Проблемы обучения иностранным языкам (ИЯ) возникают во всех учебных заведениях, независимо от их уровня. В течение ряда лет дети, сидя в классных комнатах, слушают и стараются запомнить все, что им говорят учителя, чтобы потом, на экзамене, "вернуть" эту информацию обратно. Самому процессу обучения ИЯ практически не уделяется никакого внимания, хотя многими исследователями установлено: понимание и осознанное овладение знаниями возможны только при активном участии ученика в процессе обучения. Знания приобретаются при постановке проблемы и при ее решении, при проведении исследований, при обдумывании и при разрешении противоречий. Все указанные процессы совершенно необходимы для приобретения глубоких познаний в области ИЯ, равно как и применение различных методов обучения, а не какого-либо одного, которого придерживаются в данный момент большинство учебных заведений. Ученикам нужны не бесправие и зависимость от учителей, а возможность думать и учиться самостоятельно; иными словами, обучение - это то, что делает сам ученик, а не то, что делается за него.
Поставить ученика в позицию "субъекта" процесса познания ИЯ возможно при применении технологии "Обучения в сотрудничестве".
Рассмотрим, понятие "сотрудничество" и преимущества технологии "Обучения в сотрудничестве".
"Сотрудничать - работать вместе, принимать участие в общем деле"- говорится в толковом словаре С. И. Ожегова.
История сотрудничества в истории развития человеческой цивилизации велика.
12 896 год до н. э. В тот самый момент, когда стадо северных оленей только собирается начать форсирование замерзающей реки, его окружает небольшая группа охотников, вооруженных гарпунами с наконечниками из оленьего рога. Не успевают животные ступить в ледяную воду, как охотники набрасываются на них, и начинается кровавая бойня. Коллективные действия кроманьонцев значительно результативнее, чем действия их двоюродных братьев, неандертальцев, которые охотились поодиночке. Именно благодаря способности к коллективному труду был достигнут более высокий жизненный уровень наших предков. [1]
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро". [1]
Группы (небольшие коллективы, сообщества) существуют столько же лет, сколько и само человечество, если не дольше. Изучению этой проблемы посвящено огромное количество публикаций. Любое общество, стремясь к достижению определенных целей, опирается на небольшие коллективы и торжествует победу только тогда, когда эти коллективы добиваются успехов. Именно люди, объединенные в коллективы, построили пирамиды, возвели храм Артемиды в Эфесе, воздвигли статую Колосса Родосского и украсили Вавилон висячими садами. Не вызывает сомнения, что коллективные действия при изучении ИЯ более эффективны, чем индивидуальные, особенно в тех случаях, когда для достижения цели требуются разнообразные знания, навыки и подходы.
Однако многие педагоги пренебрегают теми преимуществами, которые дает каждому ученику, стремящемуся к овладению знаниями в области ИЯ и достижению личного успеха, сотрудничество с другими членами коллектива (класса, группы).
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), группой Дж. Аронсона, Калифорния, университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон).
Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон так, например, рассматривают преимущества сотрудничества:
"Принципиальные особенности методов обучения можно оценить, воспользовавшись тремя основными критериями:
- результативность;
- позитивное взаимодействие;
- психическое здоровье.
Сравнение обучения в сотрудничестве с индивидуальным и "соревновательным" обучением позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев оно обеспечивает:
- более высокие достижения и большую результативность;
- более ответственное и внимательное отношение друг к другу;
- психическое здоровье учеников, которые приобретают не только навыки работы в коллективе, но и чувство собственного достоинства".[1]
Сама идея чрезвычайно проста. Проинструктированный учителем класс разбивается на небольшие группы, каждая из которых начинает выполнять определенное задание и работает над ним до тех пор, пока все члены группы полностью не поймут и не выполнят свою часть работы. При этом совместные усилия направлены на достижение общей цели, успех каждого разделяют его товарищи. Общий успех - это одновременно и признание заслуг каждого члена группы ("Без тебя у нас ничего не получилось бы"), а победа одного - это общая победа и повод для общего ликования ("Ты получил "отлично"! Вот здорово! Молодец!").
Обучение в сотрудничестве оказывает существенное влияние на формирование у учащихся таких черт характера, как готовность не жалеть усилий для достижения общей цели и доброжелательное отношение к тем, кто трудится вместе с ними, а также закладывает основы их психического здоровья и социальной адаптации.
Позитивная взаимозависимость создает отношения, в основе которых лежит взаимное стимулирование: ученики поддерживают, подбадривают друг друга и помогают один другому в делах, направленных на достижение общей цели (например, такой целью может быть, в частности, улучшение успеваемости всех членов группы).
Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга следующим образом:
Оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии.
Обмениваются информацией и "материальными ресурсами", т. е. всем, что необходимо для выполнения задания.
Усваивают сведения, сообщаемые товарищами точно и беспристрастно, и стараются использовать их с максимальной пользой для себя. Устные объяснения, обдумывание и обобщение информации, передача своих знаний и навыков другим - все это приводит к систематизации знаний, к их более осознанному усвоению и к готовности внести свой личный вклад в достижение общей цели. Критически слушая объяснения товарища по группе, ученик получает возможность присовокупить к своим и чужие знания.
Реагируют на академические успехи и поведение друг друга, т. е. в группе налажена обратная связь. Каждый член группы, обучающейся в сотрудничестве, постоянно на виду, в поле зрения своих товарищей. Все его поступки находят незамедлительный отклик, а если он нуждается в помощи, она обязательно будет ему оказана.
