Цели урока:
1. Закрепить знания табличных способов умножения и деления 2-5, отрабатывать умение решать задачи.
2. Развивать навыки письменного и устного счёта, мыслительную деятельность при решении задач, внимание, навык самоконтроля.
3. Воспитывать интерес к предмету.
Наглядность:
- карточки с цифрами;
- карточки с прямоугольником, карточка-помогайка;
- разноуровневые карточки, кружочки;
- снежинки с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент. (Cлайд 2)
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь, пожелайте хороших отметок.
2. Сообщение темы урока, целей. (Cлайд 3)
- Сегодня мы отправимся в зимний лес в гости к Деду Морозу. Но сначала нам предстоит определить маршрут, по которому мы будем двигаться.
3. Графический диктант.
(Верхняя часть рисунка выполняется под диктовку учителя , а нижняя - самостоятельно).
- 3 клетки вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо,1 клетку вниз, 3 клетки вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо и так далее.
- А нижнюю часть рисунка выполните самостоятельно.
- Итак, по этой тропинке нам следует добраться до Деда Мороза.
Пройдя через сложные пути, мы повторим табличные случаи умножения и деления с числами 2, 3, 4, 5, вспомним порядок выполнения действий, будем решать задачи.
Пусть девизом урока будут слова: “Так таблицу будем знать, чтобы было только 5!”. (Слайд 4, 5)
Путь к Деду Морозу долгий, поэтому мы отправимся на оленьей упряжке. Для того, чтобы получить право занять свои места на нартах. Нам предстоит выполнить следующее испытание.
4. Математическая разминка. (Игра с мячом)
- Я буду бросать мяч и называть число, а вы ловите и называете произведение этого числа .
- 20, 25, 10, 14, 15.
- А теперь наоборот, я называю выражение, а вы - ответ:
2*2, 4*5, 3*7,4*9, 5*7, 2*8,3*6.
- Молодцы, вы правильно выполнили задание и можете занять свои места.
- Итак, отправляемся в путь! (Включаю аудиозапись песни “Мы поедем, мы помчимся на оленях…”).
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Слайд 6)
- Ребята, пока мы “разминались” госпожа Метелица делала своё дело. Намела на нашем пути сугробы снежные. Посмотрите!!! Придётся разгребать! А для этого нам нужно решить выражения и вспомнить порядок выполнения действий.
(Ввыставляются модели сугробов с примерами)
32+9 (19-16)=59
27: 3*4=36
76-27+9-10=48
8*4:4=8
- Задание выполнено и можно, отправляться дальше.
6. Дифференцированное задание. (Слайд 7)
- Перед нами раскинулось стойбище оленеводов. Здесь нас встречают приветливые хозяева и угощают горячим чаем. Они укажут нам дорогу дальше, если мы быстро выполним задание. Выбери задание по степени трудности: (слайд 8).
Карточка 1.
Х*Х=21 Х*Х=25 Х*Х=24
Х*Х=14 Х*Х=27 Х*Х=40
Проверка: по таблице.
Карточка 2.
2 * 9 = 8 * 3 = 9 * 4 = |
18 : 2 = 25 : 5 = 32 : 4 = |
Проверка:
- сложите ответы, полученные в примерах 1 столбика.
- сложите ответы, полученные в примерах 2 столбика.
Проверь:
- сумма ответов 78.
- сумма ответов 22.
Карточка 3.
Делимое | 24 | 49 | 5 | 36 | |
Делитель | 8 | 5 | |||
Частное | 3 | 4 | 7 | 4 |
Самопроверка: по образцу на доске. (Слайд 9)
7. Физкультминутка. (Слайд 10)
Учитель: Что-то стало холодно. Пора нам с вами отдохнуть, сделать привал и согреться.
Запряжем своих красивых оленей,
В лес поедем к дедушке морозу поскорей…
Ли жги, жги, жги говори
В лес поедем поскорей.
