Учимся понимать прочитанный текст

Разделы: Начальная школа


Перед учителем в первом классе стоит много задач, связанных с формированием у учащихся тех умений и навыков, которые заложат основы учебной культуры и станут начальными ступеньками для дальнейшего развития личности. Среди прочих, на мой взгляд, важное место занимает задача научить ребёнка воспринимать и понимать литературный текст.

Не является секретом, что в современном мире, способы получения информации носят преобладающе аудиовизуальный характер. Средства массовой информации: телевидение, радио и Интернет несут огромный поток самых разнообразных сведений, которые мы воспринимаем, смотря и слушая. Нет, люди не разучились читать, однако, чтение, в данном контексте, уходит на второй план, превращаясь в чисто техническое средство добычи полезной информации. В то время как «чтение для души», требующее немалых затрат внутренней энергии, связанных с сопереживанием и размышлением, становится всё более редким явлением. Надо также заметить, что в последнее время, помимо экранизаций и кратких пересказов сюжетов значительных литературных произведений, появились аудиокниги, в которых текст воспринимается на слух. Ни в коей мере не собираясь отрицать такую форму восприятия литературы, укажу только на один «минус»: мы не можем остановиться, чтобы осмыслить прослушанный текст, задуматься над словами автора.

Современные школьники в большинстве своём стараются обходиться прочтением одних учебников и малым числом обязательных по программе литературных произведений. Чтобы у них появилось осознанное желание читать книги, нужно начинать прививать интерес к чтению с самого начала обучения, с первого класса, когда и происходит знакомство с литературой, прежде всего на уроках литературного чтения. Поэтому важно так построить свою работу, чтобы в её процессе шло воспитание активного думающего читателя.

Почему дети не любят читать? Потому что, это работа, требующая определённых умственных усилий. И чтобы они сами захотели заняться такой работой, необходимо их заинтересовать, то есть, так, например, показать замысел автора книги, чтобы у ребёнка возникло желание понять его, объяснить те или иные действия героев произведения. Тогда он захочет прочесть книгу. Учитель обязан на каждом уроке построить деятельность уч-ся таким образом, чтобы между автором и его читателями мог состояться диалог, приводящий к пониманию и заинтересованности в дальнейшем знакомстве с его творчеством.

В первом классе восприятие изучаемого литературного произведения затруднено тем, что не все дети умеют бегло читать, им трудно осмыслить текст целиком. Чтобы деятельность учащихся была плодотворной, я использую методику, разработанную Е.И. Матвеевой, подробно излагаемой в ряде её работ и статей. В своём практикуме для учащихся «Учим школьника понимать текст» («Вако» Москва 2005), она предлагает разделить изучение произведения на три самостоятельных этапа. На первом этапе надо дать ребятам время ознакомиться с произведением, прочитав текст самостоятельно или же прослушав его в исполнении учителя, после чего дети, в свободной форме высказывают свои самые первые впечатления от прочитанного или услышанного. И лишь затем наступает второй этап – детальный разбор текста вместе с учителем. В ходе этого разбора учащиеся должны понять содержание произведения, выявить главную мысль автора и разобрать языковые средства, использованные им. Только тогда наступает третий этап, который можно назвать интерпретацией. Его смысл состоит в том, чтобы соединить первые непосредственные впечатления детей от произведения и замысла автора с результатами анализа. В результате чего должно появиться истолкование смысла произведения на творческом уровне. Оно может происходить в разных видах. Е.И. Матвеева выделяет такие творческие воплощения:

  • интонирование произведения (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
  • устное выступление перед слушателями с сообщением или докладом (с обязательным изложением собственной точки зрения);
  • сочинение «по следам» прочитанного или на свободную тему;
  • чтение произведения по ролям (драматизация произведения);
  • иллюстрирование произведений;
  • «раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету произведения.

На своих уроках литературного чтения я использовала практически все виды творческой интерпретации. Я работала по учебнику литературного чтения «Капельки солнца» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, который позволяет применять самые разнообразные творческие подходы при изучении произведений, а также схемы для изучения, взятые в книге Е.И. Матвеевой «Учим младшего школьника понимать текст».

Вот как в моём классе проходило знакомство со сказкой Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». В учебнике даются для изучения два отрывка из этой сказки. При рассмотрении первого из них мы вспоминаем творчество Эдуарда Успенского. Все дети смотрели мультфильмы по его произведениям и хорошо знают их героев: крокодила Гену, Чебурашку, обезьянку Анфису и других. Несколько человек читали сами сказки. Поэтому я больше внимания уделяю во вступительной беседе творческой биографии писателя, а затем приступаю к работе над отрывком. Перед чтением я настраиваю ребят на получение впечатления от сказки. Текст читаю сама, а дети слушают и следят по учебнику. После прочтения задаю вопрос:

- Что более всего вас впечатлило в сказке?

