Открытый урок математики в 4-м классе по теме:"Площадь прямоугольного треугольника" (с использованием мультимедийной техники)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для формирования у школьников умения находить площадь прямоугольного треугольника.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • вывести формулу площади прямоугольного треугольника;
  • сформировать способность к её использованию для решения задач.

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, обобщать);
  • развивать умение решать нестандартные задачи, умение переносить знания в новые ситуации, осуществлять контроль и самоконтроль;
  • формирование у младших школьников потребности в приобретении знаний.

3. Воспитательные:

  • воспитывать умение аргументировать свои ответы;
  • повышать интерес к предмету через занимательные задания, использование информационных технологий.

Тип урока: урок введения нового знания.

Форма организации познавательной деятельности:

  1. Индивидуальная.
  2. Парная.
  3. Коллективная.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковый;
  • практический;
  • наглядный;
  • моделирования:
  • информационной поддержки;
  • контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.

Этапы урока:

самоопределение к деятельности;

  • актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности;
  • создание проблемной ситуации;
  • постановка учебной задачи;
  • построение проекта выхода из затруднения;
  • «открытие» нового знания;
  • первичное закрепление во внешней речи;
  • самостоятельная работа с проверкой по эталону;
  • рефлексия деятельности.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор, экран;
  • презентация по теме урока: слайды содержат рисунки и задания, которые учитель демонстрирует по ходу урока;
  • раздаточный материал: листочки-задания для индивидуальной работы (Приложение 1);
  • сигналы обратной связи.

Использование современных образовательных технологий

  1. Технология деятельностного метода обучения.
  2. Проблемно-диалогическая технология введения нового знания.
  3. Здоровьесберегающие технологии.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

  • смена видов деятельности;
  • выяснение психологического состояния детей в начале урока;
  • соблюдение воздушно-теплового режима;
  • создание ситуации успеха при освоении нового материала.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой.
  2. Самоопределение к деятельности.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка учебной задачи.
  5. Построение проекта выхода из затруднения.
  6. «Открытие» нового знания.
  7. Первичное закрепление во внешней речи.
  8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  9. Рефлексия деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой (2 минуты).

Приложение 2. Слайд «Необычные фигуры»

- Ребята, перед вами геометрические фигуры.

- Что в них необычного? (Каждая фигура – круг, квадрат, прямоугольник – представлена в виде лица весёлого человечка.)

- Какое настроение они дарят?

- Я вижу ваши сияющие лица и рада, что у вас хорошее настроение. Пусть сегодняшний день принесет вам радость общения друг с другом. Творческих вам успехов!

2. Закрепление изученного материала по дробям и процентам (7 минут).

а) Математическая разминка.

Слайд «Верны ли высказывания?»

- Верны ли высказывания?

  • 32/65 < 49/65 (Верно. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.)
  • 7/96 < 7/12 (Верно. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.)
  • 3/7 числа 21 равны 49. (Неверно. Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель. Ответ: 9.)
  • 45% числа 200 составляют 90. (Верно.)
  • Площадь прямоугольника со сторонами 20 см и 6 см равна 52см. (Неверно. Ответ: 120 кв. см)

На доске висят опорные схемы:

б) Работа с дробями.

Слайд «Расположите дроби в порядке убывания»

- Любите ли вы путешествовать?

- Ребята, расшифруйте слово, и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в небольшое путешествие. Для этого расположите дроби в порядке убывания:

(Один ученик работает у доски, остальные – на индивидуальных листах.)

в) Самоконтроль.

Слайд «Проверь себя»

- Сравните свою работу с записью на доске и экране.

- Кто выполнил задание правильно? Кто ошибся? (Сигнал.)

- Заполните «Карточку самооценки».

- Как вы сравнивали дроби? (Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.)

- Молодцы, ребята. Но острова эти не обычные, а Математические.

- Это небольшое путешествие поможет ответить на многие вопросы.

Слайд «Математические острова»

г) Решение задач.

Слайд «Остров задач».

- Перед нами Остров задач. Жители этого острова с утра до вечера решают задачи.

- Давайте поможем им. Прочитайте и решите 3 задачи (самостоятельно).

Островитянка потрясла банановое дерево, и с него упало 40 бананов. Это составило 20% всех бананов, которые были на дереве. Сколько всего бананов было на дереве?

