Формирование математических представлений у дошкольников через социоигровые подходы к педагогике

Разделы: Работа с дошкольниками


Дидактика детского сада рассматривает формирование математических представлений у дошкольников, как важный элемент их умственного развития.

Современные дошкольные образовательные программы ("Истоки", "Детство", "Развитие"), обучая детей простейшим математическим представлениям, способствуют развитию логического мышления, интеллекта, помогают ориентироваться в действительности, готовят к обучению в школе.

Существенный вклад в формировании математических знаний и умений у дошкольников внесли работы А.М. Леушиной, А.В.Запорожца, Л.С. Выготского. Л.С. Выготский считал, что для того, чтобы ребенок мог начать обучение математике, нужно иметь некоторые представления о числах, количествах. А для обучения речи нужны предпосылки в смысле внимания, памяти и интеллекта.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста и проводя занятия, я заметила, что большинство детей проявляют интеллектуальную пассивность. У воспитанников отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать новое, наблюдается общее психическое и речевое недоразвитие.

На занятиях по ФЭМП дети:

  • не включали в язык жизни количественные числительные;
  • плохо запоминали цифры;
  • затруднялись в составлении и решении задач;
  • в ориентировке в пространстве.

Анализ исходного состояния позволил поставить следующие задачи:

  1. Формировать у детей элементарные математические представления;
  2. Развивать логическое мышление;
  3. Ввести в активную речь математические термины.

Работу по данной теме я осуществила по следующему алгоритму:

  1. Освоила программу “Истоки”
  2. Составила программу работы с детьми 5-7 лет по формированию у детей математических представлений через социо-игровые подходы к педагогике;
  3. Разработала игровые упражнения, которые включают в себя:
    – запись цифр в квадрате,
    – графические диктанты,
    – написание росчерков.
  4. Составила учебно-тематический план для детей старшего и подготовительного возраста, в котором при изучении программного материала использовала таблицу "Аквариум", малые таблицы, медиаторы, волчки, спицы, мячи, индивидуальные доски, таблицу "Улица домов для чисел", таблицу цифр в квадрате.
  5. Разработала формы работы по ФЭМП с детьми 5-6 лет и 6-7 лет.
  6. Обобщила опыт работы по теме "Формирование грамотно действующего лица через "матемизацию" словесной работы", формирующий математическое развитие, пространственное мышление, воображение в практических видах деятельности.

При проведении практических занятий с детьми, изучая литературу по этой технологии, поняла, что сформировать математические представления у детей будет значительно проще и интереснее, если видоизменить уже известное дело, использовать игровую форму усвоения нового, так как элемент занимательности облегчает процесс обучения. В доступной форме я знакомлю детей с азбучными понятиями математики, учу мыслить логически и творчески, выражать свои мысли математическим языком.

Работу по развитию математических способностей я начала с освоения позы пишущего в следующей последовательности:

– самостоятельно ориентироваться в назывании рук (правая, левая). Выбирать нужный разворот рук;
– знать ориентацию движений к себе или от себя;
– от руки рисовать что-либо с формой квадрата,
– уметь восстанавливать вид цифры по условному звуковому ритмическому рисунку (та-ти-та).

В старшей группе я проводила такую форму работы, как написание графических диктантов. Этот вид деятельности очень заинтересовал детей, они с удовольствием выполняли задания. Я составила варианты графических диктантов с математическим содержанием и, в системе, проводя эту работу, добилась хороших результатов. Если в начале дети затруднялись в ориентировке на листе бумаги, не могли определить место расположения предмета, например, правый верхний угол, левый нижний угол, то теперь они безошибочно ориентируются.

После каждого написания графического диктанта мы обговариваем, что получилось, что нет, в чем затруднялись, ищем пути правильных решений. Дети охотно высказываются, анализируют, сопоставляют, предлагают свои варианты. Кроме этого, при написании графических диктантов у детей выработался хороший уровень внимания, умение работать в заданном темпе: успевать за диктовкой, умение провести горизонтальные, параллельные друг другу линии – полосу и прямую разного направления.

Провожу игры "Рыбная ловля", "Стрельба по мишеням", которые позволяют детям синхронизировать темп движения руки и темп говорения через слух и взор. К концу обучения у детей активизировалась мыслительная деятельность, творческий подход в поиске способов решения.

