Цели урока:
Образовательные:
- познакомить детей с объемными телами и их отличием от плоских фигур (на уровне ощущений);
- продолжать работу по классификации плоских фигур по различным основаниям;
- продолжать формирование вычислительных навыков;
- развивать умение решать текстовые задачи.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения: внимание, память, мышление, речь.
Воспитательные:
- развивать организационные общеучебные умения, в том числе умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя;
- развивать навыки сотрудничества,
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
- наборы объемных фигур демонстрационные и раздаточные,
- набор плоских фигур,
- карточки с буквами, понятиями,
- объемные предметы,
- раздаточный материал для учащихся (для изготовления кораблика),
- листы с изображением объемных фигур,
- мультимедийное оборудование для показа слайдов (приложений).
Ход урока
Учитель | Ученики | ||||||||||||
1. Орг. момент. | |||||||||||||
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Настроимся на успешную работу. Запишем в тетрадях число, классная работа (число, день недели спрашиваю). |
Записывают. | ||||||||||||
2. Актуализация знаний. | |||||||||||||
– Проведем математическую разминку. Как думаете, зачем нам это нужно? Отвечайте быстро и точно: – Какое число находится между числами 16 и 18? (17) – Какое число следует за числом14? (15) – Увеличьте 9 на 7. (16) – Уменьшите 12 на 8. (4) – Первое слагаемое 6, второе такое же. Найдите сумму. (12) – Уменьшите 15 на 6. (9) … – Молодцы! – Теперь проверим, как вы используете умение хорошо считать. На доске записаны числовые выражения:
|
Чтобы размяться в начале урока, как спортсмены. | ||||||||||||
– О чем надо помнить, решая числовые выражения в два действия? Каков будет порядок в выражениях со скобками? |
О порядке действий. Действие в скобках первое. |
||||||||||||
– Сколько столбиков видите? (3) Каждый ряд будет решать по одному столбику. Встаньте ученики, чей столбик 1-й, 3-й, 2-й. Можно решить столбик другого ряда при условии, что выполнили свой. Записывайте в тетрадях и находите значения выражений. | Решают. | ||||||||||||
– Заканчивайте работу. Теперь проверим, называйте результаты каждого выражения, а я буду прикреплять их на доску в ряд. Если вы все вычислили верно, у нас получится слово, (на карточках с ответами написаны буквы). Прочитайте, что за слово получилось. | Называют ответы. | ||||||||||||
|
Фигуры. | ||||||||||||
– Что вы знаете о значении этого слова? Что называют фигурой? Показываю шахматные фигуры, геометрические. | Тело человека (стройная, красивая фигура). Шахматная фигура, геометрическая. |
||||||||||||
Не случайно появилось это слово на доске. Можно предположить, что тема урока связана с фигурами? – Как вы думаете, о каких фигурах мы будем говорить? Открываю на доске закрытое полосой бумаги задание. |
Да. О геометрических. |
||||||||||||
– Посмотрите на доску. Догадайтесь, что за задание я приготовила. На клетчатом фоне доски в ряд изображены фигуры – треугольник, круг, квадрат, треугольник, круг. – Определим закономерность (проговариваем хором). |
Назвать фигуры, найти закономерность в расположении, продолжить ряд фигур. | ||||||||||||
– Начертите фигуры карандашом в тетрадях, продолжите ряд до конца строки. | Чертят. | ||||||||||||
– Какие еще геометрические фигуры вам известны? – Прекрасно! |
Ромб, прямоугольник, овал… | ||||||||||||
3. «Открытие» нового знания. | |||||||||||||
Постановка цели урока – Итак, мы выяснили, что говорить на уроке будем о фигурах. А разве вы о них не знаете? Значит, наша цель будет, узнать что-то новое о фигурах. |
Наверное, не все знаем | ||||||||||||
– Внимание на экран (на экране кораблик из геометрических фигур) Приложение. Кораблик.jpg – Что изображено? |
Кораблик. | ||||||||||||
– Из каких геометрических фигур состоит кораблик? | Квадрат, прямоугольник, трапеция. | ||||||||||||
– Найдите эти фигуры у себя на партах, достаньте из конверта. Как думаете, что будем с ними делать? | Соберем такой же кораблик сами. | ||||||||||||
– Что понадобится для работы? | Основа, клей, картонка для клея. | ||||||||||||
– Соберите свой кораблик, будьте внимательны и аккуратны. Сравнивайте с образцом. Помогайте друг другу. – Закончите работу. |
Дети приклеивают фигуры в нужном порядке. | ||||||||||||
– Оцените результат своих действий. Кто считает, что хорошо справился с заданием? Кому нужна помощь?