Островитянин построил хижину и пригласил 200 гостей. В пляс пустились 30% всех гостей. Сколько гостей танцуют?

В комнате 24 комара. Островитянин бьёт мухобойкой 7 комаров в минуту, а в комнату в то же время влетает 3 новых комара. Через какое время в комнате не останется ни одного комара?

д) Взаимопроверка.

Слайд «Взаимопроверка»

- Кто решил правильно все задачи? (Сигнал.)

- Кто ошибся? (Сигнал.)

- Ребята, почему в 1-й задаче вы умножали на 100, а во 2-й делили на 100?

3. Физкультурная минутка.

Слайд «Физкультминутка «Кенгуру».

(Физорг проводит у доски.)

Рано-рано поутру-
Видели, ребятки?...
Выходил наш Кенгуру
С сыном на зарядку.
Они тихо приседали (1. 2 , 3)
И наклоны выполняли. (1, 2, 3)
Они глазками моргали (1, 2, 3, 4, 5)
И головками кивали. (1, 2, 3, 4, 5)

4. Актуализация знаний.

Слайд «Остров Геометрический»

а) Игра «Танграм».

- Ребята, на горизонте появился Остров Геометрический. Но до него добраться нелегко. Сначала нужно построить судно из геометрических фигур.

Рисунок судна у вас на партах. Работать будете в парах. Итак, кто быстрее построит своё судно?

- Молодцы! Из каких геометрических фигур состоит ваше судно? (Прямоугольник, четырехугольник и треугольники.)

- Что вы можете сказать о треугольниках? (Здесь равнобедренный и прямоугольные треугольники.)

- Сколько здесь прямоугольных треугольников? (5)

- Какой треугольник называется прямоугольным? (Треугольник, у которого один угол прямой, а два – острые.)

- Обозначьте прямые углы квадратиком.

(Один ученик обозначает прямые углы на доске.)

- Как называются стороны прямоугольного треугольника? (Катеты и гипотенуза.)

- Что такое катеты?

- А гипотенуза?

- Покажите на рисунке катеты и гипотенузу. (Ученик показывает на доске.)

б) Практическое задание.

- На острове Геометрическом вы будете выполнять практическую работу.

(На партах у школьников модели прямоугольников со сторонами 5 см и 6 см, карандаши, линейки, ножницы.)

- Какие свойства прямоугольника вы знаете? (У прямоугольника противоположные стороны равны.)

- Как из прямоугольника получить два треугольника? (Надо провести диагональ.)

- Возьмите модель прямоугольника и проведите его диагональ.

- Давайте уточним, сколько получилось треугольников? (2)

- Определите виды углов этих треугольников. (У них по 2 острых и одному прямому углу.)

- Как называются такие треугольники? (Прямоугольные.)

- Равны ли полученные треугольники? (Да.)

- Как доказать? (Можно наложить друг на друга, а можно измерить площадь с помощью палетки.)

- Перегните прямоугольники по диагонали.

(Два ученика выполняют работу у доски с большими моделями.)

- Но ведь при перегибании прямоугольника по диагонали треугольники не совпадают. Как же доказать их равенство? (Для доказательства их равенства нужно разрезать прямоугольник по диагонали и полученные треугольники совместить.)

- Разрежьте прямоугольник по диагонали и проверьте их равенство.

- Выделите катеты красным цветом, а гипотенузу – синим.

- Сравните треугольники по площади. (Треугольники равны, поэтому равны и их площади.)

в) Индивидуальное задание. Создание проблемной ситуации.

Слайд «Цветник»

- Ребята, островитянин разбил на своем участке клумбу, имеющую форму прямоугольного треугольника. Ему необходимо найти площадь этой клумбы с катетами 12 м и 25 м. Помогите ему найти площадь клумбы.

- ???

- Какие возникли затруднения? Почему вы не можете найти площадь прямоугольного треугольника?

5. Постановка учебной задачи.

- Какие варианты выхода из затруднения вы предлагаете?

- Обсудите в парах, как можно найти площадь прямоугольного треугольника?

- Какие у вас версии и предположения?

Версии учащихся:

  • При помощи палетки вычислить приближенное значение площади.
  • Достроить треугольник до прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника.
  • Сконструировать из прямоугольного треугольника прямоугольник и найти его площадь.

- Есть другие предположения? (Нет.)

- Спасибо.

- Ребята, давайте обсудим первый предложенный вами способ – при помощи палетки вычислить приближенное значение площади.

