Урок риторики в 7-м классе. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения по отрывку из рассказа К.Паустовского "Золотая роза" "Урок корректора Благова"

Разделы: Русский язык

Классы: 7, 8


Цели урока: проанализировать текст, подготовиться к изложению, определиться с понятиями: “нравственность”, “высоконравственные и безнравственные черты характера”.

Оборудование: презентация, проектор, экран, приложение №1 на партах.

Ход урока

1. Орг.момент (объявление темы урока, целей) (приложение №2 – слайд 2)

2. Беседа о нравственности:

  • Как вы понимаете слово НРАВСТВЕННОСТЬ? (человек – существо общественное. Живя в обществе, мы вступаем во взаимоотношения с собой, людьми, природой, миром и т.п.. В связи с этим развиваются определенные качества характера)

НРАВСТВЕННОСТЬ – это отношение к себе, к людям, к природе, к миру. (слайд №3)

  • Какие из этих качеств вы считаете высоконравственными, а какие безнравственными? (слайд №4)
Высоконравственные качества человека Безнравственные качества человека
Уважение к себе, чувство собственного достоинства Самовлюбленность, эгоизм
Интеллигентность, корректность, терпимость, сдержанность Несдержанность, грубость, вспыльчивость
Чувство меры, такт Бестактность, грубость
Аккуратность Небрежность
Трудолюбие Лень
Смелость Трусость
Мужественность Слабохарактерность
Любознательность Любопытство
Милосердие Жестокость
  • Словарная работа: корректор, корректура. (слайд №5)

3. Чтение и анализ текста “Урок корректора Благова”

  1. Чтение текста
  2. Значение каких слов вам непонятно? (корректор – человек, который правит текст, исправляет. Корректура – правка)
  3. О чем говорится в тексте?
  4. Что за человек писатель Соболь? (талантливый, несдержанный, несговорчивый, вспыльчивый, неаккуратный)
  5. Почему вы так решили? Докажите
  6. Что за человек Благов? (талантливый, аккуратный, тактичный, сдержанный, корректный, интеллигентный, терпеливый, трудолюбивый) Докажите.
  7. Что произошло однажды в редакции?
  8. Почему никто не хотел браться за правку рукописи?
  9. Почему правку взялся сделать только Благов?
  10. Что он сделал с рукописью?
  11. Почему все притихли, когда после публикации произведения в редакции появился Соболь?
  12. Как характеризует корректора Благова его признание в том, что именно он правил текст?
  13. Как отреагировал Соболь на вмешательство Благова?
  14. Как характеризует Соболя его реакция? (умение признавать свои ошибки – редкое и ценное качество)
  15. Какой урок преподал Соболю Благов?
  16. Кто из героев вам больше нравится и почему?
  17. Кого из них вы назвали бы высоконравственным человеком и почему?
  18. Умеете ли вы признавать свои ошибки? Нужно ли их признавать и для чего?

4. 2-й урок – работа над изложением текста. План (слайд №6)

  1. Соболь приносит свой рассказ в редакцию
  2. Благов берется откорректировать рассказ.
  3. Значение знаков препинания в тексте.
  4. Урок корректора Благова

5. Д.З. Сочинение-рассуждение на тему: “Какой урок преподал Благов Соболю?” (слайд №7)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2