Цели урока:
- познакомить с разветвляющимися и циклическими алгоритмами; продолжить знакомство с графическим способом записи алгоритмов; формировать умение составлять алгоритмы, а также анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
- способствовать воспитанию интереса к знаниям.
Задачи урока:
обучающие:
- способствовать обучению составлять и работать с алгоритмами ветвления и циклическими алгоритмами;
развивающие:
- формировать кругозор учащихся;
- способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
- способствовать развитию познавательного интереса к уроку информатики в целом;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
воспитательные:
- эстетическое воспитание детей.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование умений и навыков).
Вид урока: лекция, практика.
Оборудование: демонстрационные слайды для выполнения задач урока (CD диск), экран, проектор, раздаточный материал (алгоритм приготовления блинов), «Учебник и тетрадь по информатике для 6 класса», Босова Л. Л.
План урока:
- Повторить и закрепить пройденный материал (6 минут);
- Объяснить новую тему (17 минут);
- Прорешать типовые практические задачи (17 минут);
- Подвести итог урока и дать домашнее задание (5 минуты).
Ход урока
I. Организационный момент.
{Демонстрируется СЛАЙД 1}
Здравствуйте, ребята! Мы с Вами продолжаем знакомиться с алгоритмами. Тема нашего сегодняшнего урока на экране.
{Демонстрируется СЛАЙД 2}
II. Устная работа (повторение пройденного материала).
Но для начала давайте-ка вспомним, что называется алгоритмом. Вопрос ко всем: что такое алгоритм?..
{После того, как ответ получен, демонстрируется СЛАЙД 3}
Хорошо. А что или кто является исполнителем алгоритма?
{После того, как ответ получен, демонстрируется СЛАЙД 4}
А какие способы задания алгоритма вам известны?
{После того, как ответ получен, демонстрируется СЛАЙД 5}
А теперь давайте попробуем вместе с вами составить алгоритм приготовления бутерброда с маслом и сыром.
{Демонстрируется СЛАЙД 6. После того, как ученики называют правильный ответ, на экране появляются последовательно блоки, название алгоритма и определение линейного алгоритма.}
Комментарии к СЛАЙДУ 6. Давайте подумаем, как же мы будем готовить наш бутерброд с маслом и сыром…
А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, алгоритм какой структуры (или какого вида) получился?.. А какой алгоритм называется линейным?..
III. Изучение нового материала.
Что ж… Сегодня мы с вами познакомимся с еще несколькими видами алгоритмов.
Каждый день нам приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации или определённых условий. Если на улице холодно, то мы одеваемся теплее. Если мы хотим есть, то мы едим… Таких ситуаций огромное множество. Так и в алгоритме бывают такие действия, которые выполняются не всегда, а только при соблюдении определённого условия. Каждый раз при выполнении алгоритма условие необходимо проверять. Итак. Сегодня мы с вами познакомимся с новыми видами алгоритмов. И первый из них – алгоритм с ветвлением. Внимание на экран.
{Демонстрируется СЛАЙД 7}
Давайте рассмотрим с вами такой пример. {Демонстрируется СЛАЙД 8}
Подъехал Иван-царевич к камню, а на камне надпись: «направо пойдёшь..», и дальше он должен сделать свой выбор. Если он решит пойти направо, то потеряет коня, а если нет, то сложит голову. Итак, есть выбор, есть два направления. В зависимости от ответа на вопрос: ДА или НЕТ, – движение продолжается либо по одной, либо по другой ветке. Смотрите на схему. Что же произойдёт дальше? А дальше эти ветки вновь объединятся и алгоритм движения продолжится.
Давайте еще рассмотрим примеры.
{Демонстрируется СЛАЙД 9} Вы доделываете уроки и собираетесь погулять. Пойдете или нет зависит от того, какая на улице погода. Составить алгоритм своих действий (алгоритм зачитывается со СЛАЙДА).
Составим теперь к данному алгоритму блок-схему.
