Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с приметами осени, с разнообразием растений и животных в природе; развивать умение распознавать растения и животных, наблюдать за ними в природной обстановке; развитие внимания, наблюдательности, речи; воспитание бережного отношения к природе, любви к своей Родине, воспитание культурного поведения.
Оборудование: гербарные образцы растений леса, фотографии зверей и птиц леса, пакетики для сбора природного материала для уроков технологии, фотоаппараты.
Маршрут: берёзовая роща, смешанный участок леса.
Ход урока
1-й этап. Организационный выход из школы.
Предварительно проводится беседа о культуре поведения на улице; по технике безопасности.
2-й этап. Прибытие в берёзовую рощу.
Учитель: Скажите, ребята, какое время года сейчас наступило?
Назовите, пожалуйста, осенние месяцы.
Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа Соколова-Микитова «Осень в лесу».
Послушайте его и сравните с тем, что вы видите вокруг себя.
«Пришёл сентябрь. После жаркого лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо слышатся голоса. По прозрачному высокому небу бегут облака»
Учитель: Сравнили? Итак, у кого какие мысли? Давайте послушаем.
А кто догадался, какова цель нашей сегодняшней экскурсии?
Да, ребята, наша задача сегодня познакомиться с разнообразием растений и животных в природе, в частности, нашего леса; понаблюдать за тем, какие изменения произошли в их жизни с приходом осени.
Посмотрите, ребята, вокруг. Скажите, где мы находимся? (Берёзовая роща)
Сейчас я проверю вашу наблюдательность. Послушайте загадку.
Рыжий Егорка пал на озёрко.
Сам не утонул и воды не всколыхнул.
Что это такое? (Лист дерева)
Что происходит с листьями деревьев осенью?
А какие деревья здесь преобладают? (Берёзы)
Понаблюдайте, какие сейчас листья на берёзе. Сравните с летними листьями у меня в гербарном образце (ответы детей)
Учитель: Ребята, берёза живёт 100-120 лет. Чем она отличается от других деревьев?
У неё белый ствол с чёрными отметинами. Листочки у берёзки – зубчатые. Крона ажурная или плакучая. Это дерево любит солнце и тянется к нему.)
3-й этап. Переход в смешанный лес.
Учитель: Где, ребята, мы сейчас оказались? Правильно. Это смешанный лес. А почему он так называется? Давайте подойдём к дубу. Посмотрите на его листья.
Какой они формы? Какого они цвета? Потрогайте кору на стволе. Какая она на ощупь? Попробуйте обхватить наш дуб руками. Получилось?
Ребята, дуб живёт от 500 до 1000 лет. Ствол у дуба может в обхвате составлять несколько метров. Дуб встречается в лесу разный. Есть дуб-летняк. Он сбрасывает листья на зиму; дуб-зимняк остаётся на зиму в «шубе», т.е. с сохраняющимися до весны листьями. Крона у дуба очень ветвистая, сучья кривые. А кто знает, как называется плод у дуба? (Жёлудь)
А какие ещё растения вы здесь видите? Правильно, это лещина. Лещина – это лесной орешник Скажите, а почему лещина растёт под другими деревьями?
Лещина-это кустарник и очень любит тень. Поэтому растёт под другими деревьями. Обратите внимание на листья. Какие они? Посмотрите на гербарный образец. Какими листья были летом? А какого цвета ствол у лещины? Плоды этого кустарника можно употреблять в пищу.
Учитель: Знаете, ребята, поговорку: «Дрожит, как осиновый лист». А почему так говорят?
Посмотрите, а где здесь красавица осина? Вот она. Осина живёт 80-100 лет.
Обратите внимание на то, что листья у неё действительно «дрожат» от ветра.
А это что за дерево, ребята? Да, это липа. Что вы знаете об этом дереве?
Живёт она 100 лет и растёт очень медленно. Липа хорошо переносит тень и мороз. А какое насекомое любит липу и почему? Да, это пчёлы. Листья липы хорошо пахнут и пчёлы к ним летят. Липовый мед очень полезен для здоровья.