Ответы даются самые разные, большей частью они связаны со сценической частью сказки, то есть, как Гена играл роль Красной Шапочки. Выслушав ответы, я предлагаю учащимся написать на листочках вопросы, которые они хотят задать автору о том, что им было непонятно. Когда эта работа сделана, я прошу одного ученика прочесть свои вопросы, и мы выясняем, у кого ещё есть подобные вопросы. Как правило, они достаточно однообразны, и касаются, прежде всего, содержания:

  1. Почему Гена забыл слова сказки?
  2. Почему бабушка Гены живёт в Африке, на реке Нил?
  3. Кто же освободил бабушку из живота волка?

На эти вопросы частично дети отвечают сами, а оставшиеся невыясненными я записываю отдельно на доске, чтобы разобрать их позднее.

Итак, этап первоначального знакомства завершился, и мы переходим к детальному разбору текста, для чего перечитываем отрывок самостоятельно и отвечаем на вопросы, записанные на доске:

  1. О чём рассказывает автор в сказке?
  2. Назовите основные события, происходящие в ней. Какое из них является главным?
  3. Чем нам интересен главный герой сказки?
  4. Дайте характеристику крокодилу Гене. Какие его качества вам близки?
  5. Что в его поведении вам не нравится, почему?
  6. Зачем писатель рассказал эту историю?
  7. Из каких частей состоит сказка? Придумайте свои заглавия к каждой части.
  8. Найдите особенности языковой манеры писателя.
  9. Как вы понимаете последнюю фразу сказки?
  10. Почему автор назвал своё произведение сказкой?

Совместно мы получаем следующий анализ:

  1. Сказка Эдуарда Успенского рассказывает об одном из приключений крокодила Гены, о дружбе и взаимовыручке.
  2. В сказке рассказывается о том, как крокодил Гена и Чебурашка навещали заболевшую девочку Галю, и Гена решил выручить её, сыграв роль Красной Шапочки. Главное событие отрывка – повествование о том, как Гена исполнил эту роль в спектакле.
  3. Главный герой крокодил Гена интересен тем, что он поступает так или иначе из лучших побуждений, но при этом может сделать всё не так, как надо.
  4. Крокодил Гена - очень хороший друг, совестливый и воспитанный, готовый всегда прийти на помощь (выручил заболевшую Галю). Он фантазёр и хвастунишка (оказался не слишком хорошим актёром, и забыл сказку). При этом, он находчив, имеет чувство юмора, спасающее его в трудных ситуациях (на сцене он спасает положение, говоря от себя). И, конечно, Гена – увлекающаяся натура (он забывает, что находится на сцене, собираясь проучить волка).
  5. Гена попадает в довольно часто встречающуюся ситуацию: оказывается не на своём месте и выполняет действия, к которым не готов. Несмотря на восторг зрителей, он подвёл Галю, мальчика-актёра, игравшего волка, к тому же спектакль не был сыгран до конца (бабушку не освободили, не вышли охотники).
  6. Автор в живой, занимательной манере и с юмором, рассказал нам историю, в которой полно и ясно отразился характер главного героя, крокодила Гены, его непохожесть и индивидуальность.
  7. Отрывок состоит из двух частей. Первую можно назвать «Визит друзей», а вторую « Бенефис крокодила Гены».
  8. Сказки Успенского современны, похожи на реальную жизнь, его герои говорят как наши современники, используя общеизвестные словечки и выражения. Но его герои всегда соблюдают правила хорошего тона, вежливы, обладают приятными манерами.
  9. Детям, смотрящим спектакль, настолько понравился Гена (крокодил!) в роли маленькой девочки, что они были в полном восторге от такой трактовки пьесы, а драка на сцене между Серым Волком и Геной, не могла не прийтись им по душе.
  10. Хотя большая часть происходящих в отрывке событий совершенно реальны, всё же это сказка, так как в ней действуют говорящие животные и игрушки.

Когда работа по вопросам завершилась, у нас получились анализ и интерпретация произведения. Мы расчленили текст и собрали его, чтобы представить своё читательское мнение о замысле автора.

Содержание:

Важные события

«…сегодня в детском театре сорвётся спектакль», «- Спектакль будет!- гордо произнёс крокодил, – Я заменю тебя», «они увидели очень странный спектакль», «Гена в это время сидел за сценой и перечитывал забытую сказку», «- Ну это мы ещё посмотрим! – сказал крокодил и бросился на Серого Волка»,. «он настолько увлёкся событиями, что совсем забыл, где находится и что ему положено делать», «они никогда не видели такой интересной «Красной Шапочки»».