{Демонстрируется СЛАЙД 10}
Комментарии к СЛАЙДУ 10. Посмотрите: слева у нас изображен наш алгоритм, а справа мы будем составлять блок-схему (после каждого правильного ответа на экране появляется очередной элемент блок-схемы). Давайте вспоминать, как выглядит блок начала алгоритма?.. Следующий шаг «Доделать уроки». Это действие, команда. Как будет выглядеть этот блок?.. А далее, следующим шагом у нас появляется условие «ЕСЛИ на улице хорошая погода». При ответе ДА мы идем гулять, а при ответе НЕТ – будем сидеть дома. Далее пути объединяются, и появляется последний блок – блок конца программы. Как выглядит этот блок?..
Смотрим следующий пример.
{Демонстрируется СЛАЙД 11} Алгоритм «Вычисление» (он полностью зачитывается со СЛАЙДА).
Составим блок-схему к этому алгоритму.
{Демонстрируется СЛАЙД 12}
Комментарии к слайду 12. Смотрим. Опять слева у нас изображен наш алгоритм, а справа будем составлять блок-схему (после каждого правильного ответа на экране появляется очередной элемент блок-схемы). Первому пункту соответствует блок начала… Второй пункт «Задать число Х». Как будет выглядеть этот блок?.. (Вспоминайте, слова ЗАДАТЬ, ВВЕСТИ и т.д. какому блоку соответствуют?) Следующий пункт «К заданному числу прибавить 2». Это действие, команда, а значит этот блок выглядит как… прямоугольник… Далее, следующим пунктом у нас появляется условие «ЕСЛИ результат больше 7». При ответе ДА мы вычтем из результата 3, а при ответе НЕТ – умножим результат на 2. И в том и в другом случае мы получим какое-то число. Следующий пункт «Записать результат». Значит, у нас появится блок вывода результата. Какая геометрическая фигура ему соответствует?.. Ну и последний блок – блок конца алгоритма…
Но давайте рассмотрим ещё один пример.
{Демонстрируется СЛАЙД 13}
Комментарии к слайду 13. Давайте вспомним пословицу: любишь кататься – люби и саночки возить. Переделаем её на алгоритмический язык: ЕСЛИ любишь кататься, ТО люби и саночки возить. Если мы сейчас начнём составлять блок-схему, то веточка НЕТ исчезнет, так как у нас всего одно действие, а действие с ключевым словом ИНАЧЕ отсутствует. Смотрите на экран…
{Демонстрируется СЛАЙД 14}
Итак, давайте обобщим. Ветвлением называется следующая схема.
{Демонстрируется СЛАЙД 15, 16}
Если у нас в алгоритме осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия, то этот алгоритм будет называться… разветвляющимся или алгоритмом с ветвлением.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Давайте немного отдохнём. Встали ровно. Смотрим на меня. Будьте внимательны:
- Если ты мальчик, то выполняй ходьбу на месте, иначе сделай три приседания.
- Если на тебе надета юбка, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе расслабь руки и потряси ими.
- Если у тебя серые глаза, то сделай пять прыжков на правой ноге, иначе – пять прыжков на левой ноге.
- Если ты ученик шестого класса, то встань ровно рядом со своей партой и приведи себя в порядок.
- Если ты человек, то тихо сядь на своё место.
V. Работа над новым материалом (продолжение).
Продолжаем работу.
А теперь давайте-ка вспомним сказки и попробуем составить алгоритм поиска Золушки. Вспоминайте… Золушка, убегая с бала, потеряла туфельку, и принц стал ее искать. Как же он это делал?…
{Демонстрируется СЛАЙД 17}
Комментарии к слайду 17. (При составлении блок-схемы ученики предлагают свои варианты, а учитель выбирает нужное. После каждого правильного ответа на экране появляется очередной элемент блок-схемы…) Вы видите, что по веточке ДА алгоритм уходит в одну сторону, а по веточке НЕТ он многократно возвращается к предыдущим действиям. Так получается цикл.
Итак… {Демонстрируется СЛАЙД 18} Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором есть цикл. ЦИКЛ – это набор действий, которые повторяются несколько раз (многократно).
Таким образом, алгоритм поиска Золушки получился у нас… каким?... циклическим…
Давайте рассмотрим такой пример.
