Обеспечение Новогоднего урока:
- Сценарий.
- Классный журнал.
- Ритмические карточки, карточки трезвучий, ключевых знаков, карточки-игрушки (отгадки) для украшения ёлки.
- Фортепиано, шумовые инструменты.
- Новогодняя ёлка.
- Костюм Деда Мороза, посох, мешок с новогодними подарками.
- Поощрительные подарки (карандаши, ластики, ручки, фломастеры и др.).
- Журналы (любые периодические издания).
- Видеокамера, фотоаппарат.
Ход Новогоднего урока
1. Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на уроке.
Сегодня мы подведём итоги успеваемости за II четверть и покажем, чему научились дети за это время. (Ищет что-то.)
Что за чудеса под Новый Год! Журнал куда-то запропастился!?.
(Стук в дверь. Входит Дед Мороз.)
Дед Мороз: Это 306 класс?
Учитель: Да.
Дед Мороз: А вы Татьяна Ильинична?
Учитель: Да.
Дед Мороз: И это урок сольфеджио во 2 классе?
Учитель: Да.
Дед Мороз: Ну тогда я попал по адресу. Вот тут я кое-что нашёл и принёс. Вы, случайно, ничего не теряли?
Учитель: Да вроде бы ничего, вот только журнал куда-то запропастился.
Дед Мороз: Журналы? - Есть у меня журналы!
(Показывает и предлагает различные журналы Работницу, Караван истории, Гороскопы и др.)
Учитель: Эти журналы, Дед Мороз нам не подходят. У нас специальный журнал. Там оценки за знания.
Дед Мороз: А оценки – то хоть хорошие?
Учитель: Хорошие – четвёрки и пятёрки. Ребята хорошо занимаются, стараются.
Дед Мороз: Люблю, когда дети стараются. Как бы у вас на уроке побывать?
Учитель: Ну что, ребята? Пригласим Д.М. на наш урок?
Учащиеся: Да!
Дед Мороз: Проходи, дедушка, присаживайся. А мы начнём урок с распевки.
2. Распевка.
Исполняют: Песенки
Про гаммы.
То мажор, то минор
Поют секвенции, чередуя мажорные и минорные попевки.
Закрой глаза, открой глаза.
По карточкам определяют:
- мажорные и минорные трезвучия;
- по ключевым знакам тональности.
На слух определяют:
- мажорные и минорные трезвучия;
- ступени в тоническом трезвучии.
(Дети успешно справляются с заданием.)
3. Наряряжаем ёлку. Музыкальные загадки Деда Мороза.
(Каждая загадка сопровождается показом карточки-игрушки для украшения ёлки. Нарисованная на ватмане и частично украшенная ёлка прикреплена на магнитной доске. Отгадавший загадку ученик прикрепляет карточку-игрушку с помощью магнитиков, украшая ёлку. Можно использовать обычную ёлку, добавив к новогодним украшениям музыкальные игрушки-отгадки.)
Учитель:
Кто загадку отгадает,
Тот подарок получает.
Кто загадку отгадает,
С Дедом ёлку наряжает.
Дед Мороз:
С Дедом ёлку наряжает
Приз за это получает
Учитель:
Только громко не кричать,-
Быстро руку поднимать. (Показывает на Деда Мороза.)
Музыкальные загадки (загадывает учитель) |
Поощрение, подарки (Дед Мороз) |
Знаем ноты ты и я, |
Подсказал ответ ты деду, |
Делим гамму мы на части, |
Ручка нам нужна всегда. |
Части гаммы из З-х нот |
Ох, ребята, молодцы! |
Прошагали мы пять нот |
Тем, кто славно потрудится, |
Чтобы в нотный дом войти |
От дедушки мастеру, |
Верхний звук и нижний звук?.. |
Получи карандаши |
I-III-Y звук? |
Ты, дружок, ответил славно, |
Какой знак альтерации лесенкой сбит? (Диез.) |
Заголовки выделяй |
Какой знак альтерации капелькой висит? (Бемоль.) |
Ноты хорошо пиши, |
В каждой четвертушке две хвостатые? (Восьмушки.) |
Приз, дружочек, получи,- |
Загадки для родителей.
Учитель: А теперь, уважаемые родители, несколько загадок для вас, проверим, как вы своим детям помогали учиться.
- Какой нотой суп солят? (Соль.)
Первый слог мой – нота
И второй слог – тоже.
Вместе оба слога
На бобы похожи. (Фа-соль.)
(Учитель и Дед Мороз поощряют ответивших родителей.)
4. Пение песен, выученных на память на уроках сольфеджио.
Дед Мороз (обращается к детям):
Ну, ребята, удивили
И награды заслужили.
Дед Мороз (обращается к учительнице): Ох, видно хорошо твои дети правила музыкальные учили. Вон как легко все загадки отгадали, вся ёлочка теперь нарядная, музыкальная. А вот петь твои дети умеют?