Главный герой крокодил Гена:

  • Хороший друг
  • Не очень хороший актёр
  • Увлекающаяся натура
  • Находчивый
  • С чувством юмора
  • Воспитанный
  • Фантазёр и хвастунишка

Главная авторская идея:

  • в жизни важны дружба, взаимовыручка,
  • умение справляться с неблагоприятными обстоятельствами, честность и правдивость, чувство юмора.

В завершении анализа я спрашиваю учащихся, что им осталось непонятным и могут ли они сейчас ответить на те вопросы, которые мы записали отдельно. Дети легко справляются с этим заданием.

Переходя к третьему этапу творческой интерпретации, мы готовимся читать отрывок по ролям. В предварительной беседе я напоминаю, как важно правильно донести характеры персонажей, мы выделяем слова каждого из них и помечаем карандашом реплики героев: Р – рассказчик, Г – Галя, К – крокодил Гена.

Помимо чтения по ролям я предлагаю ребятам задания: подготовить рассказ в картинках о своей любимой игрушке или написать сочинение о ней (по выбору). Они начинают работу на уроке и завершают её дома. Кроме этого, во время нахождения в группе продлённого дня, мы смотрим мультфильм про Чебурашку и крокодила Гену.

Лично для себя я отмечаю трудности, с которыми столкнулась в процессе разбора произведения, фиксирую то, на что надо обратить внимание в последующем, и то положительное, что проявилось в деятельности учащихся.

Я согласна с мнением Е.И.Матвеевой о том, что мы живём в особое время – век визуальной культуры, когда телевизор и компьютер заменяют чтение и живое общение, и необходимо найти ту золотую середину между книгой и теми телепередачами, которые могут быть полезными и интересными для ребёнка младшего школьного возраста. А для этого нужно формировать у школьников умение смотреть, то есть, визуальную культуру.

Наши ученики, сталкиваясь с новыми произведениями, затрудняются в понимании авторского замысла. Помочь в этом может визуальный ряд, к примеру, мультфильм. Учащиеся читают произведение, смотрят мультфильм по мотивам книги и следующим шагом может стать рисование детей по «следам просмотренного». Но возможен и такой вариант: дети сами рисуют диафильм, как иллюстрацию произведения.

Я использовала подобную форму творческой интерпретации при изучении стихотворения Ирины Токмаковой «Котята». На первом этапе мы познакомились с литературным текстом, прочитав его вслух по строфам. Затем, начинается разбор текста. Учащиеся отвечают на вопросы:

    1. Кто главные герои стихотворения? Могут ли клички котят рассказать о них?
    2. Что мы узнали о хозяйке котят?
    3. Как относятся котята к своей хозяйке? Как они выполняют её просьбы?
    4. Какие характеры у наших котят?
    5. Как проявились их кошачьи повадки?
    6. Понравились ли вам котята? Чем именно?

Разобрав текст и ответив на вопросы, учащиеся приступают к творческому заданию: нарисовать диафильм по стихотворению. Для этого мы делим текст на картины (кадры). Четыре первых рисунка будут соответствовать четырём строфам (1-4). А на последующие рисунки с 5-го по 7-й по две строфы (с 5 по 10). Восьмой рисунок вместит в себя три строфы (11-13). Девятый и десятый кадры строфы с 14 по 18. Ещё два кадра составляют начало и конец диафильма. Я делю детей на две группы, первая рисует кадры с 1по 6. Вторая – с 7 по 12. Рисуют на листах формата А4.

Дети начинают работу на уроке, каждая группа, создавая отдельные кадры, знает, что выполняет часть общего дела всего коллектива. На создание кадров может уйти от двадцати до тридцати минут, поэтому ребята заканчивают рисунки дома. На следующем уроке мы проверяем выполнение творческого задания. Проверка проходит в два этапа. На первом мы выбираем лучшие рисунки, которые составят кадры диафильма, и готовим звуковое сопровождение. На втором этапе кадры диафильма вывешиваются на классной доске в порядке развития стихотворного сюжета. Когда все кадры заполнены, а слова сопровождения выучены чтецами, можно начинать показ диафильма. Заглавие фильма, автор текста, художники-иллюстраторы указываются в первом вступительном кадре. Интерес нашего диафильма состоит в том, что он создан целым классом. Я стараюсь сделать так, чтобы как можно больше детей приняли участие в показе. Учащиеся берут кадры в руки и по очереди выходят вперёд, в то время как другие выразительно декламируют строфы, соответствующие кадрам. В результате зрители видят целый диафильм, созданный по стихотворному произведению.

Предоставив вашему вниманию примеры работы с литературными произведениями в первом классе, с целью осмысления и понимания прочитанного текста, я хотела бы показать насколько может быть интересна и разнообразна творческая технология, позволяющая увлечь детей чтением и умением выражать свои мысли. Когда учащиеся видят в учителе собеседника и талантливого читателя, который делится своим мнением и выслушивает другого, они раскрываются, превращая урок в равноправный диалог единомышленников.