Цели.
Оборудование: медиапроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Слайд № 2
Учитель:
- Ребята, скажите, какое сегодня число? А месяц?
Ученики: Дети называют дату и записывают её в тетрадь.
Учитель: Ребята, весёлый клоун рассыпал название одного из месяцев. Помогите собрать его из карточек с буквами. А сначала посмотрим, из каких букв состояло это слово. (Учитель щелчком выводит на экран буквы)
Ученики: Хором называют буквы. Определяют порядок букв в слове. Затем называют буквы в нужном порядке, а учитель щелчком отправляет их на место.
В ходе этой работы появляется слово “апрел”.
Учитель: Прочитайте, что у нас получилось?
Ученики: Ученики произносят слово так, как оно написано [апр'эл].
Учитель: Правильно ли написано слово? Произнесите последний звук в слове написанном – он твёрдый или мягкий? А теперь произнесите, как должно звучать слово правильно. Какой звук мы произносим в конце слова: твёрдый или мягкий? Произнесите его.
Ученики: Слово записано неверно. В записанном слове последний звук [л] – твердый. А правильно произносить слово со звуком [л'] – он мягкий.
Учитель: Как исправить ошибку?
Ученики: Нужно добавить в конце слова “ь”. (Учитель щелчком выставляет “ь”).
Слайд № 3
Учитель:
Вы прошли первое испытание. Прочитайте тему нашего урока.
Слайд № 4
3. Чистописание.
Учитель: Учитель показывает на доске написание “ь”. Повторяются различные виды соединений.
Ученики: Прописывают в тетради “ь” с разными видами соединений.
Слайд № 5
4. Применение знаний, умений, навыков.
Учитель: А теперь проявите смекалку и отгадайте загадки весёлого клоуна. (Щелчком выводит загадку на экран)
Ученики: Один из учеников читает загадку вслух. Ученики сообщают отгадку. (Щелчком выводит картинки на экран)
Учитель: Сколько гусей на картинке? Назовите это слово. Запишем его на доске и в тетради. Составим схему слова “гуси”. Сколько букв в этом слове? А сколько звуков? В этом слове есть мягки согласные звуки? Назовите. Как на письме обозначена мягкость этого согласного.
Ученики: На картинке нарисованы гуси. В этом слове 4 буквы и 4 звука. Звук [с'] – мягкий. Мягкость этого согласного показана с помощью буквы “И”. (Слово записывается на доске и в тетради. Составляется звуковая схема слова)
Учитель: Закройте глаза. Что изменилось? (Учитель щелчком убирает одного гуся)
Ученики: Теперь гусь один.
Учитель: Запишем слово “гусь” на доске и в тетради. Составьте схему этого слова. Сколько букв и сколько звуков в этом слове? Почему звуков меньше, чем букв? Какова роль мягкого знака в этом слове?
Ученики: В этом слове 4 буквы и 3 звука. Звуков меньше, потому что “ь” звука не обозначает. Он указывает на мягкость согласного [с']. (Записывают слово “гусь” в тетради и на доске. Составляют схему слова)
Аналогичная работа проводится с остальными загадками.
Учитель: Назовите ещё раз все слова с “ь”. Для чего в этих словах необходимо писать “ь”?
Ученики: Называю слова: гусь, лось, конь.
Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука.
Учитель: Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его ни как. Он не произносится, но в слово часто просится.
Слайд № 6
Физминутка.
Учитель: Сейчас клоун будет вам показывать карточки с цифрами. Если в названии показанного число пишется “Ь”, то надо хлопнут в ладоши. Когда все числа будут определены верно, появится слово. (Учитель щелчком выделяет числа и щелчком удаляет их. Числа с хлопком остаются. Когда выстроится ряд из чисел, в названии которых пишется “ь”, учитель щелчком переворачивает их. Получается слово ЦИРК.)
Ученики: Дети встают и хлопают в ладоши, когда появляются числа 5, 6, 7, 8, 9. Читают получившееся слово.
Учитель: Проводится беседа о цирке. Дети делятся своими впечатлениями.
Слайд № 7
Учитель: Сегодня на арене цирка будут выступать только те артисты, в названии которых пишется “ь”. Определите, кто будет выступать?
Ученики: На арене цирка будут выступать тюлень и медведь. (Учитель щелчком удаляет лишние картинки)
Слайд № 8
Учитель: Составьте предложение по картинке. Запишите это предложение. Назовите слова из этого предложения с мягкими согласными. Как обозначена их мягкость на письме?
Ученики: Составляют предложение: Тюлень кидает мяч. Предложение проговаривается и записывается. Называются мягкие согласные. Объясняют способ обозначения мягкости на письме. Согласные подчёркиваются.
Аналогичная работа проводится со словом “медведь”.
Слайд № 9
Физминутка. Покажите, как танцует медведь в цирке. (Дети встают и кружатся)
5. Обобщение знаний, умений, навыков.
Слайды № 10, 11, 12, 13, 1.
Учитель:
В цирке выступают очень необычные артисты. Сможете ли вы их узнать? (Слайды учитель перелистывает щелчком)
Ученики: Называют артистов: жонглёр, акробаты, клоуны, дрессировщики, фокусники.
Слайд № 15
Учитель: Чем занимается фокусник? Я предлагаю вам тоже стать фокусниками. А поможет нам в этом “ь”. Прочитайте слова. Объясните значение этих слов. Произнесите последний звук в каждом слове. Этот звук твёрдый или мягкий? Заменим все последние звуки в словах на мягкие. Прочитайте, что получилось. Объясните смысл этих слов. Что изменится в написании слов?
Ученики: Хором читают слова. Объясняют значение каждого слова. Проводят работу со словом по заданию. Например: Угол – может быть у стола, в комнате. Последний звук в слове [л]. Он твёрдый. Если произнести мягко – получится “уголь”. Уголь – это полезное ископаемое. Чтобы записать это слово, надо дописать в конце слова “ь”. (Учитель щелчком выделяет слово и “превращает” его щелчком в слово “уголь” после ответа ученика.)
Полученные пары слов записывают. По усмотрению учителя работа может быть проведена устно.
Слайд № 16
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и заслужили награду. Я сейчас прочту отрывок из сказки С. Михалкова “Об умном мышонке”, а вы послушайте и скажите, какие слова с мягким знаком есть в этом отрывке. (Щелчком выводит знак “?”)
Читает:
“Стой! – Кричит хорёк мышонку
И бежит за ним вдогонку,
А мышонок прямо в лес
И под старый пень залез”.
Ученики: Это слово “пень”. (Учитель щелчком выводит картинку на экран)
Слайд № 17
7. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Подведём итог. Какую тему мы изучали?
Ученики: Мы изучали тему “Мягкий знак”. (Учитель щелчком выводит на экран “ь”)
Учитель: Расскажите о сегодняшнем уроке по подсказкам. (Щелчком выводит подсказки на экран)
Последнее задание: Напишите на карточках числа, в названии которых пишется “ь”. Названные ранее числа использовать нельзя.
Ученики: Дети записывают на карточках числа и показывают их учителю. Это могут быть числа: 11, 12, 13, 14, 15 и т.д. до 20, а также – 20, 30, 50, 60 и т.д.