Конспект занятия по ручному труду для детей с нарушением зрения на тему "Цыпленок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: учить детей делать из природного материала цыпленка; закреплять навыки работы с ножницами и пластилином; развивать мышление, фантазию; тренировать мелкую моторику рук; воспитывать у детей художественный вкус, любовь к природе, ручному труду.

Коррекционная задача: развивать глазомер, тактильные ощущения, зрительно–двигательную координацию.

Материал: для каждого ребенка – пластиковая тарелочка, одна маленькая половинка и две большие половинки скорлупы грецкого ореха, семь маленьких перышек, две плюски желудя, пластилин, две бусинки, круглая коробочка из под сыра («Хохланд»), немного пряжи зеленого цвета, ножницы; демонстрационные фотографии готового изделия и поэтапного изготовления поделки, магнитная доска, музыка в записи, образец (цыплёнок «Цыпа»).

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, отгадайте мою загадку:
Ко-ко-ко, там камни, кочки,
Стойте, желтые комочки!
Разбежались все куда-то,
Непослушные... (цыплята)

Молодцы, верно отгадали. У нас в гостях сегодня цыпленок «Цыпа». Ему нужна ваша помощь. Он один грустит, ему не с кем играть. Как можно ему помочь? (покормить его, предложить подружиться с резиновыми игрушками, найти маму, смастерить ему друзей – цыплят, похожих на него…) Дети приходят к одному выводу: сделать друзей для цыпленка и он перестанет грустить.

II. Рассматривание образца поделки

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографию цыпленка (демонстрационную) и саму поделку (у детей разная острота зрения и не все дети могут увидеть мелкие детали). Какой природный материал был использован в создании поделки? Какой он на ощупь? Дети на своих местах рассматривают и пробуют на ощупь предложенный материал для работы. (Скорлупа грецкого ореха – твердая, ребристая; перья – мягкие пушистые, теплые; плюски желудей – шероховатые, твердые). Вся ли одинаковая скорлупа ореха? (для головы одна и поменьше, для туловища две и побольше). Из чего сделаны хвост и крылья? (для хвоста нужно 3 перышка, а для каждого крыла – 2). Как образом можно скрепить детали? (использовать пластилин). Как придать выразительность образу? (по-разному расположить глаза, прикрепить голову, лапки…) Из чего сделать лапки? (из пластилина или плюсок желудя).

III. Показ приемов изготовления поделки

А теперь посмотрите, ребята, как мы будем делать цыпленка. Сейчас я вам покажу, как оформить туловище. Две крупные половинки грецкого ореха заполнить пластилином, в одну из них воткнуть перышки для хвоста и с двух разных сторон для крыльев и сверху накрыть второй половинкой скорлупы, плотно сжать. Лапки лепим из пластилина или используем плюски желудей, вот таким образом. А теперь делаем голову цыпленку. Глаза-бусинки крепим пластилином, присоединяем клюв. Заполняем небольшого размера половинку скорлупы также пластилином и присоединяем к туловищу. Травку сделаем из зеленой пряжи: нарежем ножницами и разложим в круглой коробке. На такую зеленую лужайку заселяем цыпленка.

IV. Закрепление последовательности изготовления поделки

А теперь уточним, как вы запомнили. Вот изображения поэтапного изготовления поделки. Сейчас мы их вместе с вами выложим в правильной последовательности. Дарина выберет первое изображение и расскажет, что делать (я выбрала это изображение первым, потому что сначала нужно сделать туловище из…). Следующее изображение выберет Олег и т. д.

V. Коррекционная физминутка

А сейчас немножко отдохнем (проводится коррекционная физминутка – движения выполняются в соответствии со словами):

Озорной цыплёнок жил,
Головой весь день крутил:
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял,
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать:
Поднимать и опускать,
Вверх, вниз, вверх, вниз!
Повернулся влево, вправо:
– «Хорошо на свете, право!»
А потом гулять пошёл –
И друзей себе нашёл!

VI. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять...
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопки на счет).
Вышел пальчик погулять.
(Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони).
Только вышел из ворот –
Глядь, другой к нему идет.
(Присоединяется средний палец).
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи.
Затем – безымянный.
Вместе встанем в хоровод –
Вот.
(Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони).

VII. Самостоятельная работа детей

А теперь, ребята, приступаем к изготовлению поделки (звучит спокойная музыка в записи). Кто уже смастерил поделку, поместите её на лужайку (в коробку) и придумайте, как вы будете называть вашего цыпленка. Затем организуется выставка готовых цыплят.

VIII. Анализ детских работ

Вы старались, мастерили, трудно было не устать!
Потрудились от души, все работы хороши!

Взрослый анализирует детские работы, подмечает творческий подход, успехи детей, дает конкретные советы, побуждает и детей к анализу работ своих товарищей.

IX. Самостоятельные игры детей с готовыми поделками