Следующая форма работы – рисование квадрата. Начинаю работу с рисования полос одинаковой и неодинаковой ширины. Это рисование дорог, тропинок, ленты, рисование вертикальных линий, перекрестка улиц. Далее осваиваем квадрат с его точками в центре и на серединах сторон, пишем в нем овал, цифры, придумываем приговорки. При этом дети осваивают ритмы для каждой цифры. При обсуждении итогов показывают цифры, разные по высоте, величине овала и наклона, объясняют свою оценку.

В подготовительной группе я продолжаю работу с формой квадрата. Чтобы развить у детей представление о форме четырехугольных и четырехсторонних фигур, я формирую видение формы квадрата, используя следующие формы работы: рисование перекрестков, коврика из наклонных квадратов, аппликации (видение формы квадрата в деталях), написание росчерков из квадратов, складывание пальцев рук (рамка из указательных и больших пальцев).

Во втором полугодии старшей группы я знакомлю детей с таблицей "Аквариум": составляем сказки, рассказы, отгадываем секретики, подбираем к картине знакомые стихи, песни, делаем аппликацию, производим счет групп букв, их месторасположения (справа, слева, посередине и т.д.).

Составляя сказки, рассказы, дети научились пользоваться выражениями "направо – налево", "вверх-вниз".

В подготовительной группе работу продолжаю. Рассматривание картины стало поводом к продолжению разговоров на математическую тему. Услышав известное имя буквы, дети описывают ее расположение, дают ее адрес. Подвожу детей к тому, что цифры расположены по порядку букв, в алфавитном порядке. Этот признак приобщается к названию цифр, именуемых порядковыми, т.е. порядковое число имеет на картине свое место: над буквой или под буквой, развертывается поиск места цифры и имени места. Выясняем, что буква и цифра имеют одинаковую окраску. Здесь я столкнулась с некоторыми трудностями: большинство детей не знали цифры. Чтобы преодолеть эти трудности, я предлагала детям разнообразные задания: загадывала загадки математического содержания, загадки-шутки, проводила игры: "Встань по цифре", "Построй цифру", "Вылепи, сконструируй цифру", дидактические игры: "Угадай на ощупь", "Сколько?", "Что изменилось?".

При рассматривании "Аквариума" предлагала разнообразные задания, привлекала к высказыванию названий "четная цифра на четном месте, нечетная цифра на нечетном месте".

Таблица "Улица домов для чисел" – это еще один из вариантов включения в язык жизни количественных числительных. Опираясь на знания детьми домашней географии – названий улиц, домов, этажей и квартир, я предложила в подготовительной группе для рассматривания "Таблицу домов для чисел" с указанием номеров квартир на каждом этаже. Работа по данной таблице вызвала у детей большой интерес. Я проводила всевозможные игры, в которых дети определяли свои возможности в счете, при решении примеров.

Данная таблица послужила инструментом в счете для каждого ребенка. Позднее дети стали придумывать вопросы и загадывать примеры. В речь детей вошли и общие имена (четный номер дома, нечетный номер дома) и общее новое имя "количественные числа".

Благодаря проведенной работе по таблице, дети научились составлять задачи, решать и "читать" примеры, закрепили понятие "состав числа".

Работу по развитию математических способностей провожу во всех видах деятельности. В занятии трудом включаю овладение спицами. Набираем петли на спицы с проговариванием дней недели, месяцев, прямого и обратного счета в пределах двадцати.

Занимаясь развитием математических способностей детей через социо-игровые подходы к педагогике, я сделала вывод, что приобретенные в дошкольном возрасте предпосылки грамотности в математической деятельности помогают детям успешно обучаться в начальной школе по любой программе.

Литература:

  • Выгодский Л.С. – Переиздание М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002.– 224 с. – (Антология гуманной педагогики).
  • Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. – Красноярск: АКМЭ, 1999. – 222 с.
  • Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника. М., Карапуз, 2001. – 304 с.
  • Леушина А.М., Михайлова З.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974.
  • Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике Красноярский краевой институт усовершенствования учителей.– Красноярск, 1990. – 102 с.