Аннотация к работе.
Данный цикл бесед о классической музыке представляет собой итог работы непосредственно образовательной деятельности в области «музыка» для детей подготовительной группы детского сада, а так же начальных классов средней общеобразовательной школы.
Особенностью материала является интеграция образовательных областей: познания, коммуникации, музыки, художественного слова, здоровьесбережения и социализации.
Беседы включают в себя такие виды познания как пассивное и активное восприятие детьми музыки (ритмопластика, изобразительная деятельность, мелодекламация, визуальное восприятие).
Подобные занятия способствуют приобщению детей к шедеврам мировой классической музыки, получению детьми знаний и навыков через различные виды творчества: импровизированный танец, рисунок, что обеспечивает детей в эмоционально-двигательном самовыражении, формирует положительные эмоции, совершенствует психические процессы: внимание, воображение, память, мышление.
Данная организация НОД в области «музыка» помогает комплексному развитию природных музыкальных способностей ребёнка, способствует формированию устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству.
Цикл обобщающих тематических интегрированных бесед о классической музыке с детьми подготовительной группы по теме «Времена года».
Предварительная работа:
- Слушание музыки композиторов П.Чайковского, А.Вивальди, И.Штрауса, М.Глинка, Мендельсона, Э.Грига. С.Свиридова, Рамо, Ребикова, Ф.Шопена, изображающей явления природы.
- Знакомство детей с циклом произведений П.Чайковского и А.Вивальди «Времена года».
- Ознакомление детей с произведениями русских поэтов, воспевающих в своих произведениях природные явления, сопоставление их со знакомыми музыкальными произведениями.
- Свободные танцевальные и оркестровые импровизации под классическую музыку на музыкальных занятиях.
Цель: обогащение представлений детей об изобразительных возможностях музыки через слушание произведений классической музыки русских и зарубежных композиторов.
Задачи:
- Донести до сознания детей эмоциональную окраску музыки путём выразительных поэтических, изобразительно-художественных и ритмопластических средств.
- Развивать способность детей передавать в движениях и рисунках характер музыкального произведения, её экспрессивную окраску.
- Прививать детям чувство гармонии и совершенства творений великих классиков.
Беседа №1 – «Осень».
Оборудование:
- портреты композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди;
- репродукции русских художников с осенними пейзажами;
- аудиозапись со стихотворением об осени и криком улетающих на юг журавлей;
- материал для изобразительной работы: столы, бумага, акварель, вода, кисти;
- видео или мультимедиа материал на тему «Осенний пейзаж»;
- атрибуты для импровизированного осеннего танца (лёгкие разноцветные шарфики).
Ход мероприятия:
Звучит музыкальное произведение «Осень» А. Вивальди в исполнении
симфонического оркестра.
Дети входят в зал, рассаживаются.
Музыкальный руководитель:
Промелькнуло озорное лето,
наступает осени черёд,
К нам она приходит незаметно.
Скоро, скоро завершится год!
Вот и наступила осень золотая,
листья пожелтевшие тихо опадают.
Птицы собираются стаями в лесах,
солнца луч последний тает в небесах.
Вниманию детей предлагается видеосюжет «Осень» под звучащую фоном музыку А.Вивальди «Осень».
Музыкальный руководитель: Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая – невиданная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую у нас в России зовут поздней осенью.
Предлагает подойти к инструменту и исполнить песню об осени (на усмотрение музыкального руководителя или по желанию детей).
Музыкальный руководитель: «Унылая пора, очей очарованье…», – об осени А.С.Пушкин. Это время года он особенно любил и посвятил ему много прекрасных стихов.
Давайте подойдём к нашему выставочному стенду и расскажем об осени.
Дети читают стихи на осеннюю тематику (по выбору):
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная тень с печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу;
Приближалась довольно скучная пора…
Музыкальный руководитель: Скучная пора осень:
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит...
Звучит фонограмма «Дождь».
Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на стулья урядом с
фортепиано.
- Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композитора – только звуки.
Исполняет на фортепиано «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского.