Учитель: Ребята, посмотрите какие красивые деревья вокруг. Художник-осень раскрасила их своими необыкновенными красками. А какие правила поведения в природе вы знаете? Да, деревья надо беречь. Не надо напрасно ломать ветки. Деревья приносят огромную пользу, поглощают вредные вещества. Ну, а осень приносит радость обилием красок, переливающихся на солнце.
Учитель: А сейчас, ребята, попробуем увидеть животных. Их заметить труднее, чем растения. Ведь растения живут на одном месте, а животные подвижны. К тому же часто ловко прячутся. Между животными и растениями существует тесная связь. Кто знает, какая? Растения образуют дом для животных. Кроме того, для многих животных растения служат кормом. А какие изменения произошли в жизни животных с приходом осени?
Сейчас мы с вами немного помолчим. Только в тишине можно увидеть или услышать животное. Слышите, кто-то шуршит в листве. Кто это? Ёжик.
Давайте-ка, понаблюдаем. Нам повезло, что мы его увидели, т.к. ёж- это ночное животное и скоро впадёт в спячку. Ест червей, жуков, змей. Ёж – враг ядовитых змей-гадюк.
Перед зимой ежи жиреют и впадают в глубокую спячку среди лесного хвороста.
Проснётся ёж только с прекращением заморозков. Давайте его сфотографируем и лучшие снимки поместим в Уголке природы.
Учитель: Посмотрите, кто это там прыгает с ветки на ветку? Белка! Что вы знаете об этом зверьке? Правильно. Белка линяет на зиму. Это важная примета осени.
Шубка у неё становится серенькой. Правильно вы сказали, что белка делает запасы на зиму, т.к. в спячку она не впадает. Питается она желудями, орехами, грибами. Если корма мало, то белки перекочёвывают в другие места.
Не будем ей мешать. Пускай трудится и готовится к зиме.
А каких ещё животных можно увидеть в лесу? Я буду показывать вам фотографии с их изображением, а вы называйте. (Лиса, заяц, волк, кабан, лось…)
Учитель: Вспомните, ребята, лето. Что вы обязательно летом слышали в лесу? Правильно, птичьи голоса. Весь лес был наполнен пением птиц. Послушайте аудиозапись их пения. А что вы слышите сейчас? Почему? Птицы улетают в тёплые края, т.к. становится мало корма.
Сейчас я прочитаю вам ещё один отрывок из рассказа Соколова-Микитова «Осень в лесу».
«В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы». О ком пишет автор?
Учитель: Какие же, ребята, птицы улетают на юг? Посмотрите на фотографии.
Этих птиц мы с вами не увидим до весны. О некоторых из них вам расскажут наши ребята.
А кто остаётся с нами зимовать? Почему?
О ком эта загадка?
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Посмотрите на фотографию.
Синичка будет с нами всю зиму. Синица – друг человека. Она поедает вредных насекомых. Птиц, которые остаются с нами на зиму надо обязательно подкармливать и в городе, и в лесу.
Учитель: А эта загадка о ком?
Он в своей лесной палате носит пестренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче. (Дятел)
Посмотрите на фотографию.
Что вы знаете о дятле? (ответ подготовленного ученика)
Учитель: А эта загадка о ком?
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая
Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она?..... (Ворона)
Посмотрите на фотографию.
Сообщение о вороне подготовленного ученика.
Учитель: А эта загадка о ком?
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
Посмотрите на фотографию.
Сообщение о сороке подготовленного ученика.
Учитель: Молодцы, ребята. Конечно, мы рассказали не о всех птицах нашего леса. Это тема не одной экскурсии. Мы обязательно ещё раз побываем в лесу и поговорим о других его обитателях. А где же насекомые?
Правильно. Их не видно, т.к. многие уже спрятались и собираются спать всю зиму. Потому птицы и улетели. Есть-то нечего.
4-й этап. Подведение итогов. Сбор природного материала.
Учитель: Где мы с вами сегодня побывали?
Какие осенние изменения в природе вы увидели?
Какие растения леса вы знаете? Почему их надо беречь?
Каких животных встретили? А каких могли бы встретить?
Как следует вести себя в лесу?
А сейчас давайте соберём природный материал для уроков технологии.