Поэзия в развитии нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина»
.
М. Пришвин

«Россия» – шепчут мне березки,
«Россия» – шепчут камыши,
«Россия – ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: «Русь!»
Мне нетрудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!

Вы не замечали такую характерную особенность нашего времени: многие сейчас разбираются в музыке, живописи, знают имена художников эпохи Возрождения и … не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить кедр от пихты?

Как-то в руки мне попал один журнал, и запомнилась одна фраза, одна мысль, которую высказал один из президентов США Джимми Картер «Фермеров, – говорил он, – мы готовим с трех-четырех лет. Так вот продолжая эту мысль, скажу, что, на мой взгляд, экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь».

Земля, вода, лес в России – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье, наша Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки, дедушки и как бы впитывает интонации их голосов. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей, спустя год и чуть больше он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. А к шести-семи годам, как подсчитали ученые, ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Вот, что говорили о нем выдающиеся русские и западные писатели.

Выдающийся русский поэт А. С. Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. Русский язык, утверждал он, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нем отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. Л. Н. Толстой

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. А. Н. Толстой

Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь детей не отвечает этим качествам.

Решение этих задач следует начинать уже в детском саду. Необходимо развивать особенности эстетического восприятия детьми прекрасного в поэтических произведениях, в частности природы, в окружающем мире, а также влияние его на формирование детского творчества.

Эмоционально-творческое настроение и чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Точно подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в творчестве.

«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

К. Д. Ушинский

Пока ребенок мал, его нужно не только заинтересовывать читаемым произведением, но, главное, учить понимать прочитанное, использовать добытое в книгах для познания окружающей нас действительности. Много надо приложить усилий, чтобы заставить ребенка полюбить стихотворные произведения, а значит полюбить окружающую действительность, а это и есть в его понимании «малая» Родина.

Воспитывать патриотизм нужно, прежде всего, через воспитание любви к ближайшему окружению ребенка, как во внешней среде, социальных отношениях, обогащая его внутренний мир посредством приобщения к поэтическим образам природы.

Когда по родному краю иду
И песнею сердце полно,
Березок листва
И песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева,
И лугов трава
И все это, Родина, ты!
То плещешься морем цветущего льна,
То глянешь цветочком простым,
То лесом шумишь,
Прохладой манишь
И запахом хвои густым.

Степан Широбоков

Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает окружающую действительность не только созерцательно, но и действенно. Следует чаще проводить экскурсии с детьми в природу. Проводить наблюдения не только на прогулке в саду, а также совершать целевые прогулки в парк, лес, на луг, приобщая к этим мероприятиям родителей.

Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Детям старшего дошкольного возраста доступно рассматривание двух-трех иллюстраций или репродукций, которые отражают сходный пейзаж, причем описание его может быть представлено в двух-трех стихотворениях.

Полюбить природу невозможно без непосредственного «контакта» с ней. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обязательно обследовать со всех сторон, и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие окружающей действительности вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми педагог должен умело знакомить ребят.

Затем воспитатель стремится обеспечить двигательную и словесную активность детей: на основе знания произведения дети должны отыскать объекты, описанные в стихотворении, потрогать, рассмотреть их. Попробовать прочитать строчки стихотворения, отражающие соответствующие картины природы. Наблюдения способствуют развитию чуткости, восприимчивости к поэтическим образам.

День, проведенный среди природы, утверждал К. Д. Ушинский, стоит многих недель занятий в помещении.