- Все мы узнали произведение п.И.Чайковского «Осенняя песнь». Но ведь не только скуку и тоску приносит с собой осень. Это и разноцветье листьев, кружащих на ветру, и утренняя морозная свежесть. Грустная природа напоминает нам об изменчивости и быстротечности жизни. Мы грустим, но тем сильнее возникает желание остановить уходящее время: «Что ж ты рано, осень, в гости к нам пришла? Ещё сердце просит света и тепла…»
Осенью природа прощается с цветами, листочками. А вы видели, как собираются в стаи перелётные птицы? С ними мы тоже прощаемся до весны.
Вниманию детей предлагается аудиозапись с декламацией стихотворения об осени на фоне инструментальной мелодии с криком улетающих журавлей.
Музыкальный руководитель: А от дождя осенние краски становятся ещё ярче, осенние запахи – ещё острее. Какие же краски принесла с собой осень? (Дети называют цветы палитры.)
Не забудьте о них, когда будете рисовать «осеннюю сказку». Постарайтесь придумать печальную, но красивую осень.
Детям предлагается присесть за столы и выразить свои впечатления об осени в рисунках (учитывая ограниченность во времени, детям предлагается лишь выбрать палитру красок осени и абстрактно, мазками изобразить осень на бумаге).
Звучит в записи музыка «Осенняя песнь» («Октябрь») П.Чайковского.
(Дети выполняют изобразительную работу. По окончании работы музыкальный
руководитель предлагает дать рисункам
подсохнуть, а в это время изобразить своё впечатление об осени в
импровизированном танце под музыку Ф.Шопена «Кантабиле».
Дети разбирают цветные шарфики, танцуют.)
Музыкальный руководитель:
Под ногой похрустывают льдинки. Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки-невидимки, облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета, всё притихло, отдыхать легло.
Только в небе празднично от света: небо все созвездия зажгло.
С золотыми листиками схожи, звёзды с неба сыплются. Летят,
Будто в тёмном, звёздном небе тоже наступил осенний листопад.
Звучит отрывок из музыкального произведения «Осень» А.Вивальди.
Музыкальный руководитель предлагает детям вернуться к рисункам, отмечает изобразительность их фантазии, благодарит и обращает внимание на портреты композиторов, которые уделили особое место в своём творчестве сочинению произведений о временах года.
Беседа №2 – «Зима».
Оборудование:
- портреты П.Чайковского, В. Ребикова, А. Вивальди;
- репродукции русских художников на тему «Зима»;
- ленты, снежинки для импровизированного «Снежного танца»;
- музыкальные инструменты для оркестра;
- имитационный камин; имитационный снежный сугроб.
Ход мероприятия
Звучит музыка П.Чайковского «Святки» («Декабрь») в исполнении симфонического
оркестра.
Дети свободно заходят в зал.
Музыкальный руководитель:
Пришли морозные деньки,
Зима зовёт играть в снежки,
На саночках кататься,
В сугробах кувыркаться, (Подходит к имитационному снежному сугробу, берёт в руки белые ленточки, взмахивает ими.)
Но верные слуги – снежные вьюги,
Заметают все пути, не проехать, не пройти!
Вовлекает детей в импровизированный «Снежный танец» под звучащую музыку. В конце танца ленты остаются на полу.
Музыкальный руководитель берёт в руки «снежинку», произносит:
Светло-пушистая, снежинка белая,
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой бурною легко проносится,
Не ввысь лазурную – на землю просится…
(Отрывок из стихотворения «Снежинка» К. Бельмонт.)
Начинает звучать «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского.
Детям раздаются имитационные снежинки. По показу музыкального руководителя
дети выполняют танцевальные движения под звучащую музыку. По окончании танцевальной
импровизации все собираются в «сугроб».
Музыкальный руководитель загадывает детям загадку:
- Невидимкой осторожно он является ко мне
И рисует как художник он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной!
Я гляжу.. не оторваться! Веток линии нежны,
А художник рад стараться, даже кисти не нужны! (Мороз.)
Предлагает детям присесть и послушать музыку П.И.Чайковского из «Детского альбома» «Зимнее утро».
