Уважаемые коллеги!
Представленное занятие относится к разделу программы “Воспитание и обучение в детском саду” (под редакцией М.А. Васильевой) “Формирование элементарных математических представлений”.
Тема: Математическое путешествие в сказку.
Целевой возраст: Подготовительная группа.
Данный конспект был составлен мною для закрепления состава числа 10.
Путешествуя по сказке, дети выполняют задания, тем самым помогают героям сказки.
Математическое путешествие в сказку
Программные задачи:
- Закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, знание геометрических фигур;
- Учить на наглядной основе, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;
- Способствовать развитию пространственного восприятия, внимания;
- Воспитывать положительное отношение к математике.
Наглядные пособия, оборудование:
Магнитофон, компьютер (или его модель), магнитная доска, картонные изображения сказочных героев, клубок ниток, изображения шести чайных чашек различной величины, набор цифр от 1 до 9, задания, оформленные на листах картона.
Ход занятия
Пальчиковая игра
Можешь пальцы сосчитать? (Дети загибают поочерёдно пальцы)
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук. (Дети поглаживают то одну, то другую руку)
Вот твоё богатство, друг. (Сцепляют руки в замок).
Закрепление пройденного материала
Воспитатель: Вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Так слушайте.
Добрая сказка, только что из печи.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку помним мы с детства.
Хочу, чтобы сказку послушали вы.
Чтобы подкралась к самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Играет мелодия П. И. Чайковского “Танец флейт”.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, играет музыка? Сегодня у нас не обычное занятие, а путешествие в сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-Царевич. Царь своим царством управлял, а Царевич ему помогал, работал на компьютере. Однажды получает Иван-Царевич сообщение: (подойти к компьютеру и прочитать) “Попала я в плен к Кощею. Помогите, освободите меня. Василиса Прекрасная”.
Прочитал это сообщение Царевич и, недолго думая, снарядился в путь-дорогу Василису из плена освобождать. Ну, а мы ребята вслед за ним отправляемся, вдруг помощь нужна будет.
А вот и первое препятствие “Аллея рассуждений”. На полу стрелки в трёх направлениях: прямо, вправо и налево.
Задание:
Вам дети надо взять по одной цифре и разложить их. Направо цифры, которые больше 8.
Дети: 9,10.
Налево цифры, которые меньше 5.
Дети: 4,3,2,1.
Прямо цифры – больше 4, но меньше 9.
Дети: 5,6,7,8.
Воспитатель: Долго ли коротко шёл Иван-Царевич, но тут на пути ему встретился …, а это мы узнаем, если поможем ему соединить точки от 1 до 35. Вы ребята начинайте, а я вам помогу закончить соединение. (Получилось изображение волка).
Хотел волк съесть Царевича но, узнав, куда он путь-дорогу держит, пожалел его. Задания задал. Если выполнит Иван эти задания, то волк поможет ему в пути.
Задания волка:
Игра “Путаница”. Возьмите все по цифре и поставьте каждую на своё место.
Задачи в стихах:
Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
Дети: 4.
В снег упал Антошка,
А за ним Иринка.
А за ней Серёжка, а за ним Маринка.
А за ним упал Игнат.
Сколько на снегу ребят?
Дети: 5.
Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два – под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине?
Дети: 3.
Я, Серёжа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится?
Дети: 6.
Все ли здесь цыплятки – детки
Надо сосчитать наседке:
Шесть – на грядках, три – во ржи.
Сколько их всего, скажи?
Дети: 9.
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой?
Дети: 7.
Семь малюсеньких котят.
Что дают им – всё едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток?
Дети: 8.
Ты да я, да мы с тобой.
Сколько нас всего?
Дети: 2.
Вот один, иль единица,
Очень тонкая как спица.
Кто из детей отгадывает загадку, получает отгадку – цифру.
Ну-ка цифры встаньте в ряд каждая на своё место. (Дети выстраиваются в числовой ряд).
