Цели урока: проанализировать текст, подготовиться к изложению, определиться с понятиями: “нравственность”, “высоконравственные и безнравственные черты характера”.
Оборудование: презентация, проектор, экран, приложение №1 на партах.
Ход урока
1. Орг.момент (объявление темы урока, целей) (приложение №2 – слайд 2)
2. Беседа о нравственности:
- Как вы понимаете слово НРАВСТВЕННОСТЬ? (человек – существо общественное. Живя в обществе, мы вступаем во взаимоотношения с собой, людьми, природой, миром и т.п.. В связи с этим развиваются определенные качества характера)
НРАВСТВЕННОСТЬ – это отношение к себе, к людям, к природе, к миру. (слайд №3)
- Какие из этих качеств вы считаете высоконравственными, а какие безнравственными? (слайд №4)
Высоконравственные качества человека | Безнравственные качества человека |
Уважение к себе, чувство собственного достоинства | Самовлюбленность, эгоизм |
Интеллигентность, корректность, терпимость, сдержанность | Несдержанность, грубость, вспыльчивость |
Чувство меры, такт | Бестактность, грубость |
Аккуратность | Небрежность |
Трудолюбие | Лень |
Смелость | Трусость |
Мужественность | Слабохарактерность |
Любознательность | Любопытство |
Милосердие | Жестокость |
- Словарная работа: корректор, корректура. (слайд №5)
3. Чтение и анализ текста “Урок корректора Благова”
- Чтение текста
- Значение каких слов вам непонятно? (корректор – человек, который правит текст, исправляет. Корректура – правка)
- О чем говорится в тексте?
- Что за человек писатель Соболь? (талантливый, несдержанный, несговорчивый, вспыльчивый, неаккуратный)
- Почему вы так решили? Докажите
- Что за человек Благов? (талантливый, аккуратный, тактичный, сдержанный, корректный, интеллигентный, терпеливый, трудолюбивый) Докажите.
- Что произошло однажды в редакции?
- Почему никто не хотел браться за правку рукописи?
- Почему правку взялся сделать только Благов?
- Что он сделал с рукописью?
- Почему все притихли, когда после публикации произведения в редакции появился Соболь?
- Как характеризует корректора Благова его признание в том, что именно он правил текст?
- Как отреагировал Соболь на вмешательство Благова?
- Как характеризует Соболя его реакция? (умение признавать свои ошибки – редкое и ценное качество)
- Какой урок преподал Соболю Благов?
- Кто из героев вам больше нравится и почему?
- Кого из них вы назвали бы высоконравственным человеком и почему?
- Умеете ли вы признавать свои ошибки? Нужно ли их признавать и для чего?
4. 2-й урок – работа над изложением текста. План (слайд №6)
- Соболь приносит свой рассказ в редакцию
- Благов берется откорректировать рассказ.
- Значение знаков препинания в тексте.
- Урок корректора Благова