Урок математики во 2-м классе "Плоские и объемные фигуры". Образовательная программа "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с объемными телами и их отличием от плоских фигур (на уровне ощущений);
  • продолжать работу по классификации плоских фигур по различным основаниям;
  • продолжать формирование вычислительных навыков;
  • развивать умение решать текстовые задачи.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения: внимание, память, мышление, речь.

Воспитательные:

  • развивать организационные общеучебные умения, в том числе умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя;
  • развивать навыки сотрудничества,
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • наборы объемных фигур демонстрационные и раздаточные,
  • набор плоских фигур,
  • карточки с буквами, понятиями,
  • объемные предметы,
  • раздаточный материал для учащихся (для изготовления кораблика),
  • листы с изображением объемных фигур,
  • мультимедийное оборудование для показа слайдов (приложений).

Ход урока

 Учитель Ученики
1. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Настроимся на успешную работу.
Запишем в тетрадях число, классная работа (число, день недели спрашиваю).
Записывают.
2. Актуализация знаний.
– Проведем математическую разминку. Как думаете, зачем нам это нужно?
Отвечайте быстро и точно:
– Какое число находится между числами 16 и 18? (17)
– Какое число следует за числом14? (15)
– Увеличьте 9 на 7. (16)
– Уменьшите 12 на 8. (4)
– Первое слагаемое 6, второе такое же. Найдите сумму. (12)
– Уменьшите 15 на 6. (9) …
– Молодцы!
– Теперь проверим, как вы используете умение хорошо считать.
На доске записаны числовые выражения:
18-8-4 (7+7)-10 (5+3)+7
17-(3+4) 18-(7+2) 14-4+3
Чтобы размяться в начале урока, как спортсмены.
– О чем надо помнить, решая числовые выражения в два действия?
Каков будет порядок в выражениях со скобками?
О порядке действий.
Действие в скобках первое.
– Сколько столбиков видите? (3) Каждый ряд будет решать по одному столбику. Встаньте ученики, чей столбик 1-й, 3-й, 2-й. Можно решить столбик другого ряда при условии, что выполнили свой. Записывайте в тетрадях и находите значения выражений. Решают.
– Заканчивайте работу. Теперь проверим, называйте результаты каждого выражения, а я буду прикреплять их на доску в ряд. Если вы все вычислили верно, у нас получится слово, (на карточках с ответами написаны буквы). Прочитайте, что за слово получилось. Называют ответы.
6 10 4 9 15 13
Ф и г у р ы
Фигуры.
Что вы знаете о значении этого слова? Что называют фигурой? Показываю шахматные фигуры, геометрические. Тело человека (стройная, красивая фигура).
Шахматная фигура, геометрическая.
Не случайно появилось это слово на доске.
Можно предположить, что тема урока связана с фигурами?
– Как вы думаете, о каких фигурах мы будем говорить?
Открываю на доске закрытое полосой бумаги задание.
Да.
О геометрических.
– Посмотрите на доску. Догадайтесь, что за задание я приготовила.
На клетчатом фоне доски в ряд изображены фигуры – треугольник, круг, квадрат, треугольник, круг.
– Определим закономерность (проговариваем хором).
Назвать фигуры, найти закономерность в расположении, продолжить ряд фигур.
– Начертите фигуры карандашом в тетрадях, продолжите ряд до конца строки. Чертят.
– Какие еще геометрические фигуры вам известны?
– Прекрасно!
Ромб, прямоугольник, овал…
3. «Открытие» нового знания.
Постановка цели урока
– Итак, мы выяснили, что говорить на уроке будем о фигурах. А разве вы о них не знаете? Значит, наша цель будет, узнать что-то новое о фигурах.
Наверное, не все знаем
– Внимание на экран (на экране кораблик из геометрических фигур) Приложение. Кораблик.jpg
– Что изображено?
Кораблик.
– Из каких геометрических фигур состоит кораблик? Квадрат, прямоугольник, трапеция.
– Найдите эти фигуры у себя на партах, достаньте из конверта. Как думаете, что будем с ними делать? Соберем такой же кораблик сами.
– Что понадобится для работы? Основа, клей, картонка для клея.
Соберите свой кораблик, будьте внимательны и аккуратны. Сравнивайте с образцом. Помогайте друг другу.
– Закончите работу.
Дети приклеивают фигуры в нужном порядке.
– Оцените результат своих действий. Кто считает, что хорошо справился с заданием? Кому нужна помощь?
Отдохнем.
Оценивают, помогают друг другу.
Физкультминутка
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы кружимся потом.
Мы топаем ногами топ-топ-топ,
Мы руки опускаем хлоп-хлоп-хлоп,
Мы руки разведем, попрыгаем потом!
 
Продолжим работу.
Проведем опыт-наблюдение.
Прижмите лист с наклеенными фигурами ладонью к поверхности стола.
 
– Есть ли пространство между ладонью и поверхностью стола? Нет.
– Легко прижимать? Легко.
Отложите эту работу на край парты.
– Теперь посмотрите вот на эти фигуры (показываю шар, конус, куб). Таких фигур у меня много, сейчас каждый из вас получит по одной из этих фигур (с помощью 2-ух учеников раздаю каждому такую фигуру).
– Попробуйте эти фигуры прижать к поверхности стола.
 