Воспитатель: Выполнил Иван задания волка. Садись на меня, так будет быстрее. Довёз волк Ивана-Царевича до дремучего леса и остановился: “Дальше я идти не могу, здесь владения Бабы-Яги начинаются”. Попрощался волк и, был таков. Пошёл Царевич по лесу и вскоре пришёл к избушке на курьих ножках. В этой избушке жила Баба-Яга. Только Баба-Яга эта была необычная, добрая, она любила разные задания задавать.
Говорит она Ивану-Царевичу: “Дам я тебе волшебный предмет, а какой ты узнаешь, если выполнишь мои задания”.
1 задание:
Рассмотри картинку.
В каком углу находятся 2 бабочки?
Дети: В левом верхнем углу.
4 бабочки?
Дети: В правом нижнем углу.
Сколько бабочек в правом верхнем углу?
Дети: Три бабочки.
А в левом нижнем?
Дети: Пять бабочек.
Где расположены 6 бабочек?
Дети: В центре.
2 задание:
Мой помощник леший такой рассеянный. Нарисовал картинки, а сосчитать не может.
Помогите ему посчитать. Обведите нужную цифру кружочком.
3 задание:
Измерьте длину, и запиши число. (Дети под каждым предметом записывают число).
4 задание:
Расставьте посуду правильно в порядке убывания. На доске 8 чашек с блюдцами. На каждой паре буква и цифра. Если поставить чайные пары в порядке убывания цифр, то можно прочитать название волшебного предмета. (Дети выстраиваются в ряд в порядке убывания. Получается слово клубочек).
Воспитатель: Бросил Иван-Царевич клубочек на дорожку и покатился клубок, а Иван– Царевич за ним поспешил. Пришёл он в Кощеево царство. Кощей в это время отдыхал, телевизор смотрел. Увидел он Ивана-Царевича и говорит: “Я с тобой сражаться не буду, знаю, всё равно ты меня победишь, я эту сказку по телевизору видел. Давай договоримся, выполнишь мои задания, освобожу Василису Прекрасную, отпущу вас с миром. Если нет, пеняй на себя, Василису в жёны возьму, а тебя в темницу заточу”.
Ребята поможем Ивану-Царевичу выполнить задания?
1 задание:
Посмотрите на эти портреты.
Это мой портрет. Одного не хватает. Таким был я в молодости. Определите, какого портрета не хватает? (Дети определяют и дорисовывают портрет).
2 задание:
Задачи: (карточки)
1. Придумай историю к записи 6+2=8.
Дети: На ветке сидело 6 синичек к ним прилетели ещё 2. Сколько птичек стало на ветке?
2. В магазине на полке стояло 8 игрушек, 3 купила мама Тане. Сколько игрушек осталось на полке? (Ответ запишите в тетради 8-3=5).
3. Составь историю по карточке. Детям даётся карточка с рисунком. По этой карточке они составляют историю.
Дети: На озере плавали 7 белых лебедей и 2 чёрных. Сколько всего лебедей плавало на озере? 7+2=9
Кощей: Что же выполнили вы все мои задания. Молодцы! Я выполню своё обещание, освобожу Василису Прекрасную да ещё в придачу ковёр-самолёт подарю. Только вот беда ковёр долго хранился, и в нём появились дыры. Почините его, закрыв дыры геометрическими фигурами. (Дети подбирают фигуры для каждой дырки).
Воспитатель: Помогли ребята Ивану-Царевичу выполнить задание. Вернулись они на ковре-самолёте домой, а мы из сказки вернулись в свою группу.
Итог:
Оказывается ребята, математика не только на занятиях, но и в сказке помогает.
Список используемой литературы:
- Е.В. Соловьёва “Моя математика” – М.: “Просвещение”, 2005 г.
- Н.И. Касабуцкий, Т. М. Чеботаревская “Давайте поиграем”– М.: “Просвещение”, 1991 г.
- Т.Н. Доронова “Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду” – М.: “Просвещение”, 2006 г.