{Демонстрируется СЛАЙД 19}
Однажды Белоснежка задумала приготовить своим друзьям гномам сюрприз – угостить их вкусными блинами. Она сделала тесто, но не может вспомнить, как же их готовить. Помогите Белоснежке. Составьте алгоритм приготовления блинов.
Сейчас я раздам вам листочки (см. Приложение 1). На них изображен данный алгоритм в виде блок-схемы. Однако в ней есть пробелы, которые вам будет необходимо заполнить. Кто первый справится с заданием – поднимет руку… (Либо сама, либо прошу раздать учеников с первых парт каждого ряда по одному экземпляру на парту.) Писать можно прямо в этих листочках или ручкой, или карандашом. Только, пожалуйста, побыстрее… (Когда кто-либо из учеников верно справится с заданием, то идет работа со следующим слайдом. Здесь учителю необходимо указать, где находится цикл и когда он заканчивается.)
{Демонстрируется СЛАЙД 20}
Итак. Здесь мы снова получили циклический алгоритм. Мы проделываем одни и те же действия, готовя блинчик за блинчиком, до тех пор, пока у нас не кончится тесто.
Давайте немного изменим задачу. Слушайте меня внимательно.
{Демонстрируется СЛАЙД 21}
Однажды Белоснежка задумала приготовить своим друзьям гномам сюрприз – угостить их яичницей. Она достала семь яиц, но не может вспомнить, как же ее готовить. Помогите Белоснежке. Составьте алгоритм приготовления яичницы.
У нас заранее известно количество яиц. Их ровно 7… И надо приготовить из них яичницу. Мы будем поступать с вами следующим образом. Внимание на экран.
{Демонстрируется СЛАЙД 22}
Комментарии к слайду 22. …Начало. Немного разогреть сковородку. Налить масла на сковородку. А дальше мы спросим сами себя: «А есть ли еще яйца?»… Конечно, есть, ведь мы же только что начали готовить яичницу. И значит наш ответ ДА… Аккуратно разбиваем новое яйцо, выливаем его на сковородку, и вновь спрашиваем: «А есть ли еще яйца?»… И так семь раз, т.е. пока не закончатся у нас яйца… А дальше нам останется немного подождать. Яичница готова.
А теперь давайте подведем итог.
{Демонстрируется СЛАЙД 23}
Ветвление в таком алгоритме будет выглядеть так.
{Демонстрируется СЛАЙД 24, 25}
И второй вид алгоритма, с которым мы сегодня познакомились…
{Демонстрируется СЛАЙД 26}
Ветвление циклического алгоритма может выглядеть следующим образом.
{Демонстрируется СЛАЙД 27, 28}
А сейчас мы переходим к выполнению практических заданий.
{Демонстрируется СЛАЙД 29}
VI. Работа на закрепление нового материала.
Задание 1. Выполни для заданных чисел (значений Х) разветвляющийся алгоритм, представленный в виде блок-схемы. Огласи результаты. Работаем устно.
Давайте внимательно посмотрим на нашу блок-схему.
{Демонстрируется СЛАЙД 30}
Комментарий к СЛАЙДУ 30. (Дать возможность ученикам самим сказать ответы, но если возникают затруднения, то учитель начинает помогать. В таком случае задание рассматривается полностью, решаясь шаг за шагом.) После блока НАЧАЛО у нас идет блок ВВОДА ДАННЫХ, т.е. здесь мы будем задавать наш Х. Давайте разбираться с первым случаем. Х=29. Смотрим; Х мы задали, и теперь вместо Х у нас число 29… Следующий блок – блок ПРОВЕРКИ УСЛОВИЯ. Вместо Х у нас число 29, т.е. условие будет звучать, как 29>23?.. Вопрос ко всем… ДА, а значит, мы продолжим наше движение вот по этой веточке и отнимем от нашего числа 29 число 14. Что же у нас получится: 29-14?.. 15… Итак первый результат «15».
Давайте разбираться со вторым случаем. Х=14. Смотрим; Х мы задали, и теперь вместо Х у нас число 14… Следующий блок – блок ПРОВЕРКИ УСЛОВИЯ. Вместо Х у нас число 14, т.е. условие будет звучать, как 14>23?.. Вопрос ко всем… НЕТ, а значит, мы продолжим наше движение вот по этой веточке и прибавим к нашему числу 14 число 7. Что же у нас получится: 14+7?.. 21…
Переходим к следующему заданию.
