Задачи игры: создать условия для конструктивного взаимодействия учащихся друг с другом, повысить уровень ориентации в мире профессий, способствовать развитию рефлексии.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра:
- Формирование у учащихся понимания важности проблемы профессионального самоопределения, осознанного выбора профессии.
- Подведение учащихся к соотнесению знаний о себе со знаниями о мире профессий.
- Формирование актуального "информационного поля" по профессиональному самоопределению.
- Развитие навыков целеполагания и планирования деятельности.
Предполагаемый психологический результат: осознание профессионального самоопределения, становление самостоятельности выбора будущей профессии, получение опыта поиска общего решения путем коллективного обсуждения.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета: данная игра представляет собой игру-проживание, в ходе которой участники учатся выстраивать свою деятельность и отношения, соотносясь с заданными условиями, правилами, своими интересами и интересами других людей.
Время на игру и на обсуждение: 1,5 часа.
Участники: учащиеся 9-11 классов
Возраст: 15 - 17 лет,
Размер группы: от 15 до 20 человек,
Ведущий: психолог, возможно присутствие классного руководителя
Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя): в классе, во время классных часов
Подробный сценарий игры
№ этапа | Время на проведение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1 | 5 - 7 | Приветствие. Все участники встают в
два круга: внешний и внутренний лицом друг к
другу Ведущий: Приветствуя друг друга, сделайте комплимент, затем внешний круг смещается на одного участника по часовой стрелке. Приветствие повторяется. Когда все участники поприветствуют друг друга, ведущий предлагает всем сесть в общий круг. |
Создание положительного настроя на игру. | |
2 | 3 | Ведущий: Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда остро встает вопрос о профессиональном самоопределении. Главное - понять, что мир профессий многообразен, и в нем нужно научиться ориентироваться. Не менее важно знать свои способности и возможности. | Введение в тему. | |
3 | 7 | Ведущий: Предлагаю вам упражнение "Профессия
на букву". Ваша задача- показать, что вы
знаете немало профессий, начинающихся на эту
букву. Участники называют профессии и навыки, которые понадобятся для овладения данной профессии. |
Создание положительного настроя на игру, пробуждение интереса. | Карточки с буквами. |
4 | 5 | Обсуждение. - Легко ли было называть профессии и профессиональные качества? - Что вызвало затруднение в выполнении задания? |
Создание атмосферы доверия | |
5 | 5 | Ведущий. Для дальнейшей работы нам
необходимо разделиться на пять команд. Сделаем
это в следующей игре-разминке "Атомы и
молекулы". Вы будете двигаться хаотично по
классу, как атомы, затем по команде должны
соединиться в группы по количеству, названному
ведущим, Например, "три" или больше. В ходе игры участники разбиваются на пять групп. Ведущий предлагает им сесть за пять отдельных столов. |
Положительный настрой, разрядка. | |
6 | 35 | Ведущий: Представьте себе, что в
некотором городе, примерно таком, как наш, злые
силы околдовали всех жителей, превратив их в
вялых, безвольных, почти спящих существ. Чтобы
разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них
искру жизни. Для этого необходимо предложить
жителям простые и понятные, но при этом
реалистичные программы улучшения их жизни. По
условию игры, наша группа должна в течение 30
минут разработать программы по следующим
направлениям: 1 - порядок и спокойствие в городе,
снижение числа преступлений и правонарушений
(юридические аспекты), 2 - более совершенное
управление городом (городская власть), 3 -
оживление экономической жизни, повышение
благосостояния и занятости жителей (экономика в
широком смысле), 4 - счастье жителей, помощь в
решении семейных, личностных проблем, помощь в
поиске смысла жизни (психологические аспекты), 5
- здоровье жителей, профилактика заболеваний,
решение экологических проблем (медицинские
аспекты). Направления деятельности записываются на ватмане. У нас имеются пять команд и пять направлений для улучшения жизни города. Вам предлагается выбрать любое направление и составить программу деятельности по выбранному направлению. Посмотрим далее, что у нас получится, сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом вы должны выполнить важное условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже слушать вас не захотят, не то, чтобы просыпаться. Участники разрабатывают и представляют свои программы. |
Погружение участников в игровую ситуацию, построение своей деятельности. | Лист ватмана, маркеры |
7 | 5 - 7 | Обсуждение. - Удалось ли участникам разбудить жителей спящего города? - Какие приемы в ходе обсуждения помогали, а какие мешали принятию программы? |
Создание атмосферы доверия | |
8 | 10 | Ведущий: Жители города разбужены, жизнь потихоньку налаживается, а выпускникам нужно определиться с выбором профессии. Предлагаю сделать это при помощи следующего упражнения. Упражнение "Угадай профессию": каждой команде раздаются листы бумаги, на которых написано несколько имен прилагательных, характеризующих какую-либо профессию. Командам надо угадать, что это за профессия, и объяснить другой, не используя слов, которые были написаны на бумаге. |
Сопоставление целей выбора профессии, выход из игровой ситуации. | Листы бумаги, с написанными именами прилагательными. Листы бумаги, маркеры (фломастеры). |
9 | 3 | Обсуждение. - Были ли среди загаданных профессий те, которые близки вам по интересам? |
Создание атмосферы доверия, осознание собственных профессиональных предпочтений | |
10 | 10 | Подведение итогов. Рефлексия: - Скажите, что в этой игре вам показалось самым важным, наиболее значимым? - Научились ли вы чему-нибудь в ходе этой игры? Если научились, то чему конкретно? |
Анализ чувств участников, установление обратной связи с другими участниками. |
Формы обсуждения игры: круглый стол.