Среди форм организации наблюдений в природе особым образом выделяются приемы и формы регистрации результатов наблюдений. Фиксирование наблюдений за природой младшими школьниками осуществляется, как правило, в рабочих тетрадях, в тетрадях на печатной основе, в дневниках наблюдения и в классном календаре природы. Все выше перечисленное можно отнести к средствам обучения естествознанию, среди которых самым наглядным и чаще всего используемым в практике начальной школы является календарь природы, сосредотачивающий в себе определенный естествоведческий материал.
Методика работы с естествоведческим материалом в начальной школе претерпевает ряд изменений, о которых указывается в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. При изучении окружающего мира, младшие школьники не только усваивают теоретический материал, но развивают мышление, наблюдательность, информационную грамотность. В данной ситуации требуется модернизировать формы организации учебной деятельности, использовать ИКТ с целью отбора и систематизации поступающей к ребенку информации. Необходимо помнить о том, что увеличение ее объема порой сопряжено с негативной стороной информационного взрыва. Негативные следствия информационного шока, в котором находятся современные дети, не должны заслонять позитивный развивающий потенциал информационной среды. Разработанный электронный календарь природы позволяет определенным образом разрешить эту проблему на уроках окружающего мира.
Календарь природы в практике начальной школы традиционно представляет собой стенд, который рекомендуется оформлять, начиная со второго класса [1]. Классный календарь природы и труда оформляется на месяц или сезон. Это облегчает в дальнейшем проведение работы по сравнению отдельных сезонов и годов между собой. Данные календаря дают возможность всем учащимся контролировать и проверять правильность личных наблюдений. Второклассники начинают вести и фиксировать наблюдения за погодой, растениями и животными. На стенде помещаются материалы творческих работ учащихся: рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рисунки и т.д. На специальном листе графически или в виде таблицы обобщаются материалы наблюдений (сколько было пасмурных дней, ясных, облачных, дней с осадками). Календарь за сезон (месяц) наклеивают на картон, с обратной стороны к нему прикрепляют материалы обобщений и всё это сохраняют для сравнения с другими сезонами и для работы в следующем году обучения. Сравнение с этим материалом наблюдений будущего года способствует выяснению причинно-следственных связей между отдельными явлениями, установлению простейших закономерностей. С третьего класса ведение календаря природы становится обязательным. Все материалы сохраняются до четвертого класса и используются для формирования знаний о природе родного края.
Проблемы с размещением стенда, хранением этой информации и умелым ее применением зачастую приводят к формальному использованию такой формы организации наблюдений в природе. Для устранения таких недостатков и усовершенствования классного календаря природы мы воспользовались современными информационно-коммуникационными технологиями, которые позволяют более продуктивно организовать учебный процесс. Практика показала, что компьютер значительно экономит время, позволяют превратить обучение в интересную познавательную деятельность. Мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения, они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала.
Стандартный календарь природы, по сути, есть не что иное, как флипчарт – доска с прикрепленными листами для записей в ходе работы, т.е. аналоговый предшественник самого популярного и доступного в наше время редактора Microsoft Power Point. Данная программа обладает большими графическими и цветовыми возможностями, с ее помощью можно представить любой вид деятельности в форме изображений и анимации, просмотреть видеоматериал, что позволяет проследить за изменениями в природе, которые трудно фиксируются или требуют длительных наблюдений. Еще одно преимущество заключается в том, что электронная презентация может содержать в себе много информации, связанной ссылками, информации, разработанной в иных программах, например, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel.
Электронный календарь природы для начальной школы разработан нами с учетом особенностей местного краеведческого материала. Работа в нем начинается с открытия файла «Календарь природы Пермского края».
Рисунок 1
В первую очередь, учитель с детьми определяет текущее время года. Учащиеся после вопросов учителя называют текущий месяц и основные его признаки. После этого учитель вместе с учащимися просматривает фрагмент видеофильма, показ которого можно вызвать, щелкнув по названию времени года.
Рисунок 2
Такой видеофильм можно просмотреть и обсудить вместе с детьми по каждому из четырех сезонов года.
Рисунок 3
Автором и режиссером фильмов является кандидат педагогических наук Д.В. Разумный (студия СГУ ТВ). Каждый фильм разделен на фенологические события сезона, сопровождается музыкальными классическими произведениями известных композиторов. В фильмах содержится познавательная и научная информация о природных явлениях, растениях и животных. Великолепные пейзажи, взятые крупные планы насекомых, цветов, птиц, различных неповторимых явлений природы, таких как снежинки, роса, гроза, вьюга, вызывают интерес у детей и привлекают к себе внимание.
После просмотра видеофрагмента дети называют текущую дату и далее работают с разделом «Погода сегодня», который можно вызвать, щелкнув по заголовку «Погода сегодня».Рисунок 4
Данный раздел позволяет во 2-4 классах отмечать температуру воздуха, щелкнув по одному из двух градусников. Синий градусник выбирают в случае, если показания температуры ниже нуля; красный градусник, соответственно, если температура выше нуля. В первом классе на этом этапе можно просто обсудить холодно или тепло в данный день на улице. После этого первоклассники должны назвать, какой градусник: красный или синий, соответствует сегодняшней погоде. Далее в этом же разделе обсуждается направление ветра и просматривается нужное направление на розе ветров, щелкнув по сокращенному названию (Ю, С, В, З, СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ) [см. Приложение 1]. Затем обсуждается наличие осадков в этот день и просматривается нужное изображение (дождь, снег, туман, ураган, град).