Учитель: Ну конечно же, Дедушка Мороз, как же в Школе искусств без песен! Они помогают нам учиться. На уроках мы поём песенки-правила, читаем с листа, а некоторые песенки разучиваем наизусть. Сейчас мы с удовольствием споём для тебя несколько таких песенок.
Учитель: Иногда в песенке мы даже можем приехать в школу на поезде.
(Дети исполняют песню «Поезд».)
Учитель: Ребята, сегодня праздничный урок и, конечно же, споём песенку «Праздник в зоопарке».
(Дети исполняют песню.)
Узнай песню по Ручным Знакам (РЗ).
Учитель: А следующие песенки нужно отгадать.
(Учитель показывает ручными знаками начало песенки «Тень-тень». Учащиеся по РЗ мысленно поют мелодию, узнают песню и наперебой тянут руки, желая дать ответ. Учитель предлагает спеть песню «в лицах», распределяют роли, исполняют песню.)
Узнай песню по ритму.
(Учитель ладонями беззвучно исполняет ритмический рисунок. Учащиеся повторяют, узнают и называют песню «Едет мышь». С удовольствием поют песню, исполняя в припеве ритмический аккомпанемент по ритмической табличке на доске.)
5. У каждого свой инструмент. Выступление по специальности.
Дед Мороз: Поют ребятишки хорошо, а умеют ли играть?
Учитель: Конечно умеют, Дед Мороз. У каждого из ребят свой музыкальный инструмент, самый любимый и самый интересный. С помощью преподавателей по специальности они приготовили небольшой концерт.
- С.Марышев.Старинные часы.
Исполняет Голомоз Артём (гитара). - 2. Лонгшмп-Дружкевичева.Марш дошколят.
Исполняет Махмудова Анжела (фортепиано). - Ж.Б.Люлли.Жан и Пьеро.
Исполняет Иванькова Ира (скрипка). - Каркаси. Вальс.
Исполняет Бакулин Владилен (гитара). - Украинская народная песня Журавель
Исполняет Филиппова Маша (скрипка). - Сигмейстер. Марш.
Исполняет Евдокимов Наум (фортепиано).
6. Зимние загадки Деда Мороза.
Дед Мороз: Ох и молодцы, порадовали Деда своим умением.
Дед Мороз (обращается к учительнице): Уважаемая, подай мне мешок.
Дед Мороз (обращается к детям): У меня в мешке загадки, отгадайте их, ребятки.
Загадки не музыкальные, а самые что ни есть новогодние, зимние.
- Белое одеяло всю землю покрыло? (Снег.)
- Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз.)
- Кто зимой белый, а летом серый? (Заяц.)
Сверкает словно льдинка
С небес летит? (Снежинка.)Едва повеяло зимой -
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их ... (Рукавички.)Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки.)
(Отгадавшие получают небольшие новогодние сувениры (снежинку, серпантин, дождик и т.п, сладости.)
Про Деда Мороза.
Учитель: Я тоже знаю новогодние загадки. Отгадаете, ребята?
Он морозит детям нос.
Кто же это? (Дед Мороз!)Кто нам ёлочку принёс?
Ну, конечно? (Дед Мороз)
Учитель: Играет вступление к Новогодней песне. Дети подхватывают и поют.
7. Оценки за четверть. Новогодние подарки.
Учитель (радостно восклицает): А вот и журнал нашёлся. Пора четвертные оценки объявить.
- Есть четвёрочки, есть пятёрочки, но пока что есть и троечки.Попов Артём, Гульнара и Анжела, для вас под ёлочкой лежат четвёрочки, но пока за четверть троечки.
(Помощники вручают каждому ребёнку новогодний подарок.)
- Старались, на четвёрки занимались Наум и Гоша.
Им пятёрки получить можно очень просто:
На уроке стараться, быть собранными, не отвлекаться.- Владилен и Ира получили с плюсами четвёрочки,
Нужно очень постараться, получить пятёрочки!- Артём Голомоз, тебе пятёрочка,
Но с минусом, с «иголочкой».
- А теперь сказочка:
Жили-были две Маши, Маша Чернова и Маша Филиппова
И получили они за II четверть пятёрки по сольфеджио и общему фортепиано.
Вот и вся сказочка.
8. Новогоднее поздравление. Фотографии на память с Дедом Морозом.
Учитель: Наш урок, дорогие ребята, родители, гости, тоже подошёл к концу. Желаю всем в Новом году счастливых ярких дней, отменного здоровья, успехов в ваших начинаниях и делах.
Дед Мороз: Отличной учёбы в новом году!
Все поют песню «В лесу родилась ёлочка».
Праздничное фото с Дедом Морозом на память.
Конец урока.