Задание 2. Выполни для заданных чисел (значений Х) циклический алгоритм, представленный в виде блок-схемы. Запиши результаты.
Продолжаем работать устно. Давайте внимательно посмотрим на нашу блок-схему. Она так же изображена на экране…
{Демонстрируется СЛАЙД 31}
Итак, после блока НАЧАЛО у нас идет блок ВВОДА ДАННЫХ, т.е. здесь мы будем задавать наш Х. Давайте разбираться с первым случаем.
{Демонстрируется СЛАЙД 32}
Комментарий к СЛАЙДУ 32. (Здесь можно подробно рассмотреть первый случай, а второй попросить прокомментировать учеников.)
Х=8. Смотрим; Х мы задали, и теперь вместо Х у нас число 8… Следующий блок – блок ПРОВЕРКИ УСЛОВИЯ. Вместо Х у нас число 8, т.е. условие будет звучать, как 8<50?.. Вопрос ко всем… ДА, а значит, мы продолжим наше движение вот по этой веточке и умножим наше число 8 на 2. Что же у нас получится: 8×2?.. 16… А теперь к числу 16 прибавляем число 7. Сколько будет?.. 16+7?.. 23… Продолжаем двигаться по стрелочке и опять приходим к нашему условию. Только теперь у нас вместо Х будет тот результат, который мы только что получили. Это число 23… И давайте рассуждать дальше…
Теперь вместо Х у нас число 23, т.е. условие будет звучать, как 23<50?.. Вопрос ко всем… ДА, а значит, мы продолжим наше движение опять-таки вот по этой веточке и умножим наше число 23 на 2. Что же у нас получится: 23×2?.. 46… А теперь к числу 46 прибавляем число 7. Сколько будет?.. 46+7?.. 53… Продолжаем двигаться по стрелочке и опять приходим к нашему условию. Только теперь у нас вместо Х будет тот результат, который мы только что получили. Это число 53…
Теперь вместо Х у нас число 53, т.е. условие будет звучать, как 53<50?.. Вопрос ко всем… НЕТ, а значит, мы продолжим наше движение вот по этой веточке (по веточке НЕТ) и попадаем на вывод результата. А значит наш результат «53».
Давайте попробуем еще разок. Рассмотрим второй пример.
{Демонстрируется СЛАЙД 33}
Х=63. Смотрим; Х мы задали, и теперь вместо Х у нас число 63… Следующий блок – блок ПРОВЕРКИ УСЛОВИЯ. Вместо Х у нас число 63, т.е. условие будет звучать, как 63<50?.. Вопрос ко всем… НЕТ! А значит, мы сразу продолжим наше движение вот по этой веточке (по веточке НЕТ) и попадаем на вывод результата. А значит наш результат «63».
VII. Практическая работа.
Если остаётся время (минут 15), то в Word или Paint учащимся предлагается создать блок-схему полного ветвления и цикла (как на слайдах 24 и 27,28).
VIII. Итог урока.
Какие у вас есть ко мне вопросы по сегодняшней теме? Где и что было не понятно?..
Что ж… Тогда давайте вместе проанализируем наш урок. Скажите мне, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? С какими видами алгоритмов мы познакомились?.. Давайте вместе попробуем сформулировать, какой алгоритм называется разветвляющимся?.. Какой алгоритм называется циклическим?.. Скажите, пожалуйста, а где в нашей жизни мы можем встретиться с этими алгоритмами? Нужны ли они нам?.. (Ответ для алгоритма с ветвлением: при выборе какого-либо действия. Например: переход улицы по светофору… Ответ для алгоритма с циклом: когда делаем однообразную работу. Например: забиваем гвоздь…)
IX. Рефлексия.
Понравился ли Вам наш сегодняшний урок?.. Что запомнилось?..
Внимание, задание на дом…{Демонстрируется СЛАЙД 34} Домашнее задание дается на усмотрение учителя.
Замечание: можно заменить практическую работу на работу с учебником и выполнить № 6–9 на с. 78-79. Это займёт 7–10 минут.