– Есть ли пространство между ладонью и поверхностью стола? Есть, ладонь находится выше.
– Легко прижимать? Нелегко, трудно.
– Подведем итог нашего наблюдения.
Сравните еще раз – левой и правой ладонью прижмите фигуры первой и второй групп.
– Возникает вопрос? Какой?...
– Чем одна группа фигур отличается от другой?
В первом случае фигуры прижимать было легко, а во втором трудно.

Пробуют сформулировать вопрос.
Постановка проблемного вопроса
– Какие бывают фигуры? На какие группы мы можем разделить фигуры? Как назвать эти группы? (на доске под словом фигуры появляется знак вопроса)?
Предположения детей.
Первая группа фигур полностью разместилась на листе бумаги, они нам хорошо знакомы.
– Как назвать эту группу фигур?
Предположения.
– А вторая группа фигур на листе полностью не разместилась, у этих фигур есть часть, которая не помещается на листе бумаги, возвышается над поверхностью, (мешает их прижать).
– Как же назвать вторую группу фигур?
Предположения.
– Чтобы получить точный ответ, надо обратиться к учебнику.
– Найдите в учебнике информацию, которая поможет нам решить проблему. Прочитайте название каждой группы фигур.
Читают.
– Как называют фигуры, которые полностью размещаются на листе (плоскости)? Плоские
– Как называют фигуры, которые нельзя полностью разместить на плоскости? У них есть выступающая часть. Объемные
4. Формулирование темы урока.
(карточки на доске Плоские и объемные фигуры)
– Какова же тема нашего урока?
Плоские и объемные фигуры
5. Первичное закрепление.
– Поучимся различать плоские и объемные фигуры.
Работа с №3, стр. 47 по верхним рисункам.
Называем плоские, объемные фигуры.
– У кого на партах шары (конусы, кубы и т. д.) – поднимите их, остальные проверят.
– Обратите внимание на изображение объемных фигур.
 
– Как они изображены?
Так показано, что они «возвышаются» над листом бумаги.
– Попробуем найти предметы, которым можно дать такое же название, как и объемным фигурам.
С помощью светотени
– В классе…
Показываю объемные предметы.
– На какую объемную фигуру похож
Апельсин? шар
Карандаш? цилиндр
Коробка? параллелепипед
Колпак? конус
Кубик Рубика? куб
Стакан? цилиндр
– Замечательно! Внимание на экран!
Глобус – шар, шкаф, коробка, телевизор – параллелепипеды…
Работа с таблицей. (Приложение)
– Рассмотрите таблицу. Таблица 1.jpg
– Сколько строк?
– Чем похожи предметы первой строки?
– Что из лежащих рядом предметов можно добавить в эту строку?
Аналогично проводится работа со второй строкой таблицы. Таблица 2.jpg
– Какие предметы остались? Таблица 3.jpg
– Их к каким объемным телам отнесем?
2
Объемные, конусы
Воронку (показать ее)
Кубик, мяч.
Куб, шар.
Физкультминутка
Отдохнем.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире – 2 раза
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим – 2 раза.
 
Продолжим.
– Поработаем над задачей – №4 а, стр.47.
Читаем текст, анализируем. Проиллюстрируем текст задачи.
 
– У доски лежат разные фигуры, выберем нужные.
Сравниваем количество фигур, записываем только решение: 4-3=1 (Ф)
Дети выбирают нужные фигуры, показывают всем, делятся на группы, сравнивают.
– Вы так замечательно, активно работаете, что мне хочется вас удивить, показать вам красоту.
Земля.jpg, Пирамида.jpg, Колонна.jpg (Приложение)
– Что изображено?
– На какую объемную фигуру похоже?
Планета Земля, пирамида Хеопса, древнегреческие колонны.
Релаксационная пауза для глаз
Я буду показывать листы с цветными объемными фигурами, вы следите за ними только глазами.
Переводим взгляд с одной фигуры на другую в разных направлениях (сверху вниз, слева направо, по диагонали). И называем эти фигуры.
Красный цилиндр, синий куб, желтый параллелепипед
6. Групповая работа.
– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры?
– Попробуем и мы поработать строителями.
На первых партах каждого ряда лежат объемные детали конструктора (и дети с мест свои фигуры приносят).
– По группам-рядам организованно, дружно создайте постройку.
Словесная оценка работ.
В строительстве
Дети собирают, оценивают.
7. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового о фигурах вы узнали на этом уроке?
– Посмотрите на желтое поле внизу учебной страницы 47.
– Сколько объемных фигур? Отметьте их карандашом поставьте под ними галочку. Проверьте друг друга. Назовите их.
– Чем похожи оставшиеся фигуры? Ребята, вы прекрасно потрудились! Я хочу наградить вас объемными телами-параллелепипедами. Догадались, что за награда? (раздаю маленькие шоколадки). Спасибо за активную работу!
Урок закончен.
Могут быть плоскими и объемными.
Плоские, одного цвета.