Учат друг друга вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения. Конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему, а также; формируют много других полезных качеств и навыков.
Поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше. Ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи.
Оказывают влияние друг на друга. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию. Если кто-то из членов группы знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются.
Имеют четко выраженную мотивацию. Стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели.
Создают обстановку взаимного доверия и поддерживают "установленную планку" на высоком уровне. Члены группы доверяют своим товарищам и стремятся вести себя так, чтобы товарищи доверяли им, что и создает условия для максимальных успехов. Взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого.
Успешно справляются со стрессами и раздражительностью. Сосредоточенность на достижении общего успеха отвлекает от собственных дел и благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.
Сравнение статистически обработанных результатов применения сотрудничества с другими методами обучения позволили Роджеру Джонсон и Дэвиду Джонсон сделать вывод о том, что результативность сотрудничества более высока.
Помимо большей результативности (эффективности), критерием которой является глубина и прочность знаний в изучении ИЯ, сотрудничество также имеет и другие преимущества:
Формирует критический подход к информации и умение аргументировать свою точку зрения. Эти навыки лучше развиты у тех, кто обучается в сотрудничестве, чем у тех, кто конкурирует друг с другом или обучается индивидуально. Даже письменные работы, выполненные обучающимися в сотрудничестве, отличаются большей глубиной.
Развивает творческие способности. Члены групп, обучающихся в сотрудничестве, чаще высказывают оригинальные идеи, предлагают новые пути достижения разных целей и решения всевозможных проблем, чем их сверстники, обучающиеся индивидуально.
Способствует тому, что знания, полученные в одной ситуации, могут быть использованы в другой. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку.
Формирует позитивное отношение к изучаемому предмету. Сотрудничество создает условия и для большей заинтересованности в знаниях. Чем совершеннее методика преподавания, тем больше и активнее интерес к предмету.
Сравнение обучения в сотрудничестве с другими методами обучения показывает, что влияние сотрудничества на психическое и социальное развитие учащихся весьма многогранно.
Во-первых, сотрудничество благоприятствует психическому здоровью. Эшли Монтегю и Карен подчеркивали, что основа психического здоровья - это прежде всего способность трудиться "в одной упряжке" с другими людьми и поддерживать с ними необходимые для этого отношения. Сотрудничество с одноклассниками и бережное отношение к этому сотрудничеству, умение дорожить им гораздо надежнее, чем конкуренция или индивидуальный труд, гарантируют ребенку психическое здоровье, формируют у него навыки, необходимые для жизни в обществе, и чувство собственного достоинства. Психическое здоровье человека, работающего в коллективе, проявляется в таких его качествах, как эмоциональная зрелость, понимание своего положения и своей роли в обществе, умение контролировать свои чувства, и в уважительном отношении к окружающим. Кроме того, человек, вовлеченный в коллективный труд, становится более решительным и независимыми. Индивидуализм приводит к патологическим изменениями психики, которые проявляются в виде эмоционального инфантилизма, социальной неадаптированности, правонарушений, недружелюбного отношения к людям, и в конечном итоге ведет к самоизоляции человека от общества. Коллективный труд - не выдумка ученых, не их причуда; он совершенно необходим для формирования здоровой личности.
Во-вторых, коллективный труд вообще, а обучение в сотрудничестве - в частности, способствует формированию чувства собственного достоинства. Начиная с 50-х годов выполнено более 80 исследований, авторы которых, убеждают нас в том, что коллективный труд вселяет в человека уверенность в собственной значимости, в том, что он заслуживает одобрения окружающих, потому что вносит существенный вклад в общее дело, а значит, у него все в порядке со знаниями и способностями, и он вправе рассчитывать на успех.
Обучаясь в сотрудничестве, учащиеся осознают, что:
- окружающие не просто правильно оценивают их и принимают, а относятся к ним с симпатией;
- от них зависит не только их личный успех, но и успех товарищей и всей группы в целом;
- необходимо сравнивать свои способности со способностями других членов группы, но не противопоставлять их, а оценивать как дополняющие друг друга.
В-третьих, обучение в сотрудничестве благоприятствует развитию такого важного качества, как альтруизм - умение смотреть на вещи и ситуации глазами других людей, думать о них и учитывать их интересы. Противоположностью этого качества является эгоцентризм - неспособность и неумение человека думать о ком-либо или о чем-либо, кроме собственной персоны.
В-четвертых, обучающиеся в сотрудничестве дети приобретают навыки социального поведения (социальные навыки). Учащиеся - члены групп, обучающихся в сотрудничестве, - гораздо лучше адаптированы к жизни в обществе, чем их ровесники.
И, наконец, последнее. Многие компоненты, из которых слагается психическое здоровье, приобретаются только в сотрудничестве. Детям необходимо прививать любовь к знаниям ИЯ, понимание того, что любую работу нужно стремиться выполнить на "отлично", уважение к другим людям и к их собственности, терпимое отношение к тем, чьи взгляды и представления не совпадают с твоими и т. д. и т. п. Влияние, которое оказывают друг на друга члены групп сотрудничества, способствует именно такому поведению.
"Все основные положительные результаты обучения в сотрудничестве - глубокие и прочные знания, товарищеские отношения между учениками и их психическое здоровье - взаимосвязаны, и поэтому, скорее всего, они достигаются одновременно, в совокупности"- делают заключение Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон. [1]
Список литературы.
- Джонсон, Д., Джонсон, Р., Джонсон-Холубек, Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Экономическая школа, 2001, -256с.