцев. Помогите собрать его из карточек с буквами. А сначала посмотрим, из каких букв состояло это слово. (Учитель щелчком выводит на экран буквы)

Ученики: Хором называют буквы. Определяют порядок букв в слове. Затем называют буквы в нужном порядке, а учитель щелчком отправляет их на место.

В ходе этой работы появляется слово “апрел”.

Учитель: Прочитайте, что у нас получилось?

Ученики: Ученики произносят слово так, как оно написано [апр'эл].

Учитель: Правильно ли написано слово? Произнесите последний звук в слове написанном – он твёрдый или мягкий? А теперь произнесите, как должно звучать слово правильно. Какой звук мы произносим в конце слова: твёрдый или мягкий? Произнесите его.

Ученики: Слово записано неверно. В записанном слове последний звук [л] – твердый. А правильно произносить слово со звуком [л'] – он мягкий.

Учитель: Как исправить ошибку?

Ученики: Нужно добавить в конце слова “ь”. (Учитель щелчком выставляет “ь”).

Слайд № 3

Учитель:

Вы прошли первое испытание. Прочитайте тему нашего урока.

Слайд № 4

3. Чистописание.

Учитель: Учитель показывает на доске написание “ь”. Повторяются различные виды соединений.

Ученики: Прописывают в тетради “ь” с разными видами соединений.

Слайд № 5

4. Применение знаний, умений, навыков.

Учитель: А теперь проявите смекалку и отгадайте загадки весёлого клоуна. (Щелчком выводит загадку на экран)

Ученики: Один из учеников читает загадку вслух. Ученики сообщают отгадку. (Щелчком выводит картинки на экран)

Учитель: Сколько гусей на картинке? Назовите это слово. Запишем его на доске и в тетради. Составим схему слова “гуси”. Сколько букв в этом слове? А сколько звуков? В этом слове есть мягки согласные звуки? Назовите. Как на письме обозначена мягкость этого согласного.

Ученики: На картинке нарисованы гуси. В этом слове 4 буквы и 4 звука. Звук [с'] – мягкий. Мягкость этого согласного показана с помощью буквы “И”. (Слово записывается на доске и в тетради. Составляется звуковая схема слова)

Учитель: Закройте глаза. Что изменилось? (Учитель щелчком убирает одного гуся)

Ученики: Теперь гусь один.

Учитель: Запишем слово “гусь” на доске и в тетради. Составьте схему этого слова. Сколько букв и сколько звуков в этом слове? Почему звуков меньше, чем букв? Какова роль мягкого знака в этом слове?

Ученики: В этом слове 4 буквы и 3 звука. Звуков меньше, потому что “ь” звука не обозначает. Он указывает на мягкость согласного [с']. (Записывают слово “гусь” в тетради и на доске. Составляют схему слова)

Аналогичная работа проводится с остальными загадками.

Учитель: Назовите ещё раз все слова с “ь”. Для чего в этих словах необходимо писать “ь”?

Ученики: Называю слова: гусь, лось, конь.

Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука.

Учитель: Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его ни как. Он не произносится, но в слово часто просится.

Слайд № 6

Физминутка.

Учитель: Сейчас клоун будет вам показывать карточки с цифрами. Если в названии показанного число пишется “Ь”, то надо хлопнут в ладоши. Когда все числа будут определены верно, появится слово. (Учитель щелчком выделяет числа и щелчком удаляет их. Числа с хлопком остаются. Когда выстроится ряд из чисел, в названии которых пишется “ь”, учитель щелчком переворачивает их. Получается слово ЦИРК.)

Ученики: Дети встают и хлопают в ладоши, когда появляются числа 5, 6, 7, 8, 9. Читают получившееся слово.

Учитель: Проводится беседа о цирке. Дети делятся своими впечатлениями.

Слайд № 7

Учитель: Сегодня на арене цирка будут выступать только те артисты, в названии которых пишется “ь”. Определите, кто будет выступать?

Ученики: На арене цирка будут выступать тюлень и медведь. (Учитель щелчком удаляет лишние картинки)

Слайд № 8

Учитель: Составьте предложение по картинке. Запишите это предложение. Назовите слова из этого предложения с мягкими согласными. Как обозначена их мягкость на письме?

Ученики: Составляют предложение: Тюлень кидает мяч. Предложение проговаривается и записывается. Называются мягкие согласные. Объясняют способ обозначения мягкости на письме. Согласные подчёркиваются.

Аналогичная работа проводится со словом “медведь”.

Слайд № 9

Физминутка. Покажите, как танцует медведь в цирке. (Дети встают и кружатся)

5. Обобщение знаний, умений, навыков.

Слайды № 10, 11, 12, 13, 1.

Учитель:

В цирке выступают очень необычные артисты. Сможете ли вы их узнать? (Слайды учитель перелистывает щелчком)

Ученики: Называют артистов: жонглёр, акробаты, клоуны, дрессировщики, фокусники.

Слайд № 15

Учитель: Чем занимается фокусник? Я предлагаю вам тоже стать фокусниками. А поможет нам в этом “ь”. Прочитайте слова. Объясните значение этих слов. Произнесите последний звук в каждом слове. Этот звук твёрдый или мягкий? Заменим все последние звуки в словах на мягкие. Прочитайте, что получилось. Объясните смысл этих слов. Что изменится в написании слов?

Ученики: Хором читают слова. Объясняют значение каждого слова. Проводят работу со словом по заданию. Например: Угол – может быть у стола, в комнате. Последний звук в слове [л]. Он твёрдый. Если произнести мягко – получится “уголь”. Уголь – это полезное ископаемое. Чтобы записать это слово, надо дописать в конце слова “ь”. (Учитель щелчком выделяет слово и “превращает” его щелчком в слово “уголь” после ответа ученика.)

Полученные пары слов записывают. По усмотрению учителя работа может быть проведена устно.

Слайд № 16

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и заслужили награду. Я сейчас прочту отрывок из сказки С. Михалкова “Об умном мышонке”, а вы послушайте и скажите, какие слова с мягким знаком есть в этом отрывке. (Щелчком выводит знак “?”)

Читает:

“Стой! – Кричит хорёк мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок прямо в лес
И под старый пень залез”.

Ученики: Это слово “пень”. (Учитель щелчком выводит картинку на экран)

Слайд № 17

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Подведём итог. Какую тему мы изучали?

Ученики: Мы изучали тему “Мягкий знак”. (Учитель щелчком выводит на экран “ь”)

Учитель: Расскажите о сегодняшнем уроке по подсказкам. (Щелчком выводит подсказки на экран)

Последнее задание: Напишите на карточках числа, в названии которых пишется “ь”. Названные ранее числа использовать нельзя.

Ученики: Дети записывают на карточках числа и показывают их учителю. Это могут быть числа: 11, 12, 13, 14, 15 и т.д. до 20, а также – 20, 30, 50, 60 и т.д.