Рисунок 5
Далее определяется облачность дня (ясно, облачно, пасмурно), которая тоже представлена наглядно.
Рисунок 6
После этого отмечается погода в таблице [см. Приложение 2] (возвращаясь на страницу данного сезона, выбираем нужный месяц, и в открытом документе, созданном в программе Microsoft Word, еще раз выбираем название месяца, затем в таблице отмечаем погоду с помощью копирования условных знаков, расположенных на каждой странице).
Раздел «Астрономические наблюдения» состоит из трех подразделов: «Фазы луны», «Долгота дня» и «Звездное небо».
Рисунок 7
В подразделе «Фазы луны»
Рисунок 8
открывается таблица обозначения лунных фаз условными знаками. Каждую фазу можно просмотреть с помощью изображения, щелкнув левой кнопкой мыши по обозначению лунной фазы.
Рисунок 9
Далее открываем таблицу, созданную в программе Microsoft Office Excel и состоящую из двенадцати листов [см. Приложение 3]. Каждый лист имеет название месяца, что очень удобно во время работы на уроке. Выбирая нужный месяц, учитель с детьми отмечает текущую фазу луны, копированием условного знака, который расположен рядом с таблицей данного месяца.
После этого можно перейти к работе с подразделом «Долгота дня».
Рисунок 10
Далее, щелкая по изображению вращающейся Земли левой кнопкой мыши, мы можем увидеть таблицу, созданную в программе Microsoft Office Word, в которой обсуждаем и отмечаем долготу текущего дня [см. Приложение 4].
В каждое время года подраздел «Звездное небо» выглядит особенным образом.
Рисунок 11
Один раз в месяц упоминается о составе созвездий Южного неба.
Рисунок 12
И каждый раз ставится задача найти на карте Северного неба Большую и Малую Медведицу, определить местоположение Полярной звезды.
Рисунок 13
Далее можно приступить к работе с разделами, которые посвящены фенологическим наблюдениям, начиная с фенологического календаря [см. Приложение 5]. Календарь указывает на точные или примерные даты тех или иных предстоящих событий, которые отслеживаются учителем и детьми. Ссылка на фенологический календарь находится на втором слайде презентации. Фотографии и видеофрагменты с изображением природных объектов, упомянутых в фенологическом календаре, можно просмотреть, щелкнув по названию этих объектов.
Для сравнения фенофаз, указанных в календаре, с реальными событиями, происходящими в природе в этот месяц, организуются фенологические наблюдения за неживой природой: за водоемами и почвой, результаты которых фиксируются учениками в таблицах [см. Приложение 6, Приложение 7].
Рисунок 14
Фенологические наблюдения за растениями проводятся с тремя видами объектов: деревьями, однолетними растениями и многолетниками на примере луковичных [см. Приложение 7].
Рисунок 15
Объектами фенологических наблюдений за животными были выбраны птицы, селящиеся в искусственных гнездах, лягушки и домашние пчелы [см. Приложение 8].
Рисунок 16
Раздел «Народная мудрость» посвящен приметам, связанным с православным календарем, пословицам и поговоркам, расписанным в русском народном календаре [см. Приложение 9].
Рисунок 17
Раздел «Народная мудрость» и фиксированные даты и сроки фенологического календаря позволяют расширить область наблюдений в природе, посильных для детей начальной школы. Основными же природными объектами и процессами, за которыми организуются наблюдения, фиксируемые в нашем календаре природы, являются:
- объекты неживой природы: Луна, звездное небо;
- процессы в неживой природе: изменение долготы дня, погоды;
- растения: деревья, однолетние растения, многолетние луковичные;
- животные: птицы и насекомые.
Работу в разделах и между ними можно выполнять в любой удобной последовательности, каждый раз возвращаясь на вторую страницу календаря.
Рисунок 2
Содержание разработанного календаря природы можно использовать полностью или выборочно на уроках и внеклассных занятиях начальной школы, начиная со второго класса.
Электронный календарь природы для начальной школы можно представить и в печатном варианте. Все наблюдения за изменениями погоды, изменениями в жизни растений и животных могут быть оформлены на стенде. Так же материал можно использовать как раздаточный материал в виде таблиц для каждого ученика.
Преимущества использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски над стендовым аналогом очевидны, потому что она дает возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок, позволяет более наглядно наблюдать за природными объектами и процессами, поддерживает познавательный интерес обучающихся, усиливает эффективность восприятия и мотивацию учения, экономит время урока.
Для электронного календаря природы можно создать специальную программу на профессиональном уровне, разработать программное обеспечение для работы с интерактивной доской. В этом смысле идея имеет возможность творческого развития и усовершенствования.
Литература:
- Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.