А руками мы прихлопывать начнем,
А ногами мы притопывать начнем,
А ногами мы притопнем дружно враз...
Ну, Мороз, теперь не страшен ты для нас!
8. Геометрическая задача.
- Смотрите, к нам навстречу спешит заяц. (Слайд 11). Он был занят подготовкой к празднику. У него в квартире шел ремонт. Поможем Зайчику! Найдём периметр его комнаты. (На парте у каждого ученика лежит карточка с прямоугольником).
- Что вы знаете об этой фигуре?
Измерьте длину сторон этого прямоугольника. Найдите периметр прямоугольника. (Решение запишите на карточке)
Сильные учащиеся решение записывают самостоятельно, а для слабых “карточка-помогайка”. (Слайд 12)
“Карточка-помогайка”. (Для слабых учащихся)
Р= а +в +а +в
Р=(а +в)*2
Р=а*2+в*2
- Взаимопроверка: обменяйтесь карточками и проверьте решение.
9. Работа над задачей.
- Ребята, мы здесь пишем, думаем, решаем. А что интересно Дед Мороз делает? Вам не кажется, что мы про него совсем забыли. А вот ветерок мне на ушко шепнул мимолётом, что будто Дед Мороз получил заказ отправить для нашего класса небольшой контейнер с гостинцами к Новому году: 5 кг конфет, а фруктов в 4 раза больше. Сколько всего килограммов гостинцев должен отправить Дед Мороз? (Слайд 13)
- О чём эта задача?
- Что означает число 5 в задаче?
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Записать у доски краткое условие.
Решение записывают самостоятельно. (Один ученик выполняет решение на обратной стороне доски, затем весь класс обсуждает решение).
10. Закрепление знаний таблицы умножения и деления. (Слайд 14)
- Итак, отправляемся дальше. И вот, наконец, мы добрались до царства Деда Мороза. Здесь встречает нас дед Мороз, Снегурочка, зверята и красивая ёлка.
- Но как вы думаете, чего не хватает на нашей ёлке? Правильно игрушек!
- На партах у вас лежат игрушки. Повесит на ёлку игрушку тот, кто прочитает выражение, называя компоненты. А карточку с правильным ответом поставит на доску.
- А теперь расположите ответы в порядке возрастания и переверните.
2*7=14 И | 35:5=7 А | 8*4=32 Л | 2*3=6 Н |
4*4=16 И | 40:5=8 Н | 25:5=5 З | 4*9=36 А |
7*4=28 И | 14:7=2 В | 3*9=27 С |
Ответы:
2 | 5 | 6 | 7 | 8 | 14 | 16 | 27 | 28 | 32 | 36 |
в | з | н | а | н | и | и | с | и | л | а |
- Прочитайте высказывание, которое у нас получилось: (слайд 15) “В знании – сила”. - Вы согласны с этим? - Я тоже согласна . Если бы мы не выполнили все задания ,то никогда не побывали бы в царстве Деда Мороза.
11. Итог урока.
Мы прощаемся с Деда Морозом и его друзьями и возвращаемся в класс.
12. Домашнее задание. (Слайд 16)
- В память о сегодняшнем уроке Дед Мороз вам дарит снежинки с домашним заданием. Возьмите их с собой, а задание перепишите в дневник.
(Стр.37, № 4. 1 вариант - 1, 2 столбик, 2 вариант - 3, 4 столбик - 5).
13. Самооценка.
- А сейчас оцените свою работу на уроке.
- Если вы сегодня на уроке выполняли все задания с легкостью, вам было интересно, все у вас получалось, то покажите красный кружок, значит, свою работу вы оцениваете на “отлично”, если вы затруднялись в каких-то заданиях и оцениваете свою работу на “хорошо” – покажите зелёный кружок, а если вам было на сегодняшнем уроке трудно, вы встретились с непонятными заданиями, тогда покажите жёлтый кружок.
- Спасибо вам за работу! Вы все молодцы! (Слайд17).