Отдохнем. |
Оценивают, помогают друг другу. | ||||||||||||
Физкультминутка Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы кружимся потом. Мы топаем ногами топ-топ-топ, Мы руки опускаем хлоп-хлоп-хлоп, Мы руки разведем, попрыгаем потом! |
|||||||||||||
Продолжим работу. – Проведем опыт-наблюдение. – Прижмите лист с наклеенными фигурами ладонью к поверхности стола. |
|||||||||||||
– Есть ли пространство между ладонью и поверхностью стола? | Нет. | ||||||||||||
– Легко прижимать? | Легко. | ||||||||||||
Отложите эту работу на край парты. – Теперь посмотрите вот на эти фигуры (показываю шар, конус, куб). Таких фигур у меня много, сейчас каждый из вас получит по одной из этих фигур (с помощью 2-ух учеников раздаю каждому такую фигуру). – Попробуйте эти фигуры прижать к поверхности стола. |
|||||||||||||
– Есть ли пространство между ладонью и поверхностью стола? | Есть, ладонь находится выше. | ||||||||||||
– Легко прижимать? | Нелегко, трудно. | ||||||||||||
– Подведем итог нашего наблюдения. Сравните еще раз – левой и правой ладонью прижмите фигуры первой и второй групп. – Возникает вопрос? Какой?... – Чем одна группа фигур отличается от другой? В первом случае фигуры прижимать было легко, а во втором трудно. |
Пробуют сформулировать вопрос. |
||||||||||||
Постановка проблемного вопроса – Какие бывают фигуры? На какие группы мы можем разделить фигуры? Как назвать эти группы? (на доске под словом фигуры появляется знак вопроса)? |
Предположения детей. | ||||||||||||
– Первая группа фигур полностью разместилась на листе бумаги, они нам
хорошо знакомы. – Как назвать эту группу фигур? |
Предположения. | ||||||||||||
– А вторая группа фигур на листе полностью не разместилась, у этих фигур есть часть, которая не помещается на листе бумаги, возвышается над поверхностью, (мешает их прижать). – Как же назвать вторую группу фигур? |
Предположения. | ||||||||||||
– Чтобы получить точный ответ, надо обратиться к учебнику. – Найдите в учебнике информацию, которая поможет нам решить проблему. Прочитайте название каждой группы фигур. |
Читают. | ||||||||||||
– Как называют фигуры, которые полностью размещаются на листе (плоскости)? | Плоские | ||||||||||||
– Как называют фигуры, которые нельзя полностью разместить на плоскости? У них есть выступающая часть. | Объемные | ||||||||||||
4. Формулирование темы урока. | |||||||||||||
(карточки на доске Плоские и объемные фигуры) – Какова же тема нашего урока? |
Плоские и объемные фигуры |
||||||||||||
5. Первичное закрепление. | |||||||||||||
– Поучимся различать плоские и объемные фигуры. Работа с №3, стр. 47 по верхним рисункам. Называем плоские, объемные фигуры. – У кого на партах шары (конусы, кубы и т. д.) – поднимите их, остальные проверят. – Обратите внимание на изображение объемных фигур. |
|||||||||||||
– Как они изображены? Так показано, что они «возвышаются» над листом бумаги. – Попробуем найти предметы, которым можно дать такое же название, как и объемным фигурам. |
С помощью светотени | ||||||||||||
– В классе… Показываю объемные предметы. – На какую объемную фигуру похож Апельсин? шар Карандаш? цилиндр Коробка? параллелепипед Колпак? конус Кубик Рубика? куб Стакан? цилиндр – Замечательно! Внимание на экран! |
Глобус – шар, шкаф, коробка, телевизор – параллелепипеды… | ||||||||||||
Работа с таблицей. (Приложение) – Рассмотрите таблицу. Таблица 1.jpg – Сколько строк? – Чем похожи предметы первой строки? – Что из лежащих рядом предметов можно добавить в эту строку? Аналогично проводится работа со второй строкой таблицы. Таблица 2.jpg – Какие предметы остались? Таблица 3.jpg – Их к каким объемным телам отнесем? |
2 Объемные, конусы Воронку (показать ее) Кубик, мяч. Куб, шар. |
||||||||||||
Физкультминутка Отдохнем. Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире – 2 раза Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим – 2 раза. |
|||||||||||||
Продолжим. – Поработаем над задачей – №4 а, стр.47. Читаем текст, анализируем. Проиллюстрируем текст задачи. |
|||||||||||||
– У доски лежат разные фигуры, выберем нужные. Сравниваем количество фигур, записываем только решение: 4-3=1 (Ф) |
Дети выбирают нужные фигуры, показывают всем, делятся на группы, сравнивают. | ||||||||||||
– Вы так замечательно, активно работаете, что мне хочется вас удивить, показать вам красоту. Земля.jpg, Пирамида.jpg, Колонна.jpg (Приложение) – Что изображено? – На какую объемную фигуру похоже? |
Планета Земля, пирамида Хеопса, древнегреческие колонны. | ||||||||||||
Релаксационная пауза для глаз Я буду показывать листы с цветными объемными фигурами, вы следите за ними только глазами. Переводим взгляд с одной фигуры на другую в разных направлениях (сверху вниз, слева направо, по диагонали). И называем эти фигуры. |
Красный цилиндр, синий куб, желтый параллелепипед | ||||||||||||
6. Групповая работа. | |||||||||||||
– А в жизни, где часто применяют объемные фигуры? – Попробуем и мы поработать строителями. На первых партах каждого ряда лежат объемные детали конструктора (и дети с мест свои фигуры приносят). – По группам-рядам организованно, дружно создайте постройку. Словесная оценка работ. |
В строительстве
Дети собирают, оценивают. |
||||||||||||
7. Итог урока. Рефлексия. | |||||||||||||
– Что нового о фигурах вы узнали на этом уроке? – Посмотрите на желтое поле внизу учебной страницы 47. – Сколько объемных фигур? Отметьте их карандашом поставьте под ними галочку. Проверьте друг друга. Назовите их. – Чем похожи оставшиеся фигуры? Ребята, вы прекрасно потрудились! Я хочу наградить вас объемными телами-параллелепипедами. Догадались, что за награда? (раздаю маленькие шоколадки). Спасибо за активную работу! Урок закончен. |
Могут быть плоскими и объемными.
Плоские, одного цвета. |