Многие известные, знаменитые и успешные люди стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир.
В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, воспитатели, педагоги.
К сожалению, сейчас все больше внимания стали уделять интеллектуальному развитию. Родители очень рано начинают учить своих детей, сообщать, на их взгляд, полезную информацию, готовить к взрослой, материальной жизни, да и детские сады взяли направление подготовки детей к школе, что не является их основной функцией. Но для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что твориться у него внутри.
Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнутся на состояние партнеров, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов. Это мотивационный компонент, включающий отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивный, связанный с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.; поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения и предполагает знание норм и правил общения, владение его технологией.
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
Маленькие дети находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами и не в состоянии самостоятельно найти выход для самореализации и задача педагога в этом случае - направить ребенка и помочь ему в поиске нужного пути реализации собственного творческого потенциала. Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности - специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и др., которые он может использовать в театрализованной деятельности.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный), детские рисунки и др. кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком. Творческое взаимодействие всегда требует особого такта, понимания, поддержки и терпимости. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Мы учим ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои физические и духовные силы, способствуют установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Несмотря на то, что в ДОУ практикуется много активных форм взаимодействия с родителями (дни открытых дверей, тематические вечера, родительские всеобучи, консультации и др.), праздник, тем не менее, занимает особое место. Праздник - это всегда результат, определенный итог совместной деятельности детей, музыкального руководителя, всего педагогического коллектива ДОУ. Можно сказать, что это визитная карточка детского сада, так как чаще всего именно на праздниках родители могут наблюдать за динамикой развития своего ребенка, чему он научился, насколько комфортно он себя чувствует в среде образовательного учреждения. Система подготовки к празднику требует от музыкального руководителя выстраивания активных связей со всеми членами педагогического коллектива (как по вертикали, так и по горизонтали). Взаимодействие с заведующей ДОУ, старшим воспитателем (методистом) осуществляется с учетом административных пожеланий, так как именно администрация "держит руку на пульсе", более четко знает, что необходимо детскому саду на стратегическом уровне.
Главное - взаимопонимание и сплоченность коллектива. Немаловажным фактором единения коллектива является ориентир на существующие в детском саду традиции. Они являются своеобразной точкой опоры и придают ДОУ самобытность. Проведение в каждую пятницу месяца заранее подготовленной "Театральной пятницы" - стало одной из добрых традиций нашего детского сада. "Самоуслаждением" родителей пронизан каждый праздник. За каждой группой закреплена театральная неделя месяца, которая отражается педагогом в календарном плане. Вместе с тем одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом является не только сохранение заинтересованного отношения родителей к театрализованной деятельности, но и вовлечение их в решение новых задач, связанных с работой ребенка над ролью, изготовлением костюмов, декораций и т.п.
Театрализованные игры выступают эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащают его опыт, активизируют интерес к искусству, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей. Опыт работы показывает, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. С целью определения художественно-речевых умений через театрализованную деятельность воспитателями нашего детского сада проводится обследование художественно-речевой и театрализованной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
За небольшой экспериментальный период работы мы пришли к выводу, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, не сводятся только к подготовке по учебному плану выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременно выполнение трех целей: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально-эмоциональное развитие детей. Для полного осмысления познавательного и эмоционального материала большую роль играют иллюстрации, а также видеофильмы. Основная задача театральной деятельности: во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
В преддверии праздника - Дня Театра, 27 марта в нашем ДОУ "Березка" открывается первый Театральный сезон! На праздник приглашены воспитанники детского сада, их родители и друзья. В пятницу в 11 часов под звуки "Вальса Цветов" из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик" гостей встречают ведущие в театральных костюмах и желают им приятного времяпровождения. В фойе работают творческие центры. В " кассе" гости приобретают билеты за "добрые" слова, в "гримерной" им предлагают сделать себе любой грим, примерить театральный костюм или отдельный атрибут, изготовленные с любовью руками детей старших групп и сотрудников детского сада. Фотограф делает снимки на память для "истории" детского сада. Особый интерес родителей вызывают детские работы на специальном стенде. Но вот звучат фанфары, все проходят в зал и рассаживаются. Ведущие рассказывают о Международном дне театра, о роли театра в жизни детей и взрослых. Педагог каждой возрастной группы, руководствуясь своим опытом и полагаясь на имеющиеся в педагогике научно обоснованные наработки, опираясь на уровень знаний и умений детей своей группы, давал мастер-класс. С умилением и восторгом вместе с детьми первой младшей группы родители отправились в путешествие по теме "Театр картинок"; дети второй младшей группы стали участниками сказки "Теремок"; дети средней группы поставили сказку "Сказка о глупом мышонке"; старшая группа драматизировала сказку "Красная шапочка"; подготовительная к школе группа - сказку А.С. Пушкина "О царе Салтане" на новый лад.