- Как вы думаете, удобен ли этот способ для того, чтобы найти площадь клумбы? (Нет.)

- Вы затратите много времени на нахождение площади треугольника.

- А другие предложенные вами способы удобны? (Нет.)

- А задачу решить очень просто и справиться с решением может каждый.

- На какой же вопрос мы должны ответить на уроке? (Как удобно и быстро найти площадь прямоугольного треугольника?)

- Давайте спланируем ход работы. Что для этого нужно сделать? (Нужно найти какой-то способ, показать его на чертеже, а потом вывести формулу.)

- А какие формулы мы знаем? (Перечислить.)

- Значит, какая цель нашего урока? (Нам нужно вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.)

Слайд. Тема урока «Площадь прямоугольного треугольника»

6. «Открытие» нового знания.

а) Подводящий (побуждающий) диалог.

- Какими знаниями воспользуемся, чтобы построить нужную формулу? (Прямоугольный треугольник – это половина прямоугольника.)

- Так как мнения разделились, попробуем выяснить это на практике.

- Нарисуйте в тетради по клеточкам любой прямоугольный треугольник и достройте его до прямоугольника. (Учащиеся рисуют в тетради по клеточкам прямой угол и две точки на его сторонах соединяют отрезком. Затем полученный прямоугольный треугольник они достраивают до прямоугольника.)

- Как связаны между собой площадь прямоугольного треугольника и площадь прямоугольника? (Площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника.)

Слайд «Треугольник и прямоугольник»

- А площадь прямоугольника мы умеем находить? (Да, надо длину умножить на ширину.)

- Запишите на доске формулу площади прямоугольника. (Один ученик записывает формулу на доске.)

- Тогда как найти площадь прямоугольного треугольника? (Полученное произведение разделить пополам.)

- Запишите, чему равна площадь прямоугольного треугольника на математическом языке в виде формулы.

- Переведите полученное высказывание на русский язык. (Выслушать разные формулировки.): «Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его сторон».

- Сравните ваш вывод с текстом учебника (с.95).

(Дети читают правило в учебнике и на экране.)

Слайд с правилом

  • Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

- Это имеет значение? (Да, иначе можно будет взять гипотенузу.)

- Пользуясь правилом, решите задачу, которая вызвала затруднение.

Слайд «Реши задачу»

«Клумба имеет форму прямоугольного треугольника с катетами 25 м и 12 м. Найди площадь клумбы».

б) Самостоятельная работа. Решение задачи.

г) Самоконтроль.

Слайд «Проверь себя!»

(12 х 25):2 = 150(кв.м)

- Ребята, мы помогли островитянину найти площадь цветника формы прямоугольного треугольника. Она равна 150 кв.м.

- Как вы думаете, подходит ли этот способ для нахождения площади других треугольников – равносторонних, равнобедренных? Почему?

- Для чего нам нужно уметь находить площадь прямоугольного треугольника?

- Где в жизни могу пригодиться эти знания?

(Высказывания детей.)

1) Первичное закрепление.

а) Работа с правилом в учебнике (с.95).
б) Работа с учебником: №3, с.94 (фронтальная работа с показом на доске).
в) Нахождение площади фигур: №5 (с объяснением).

2) Самостоятельная работа (5 минут).

1 вариант. Найти площадь бассейна, имеющего форму прямоугольного треугольника, с катетами 20 м и 5 м.

(20 х 5) : 2 = 50 (кв.м)

2 вариант. Найти площадь сквера, имеющего форму прямоугольного треугольника, с катетами 30 м и 8 м.

(30 х 8) : 2 = 120 (кв.м)

Самоконтроль.

Слайд «Проверь себя!»

7. Рефлексия (2 минуты).

- Какое открытие мы с вами сделали? (Мы открыли удобный и быстрый способ нахождения площади прямоугольного треугольника.)

- Сумели мы преодолеть возникшие трудности?

- Какая часть урока была для вас особенно интересной?

- Проанализируйте свои «Карточки самооценки».

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто выполнил правильно все задания?

8. Оценка своей деятельности.

- Проанализируйте свои «Карточки самооценки».

- Кто выполнил правильно все задания?

- Ребята, как вы оцениваете свою работу?

Слайд «Закончите предложение»:

  1. Я умею ...
  2. Я научился ...
  3. Мое открытие на уроке ...