Занятие включает в себя 3 образовательные области:
- Труд.
- Чтение художественной литературы.
- Художественное творчество (рисование).
Программное содержание:
- Образовательные задачи: формирование положительного отношения к труду; знакомство с творчеством И.А. Крылова посредством басни «Стрекоза и Муравей».
- Развивающие задачи: развитие творческих способностей детей в изобразительной и театрализованной деятельности; развитие трудовых навыков.
- Воспитательные задачи: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей; совершенствование нравственного развития детей путём воспитания навыков трудолюбия; закрепление понятий «труд-хорошо», «лень-плохо».
Словарная работа: введение в активный словарь детей следующих слов: трудолюбие, лень, безделье-печаль-наказание.
Материалы и оборудование:
- хрестоматия с баснями;
- альбомные листы, карандаши;
- костюмы Муравья и Стрекозы;
- домик, мётлы, грабли.
Предшествующая работа: беседа о трудолюбивых и ленивых.
План проведения занятия:
I часть – в группе.
II часть – на прогулке.
Ход занятия
I часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите, дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей.)
- Молодцы! Дома вы всегда заняты чем-то полезным, помогаете маме, папе, бабушке и дедушке, свои младшим братьям и сёстрам. Как люди говорят о человеке, который много трудится? (Ответы детей.) Правильно, трудолюбивый человек. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.
1 ребёнок: Терпение и труд всё перетрут
2 ребёнок: Без труда не вынешь и рыбку из пруда
3 ребёнок: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
4 ребёнок: Птицу узнают в полёте, а человека в работе
Воспитатель: Спасибо ребята! Дети, мы уже с вами знаем, что у каждого живого существа есть место его трудов. И все существа на земле должны трудиться, и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых и ленивых. Вот с такими героями басни И.А. Крылова я хочу вас познакомить.
Стрекоза и Муравей.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт:
И кому на ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручен
К муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой;
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты лето?»-
Говорит ей Муравей
«До того ль, голубчик было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
«А, так ты…» – «Я без души
Лето красное всё пела»,-
Ты всё пела?
Так пойди ж и попляши!»
Воспитатель: Ребята, о ком рассказывается в басне? (Ответы детей.) Правильно о Стрекозе и Муравье.
- Что делал муравей? (Ответы детей.) Да, Муравей всё лето трудился, готовился к зиме.
- Что сказал муравей стрекозе? (Ответы детей.) Муравей ответил Стрекозе «Ты всё пела? Это дело: так пойди ж и попляши!»
- А что же делала всё лето Стрекоза? (Ответы детей.) Верно, Стрекоза всё лето ничего не делала, только пела.
- Ребята, как можно охарактеризовать муравья? (Ответы детей.) Правильно, Муравей трудолюбивый.
- А Стрекоза, какая она? (Ответы детей.) Верно, она ленивая.
- Дети, так к чему приводит лень? (Ответы детей.) Правильно, лень приводит к печали – «злой тоской удручена» и к наказанию – осталась наша стрекоза на зиму без тёплого дома и пищи. Конечно, немного жаль Стрекозу и даже можно осудить Муравья за то что, он не был милосерден к Стрекозе, но видно, по мнению И.А. Крылова она этого заслуживала.
Дети, давайте разыграем эту басню, но сделаем нашу стрекозу грубой, невоспитанной, так чтобы зрителям не стало, её жаль.
Разыгрывание сценки «Стрекоза и Муравей».
Действующие лица:
- Чтец- воспитатель.
- Стрекоза – ребёнок.
- Муравей – ребёнок.
Чтец:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт:
Выходит стрекоза, закутанная в платок, Чтец участливо кладёт руку на плечо Стрекозы. Стрекоза неожиданно очень грубо отвечает Чтецу.
Стрекоза:
И кому на ум придёт
На желудок петь голодный!
Чтец продолжает участливо относиться к Стрекозе и знаками показывает на дом Муравья, советуя постучаться. Справа стоит домик, около него Муравей пилит бревно. Стрекоза идёт к домику и начинает грубо разговаривать с Муравьём.
Стрекоза:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей.
И пытается оттолкнуть муравья, пройти в дом. Муравей отстраняет её.
Муравей:
Кумушка, мне странно это
Да работала ль ты лето?
Стрекоза нахально отвечает.
Стрекоза:
До того ль, голубчик было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час
Так, что голову вскружило.
Муравей удивлённо отвечает ей.
Муравей: А, так ты…
Стрекоза перебивает Муравья.
Стрекоза:
Я без души
Лето красное всё пела.
Муравей поучительно отвечает ей.
Муравей:
Ты всё пела? Это дело
Так пойди ж и попляши!
Воспитатель: Спасибо наши артистам, за хорошую работу. Видите, какой невоспитанной и грубой оказалась наша стрекоза и её ничуть не жалко, правда ребята.
- А сейчас я приглашаю вас нарисовать рисунки по сюжету басни.
(Продуктивная деятельность детей.)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим ваши работы. Все они очень красивые. Вы трудились с любовью, поэтому они получились такие замечательные. Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали. (Ответы детей.)
- Правильно, мы говорили о труде, трудолюбии, о том, что все должны трудиться. Что труд это хорошо, а лень плохо, и от безделья всегда идёт печаль и наказание. Вы все очень трудолюбивые ребята, вы потрудились в группе, а ещё нам предстоит потрудиться на участке. Я приглашаю вас на прогулку.
II часть.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как много листьев на нашем участке, надо их убрать. Я приготовила для вас мётлы и грабли. Давайте вместе с вами потрудимся, приведём наш участок в порядок, а затем будем играть в интересные игры и радоваться тому, что мы сегодня сделали много полезных дел, а не бездельничали.
(Коллективный труд детей на участке.)
- Молодцы, ребята! Каким чистым и красивым стал наш участок. Это потому что вы трудились с любовью. Огромное вам спасибо. А тот, кто хорошо потрудился, может хорошо отдохнуть, приглашаю вас в игру.
(Игры детей.)