Цели:
- Упражнение в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ж], [ш] в слогах, словах, фразах, связном тексте.
- Повторение характеристик этих звуков. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов.
- Развитие умений правильно писать сочетания жи - ши в словах.
- Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления.
- Развитие общей и артикуляционной моторики. Развитие диалогической речи: умения слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность.
- Ускорение общеречевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря. Развитие мышечной силы, усиление работы важнейших органов - легких, сердца.
- Воспитание внимательности, самоконтроля.
- Воспитание интереса к занятию.
- Воспитание дружбы, щедрости.
Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический, сравнение и анализ.
Оборудование: ТСО (проигрыватель, магнитофон), изображение героев, слоговые таблицы, каучуковые шарики, веера, маски животных, бочка, тележка, корзина, мягкие игрушки - мышки, мешок, цветные стеклышки, знак "Пешеходный переход".
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит фрагмент песни "Куда уехал цирк?" (муз. В. Быстрякова, сл. В. Левина).
- Вы хотите побывать в цирке?
Психогимнастика.
- Изобразите выступления артистов цирка (жонглера, силача, клоуна, канатоходца).
II. Сообщение темы и целей.
- Сегодня мы приглашены на цирковое представление. Вместе с артистами научимся правильно произносить звуки [ж] и [ш] в слогах, словах и предложениях. За правильно выполненное задание они будут дарить разноцветные камушки.
III. Артикуляционная гимнастика.
- Рассаживайтесь поудобнее.
- Представление началось! На арене цирка жонглёр - тюлень. Он считает себя самым ловким. А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.
1. "Наказать непослушный язык".
Цель: Учить расслаблять мышцы языка.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя - пя - пя.
2. "Приклей конфетку".
Цель: Учить удерживать язык вверху.
Положить широкий язык на нижнюю губу. Представить, что на кончике языка конфета, приклеить ее к небу за верхними резцами.
3. "Кто дальше загонит мяч".
Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
IV. Сравнение артикуляции звуков.
- На арене выступает клоун Нибумбум.
- Он прост правильно произносить звуки [ж] и [ш].
Сравните эти звуки при произношении.
ГУБЫ округлены и слегка вытянуты вперед. ЗУБЫ сближены. ЯЗЫК широкая передняя часть поднята к небу в виде чашечки, образуя с ним щель. ГОЛОС звонкий ж / глухой ш ВОЗДУХ воздушная струя теплая.
- И во второй руке у клоуна вопрос.
Дайте характеристику этим звукам:
Гласный - согласный. Докажи. Звонкий - глухой. Докажи.
Твердый - мягкий. Назови.
V. Работа со слогами.
Внимание! На арене дрессировщик Хрюша со своим питомцем удавом. Удав не только шипит, а научился читать слоги. Читаем слоги с ним.
ша - ша - ша шо - шо - шо
шу - шу - шу
ши - ши - ши
жа - жа - жа жо - жо - жо
жу - жу - жу
жи - жи - жи
- Кто изображен на картинках?
Соотнесите картинки со слоговыми таблицами. Как шипит гусь? Как жужжит жук? Чья песенка звонкая? Чья глухая?
Гусь ша - ша - ша Жук жа - жа - жа
Прочитайте, как разговаривают между собой гусь и жук.
ша - ша - ша - жа - жа - жа шо - шо - шо - жо - жо - жо
шу - шу - шу - жу - жу - жу
ши - ши - ши - жи - жи - жи
здороваются удивляются
сердятся
мирятся
VI. Разминка (с мячиком из каучука).
Обезьяна предлагает поиграть с мячиками.
- Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
- "Здравствуй, мой любимый мячик" -
Скажет утром каждый пальчик.
- По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
- Взад, вперед его качу:
Вправо, влево - как хочу.
- Танцевать умеет танец
На мяче мой каждой палец.
- Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
- Сверху левой, снизу правой -
Я его катаю браво.
- Поверну, а ты проверь -
Сверху правая теперь!
VII. Дифференциация букв ж - ш.
- А вот и клоун Алле-Оп. У него пальцы похожи на веера. Он совсем запутался в следующем задании.
- Прочитайте слово про себя, покажите букву, которая пропущена. Один из учащихся читает вслух слово.
Ж - Ш ка . а
ко . а
лу . а
лу . ок
ме . ок
но . ик
Ж - Ш е . ата
ма . ина
пи . ама
сне . ок
дру . ок
пету . ок
Индивидуальная работа: выполнение задания на карточках
VIII. Физкультминутка.
- Хотите подружиться со Слоненком?
- Встречайте его и сделайте вместе с ним зарядку. (музыка).
На лужайке на ромашке развести руки в стороны Жук летал в цветной рубашке. взмахи руками Жу - жу - жу, жу - жу - жу, Я с ромашками дружу. хлопки Тихо по ветру качаюсь, руки вверх, покачивание Низко - низко наклоняюсь. наклон вперед - Я нашла себе жука имитация На большой ромашке, Не хочу держать в руках - Пусть лежит в кармашке. Ой, упал, упал мой жук, наклон Нос испачкал пылью. показ на нос Улетел, улетел зеленый жук, Улетел на крыльях. взмахи руками
IX. Составление слов при помощи слога [жи].
- На арену цирка выезжает косолапый Мишка.
Как он умеет педали вертеть! Помогите ему проехать по лабиринту, составляя слова из слогов.
- Вспомните, как пишутся сочетания жи - ши?
- Поздравьте Мишку с успешным выступлением.
X. Изменение слов по образцу.
- Встречайте зебру.
- Где в городе вы могли ее видеть? (на проезжей части дороги - указатель перехода для пешеходов).
- Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (свое название эта разметка получила за сходство с окраской животного).
- Зебра предлагает вам правильно изменить слова по образцу, чтобы на конце слов было сочетание жи или ши.
Сказать - скажи решить - :
положить - :
держать - :
махать - :
связать - :
написать - :
дружить - :
- Вы со всеми ребятами дружите?
- Как вы относитесь к жадным детям?
- Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Акима "Жадина".
Жадину я ни о чем Не прошу.
В гости я жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего.
Даже приятелем
Не назовешь его.
- Почему не выйдет из жадины друга хорошего?
XI. Инсценирование стихотворения С.Е. Ефимовского "День рождения у кошки".
- Сколько артистов выступали перед вами. А теперь ваша очередь стать артистами.
Дети надевают маски, берут необходимые атрибуты (корзину, тележку, мешок, бочку) и инсценируют сказку.
Автор.
Ждет гостей сегодня кошка
И волнуется немножко:
Кошка.
"Что ж так долго не идут?"
Автор.
Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке
Все спешат поздравить кошку.
Белка.
Белка в тележке
Везет орешки.
Зайка.
В корзине у зайки -
Морковь для хозяйки.
Медведь.
Катит медвежонок
Меду бочонок.
Петушок.
Тащит петушок
Проса мешок.
Кот.
А кот Тимофей
Принес двух мышей.
Автор.
Всем подаркам кошка рада,
С одного ж не сводит взгляда.
Кошка.
Догадайтесь поскорей:
Чей подарок мне милей?
- Молодцы. Распределите слова в 2 столбика:
I столбик - с буквой ш II столбик - с буквой ж кошка спешат
орешки
петушок
мешок
мышей
ждет немножко
за дружкой
по дорожке
тележка
медвежонок
XII. Итог занятия.
- Заключительное выступление - маг Топтыгин. Он проверит вашу память.
- Дайте характеристику звуку [ж]. (согласный, звонкий, твердый).
- Как пишутся сочетания жи - ши?
- Сосчитайте, сколько у вас цветных камушков. Закройте глаза. Знаменитый маг превращает камушки в шары. Музыка. Награждение.
- Вам понравилось в нашем цирке?