Музыкальный руководитель перед звучанием музыки декламирует:
Зимнее утро свежо и прохладно.
Очень морозно, спокойно и славно.
Солнце рассветные дарит лучи,
Тонет в сиянии снежной парчи.
Новогодние деньки, снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки на пушистой ёлке!
Шар качнулся расписной, бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной от смолистой ели!
Предлагает детям озвучить оркестром отрывок из вальса Ребикова «Ёлка».
Музыкальный руководитель:
Зимушка – зима пришла, коней в сани запрягла,
В путь-дорожку вывела, лёд на речке вымела,
Ребят в сани усадила, вдоль дороги покатила!
Звучит произведение А.Вивальди «Зима».
- Окончен бал. Зиме пора. Другая гостья у двора.
Но, чтоб согреться нам слегка, мы посидим у камелька.
Звучит музыка П.Чайковского «У камелька».
Детям предлагается расположиться рядом с камельком в свободной позе.
Музыкальный руководитель в процессе звучания музыки произносит:
Вечереет, за окном темно,
Только нам уютно и тепло.
Может, сказка бродит у окна,
В этот вечер заглянула к нам она.
По окончании звучания музыки музыкальный руководитель обращает внимание на портреты композиторов, чья музыка звучала в зале.
Беседа №3 – «Весна».
Оборудование:
- портреты композиторов А.Вивальди, М.Глинка, П.Чайковского, И.Штрауса;
- репродукции картин с изображением просыпающейся весенней природы, в т.ч. Левитана «Март»;
- атрибуты для импровизированного танца (цветные ленточки, шарфики, искусственные цветы);
- костюмы выступающим детям – жаворонка, подснежника;
- диск с видеосюжетом «Пробуждение природы».
Ход мероприятия
Звучит отрывок из 2-го концерта С.Рахманинова для ф-но с оркестром
Дети входят в зал, подходят к музыкальному руководителю, который стоит рядом
с художественными репродукциями.
Музыкальный руководитель (обращает внимание на репродукции с видами природы):
Вслушайтесь, весь мир поёт: шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт – мир её волшебен.
Птичьи трели – это музыка, и капели – это музыка.
Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится, тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится, будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка, и у тучки, и у дождика,
И у нежного подснежника тоже музыка своя.
(И.Исакова.)
- Мир музыки прекрасен так же, как и мир природы. Многие поэты и писатели воспели неповторимость и привлекательность времён года в своих произведениях. А мы собрались для того, чтобы слушать музыку.
- Мой друг, что может быть милей бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей, там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок, там соловей поёт звучнее…
(Н.Языков.)
Детям предлагается послушать фортепианное исполнение музыки М Глинки вариаций Алябьева «Соловей».
Музыкальный руководитель:
В лесу ж, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Ребёнок в роли подснежника занимает исходную позицию для танца. Выполняет движения в соответствии со стихотворным текстом, который произносит музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель:
Сперва понемножку зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
Подснежник:
Я вижу, погода тепла и ясна!
Скажите, ведь правда же это весна?
Исполняет танец «Подснежник» под музыку П.И.Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года».
Музыкальный руководитель: С первых же аккордов Антонио Вивальди в своём произведении «Весна» извещает нам о торжестве природы, о появлении новой жизни.
Вниманию детей предлагается видеосюжет на музыку А.Вивальди «Пробуждение природы»,
Музыкальный руководитель: Робко появляется весна в наших краях и первым о её приходе в музыкальных произведениях русских композиторов возвещает жаворонок.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Песня жаворонка» («Март»).
Ребёнок в роли жаворонка исполняет танцевальную импровизацию под звучащую
музыку.
Музыкальный руководитель: Печальна песенка жаворонка, ведь вокруг ещё снега, ветры дуют, солнце появляется лишь изредка и почти не греет. Но, невзирая на причуды погоды, жаворонок уверен, что дни зимы сочтены, а весна на подходе, и всех извещает об этом.
У русского художника Левитана есть картина, которая тоже называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса Чайковского и картина Левитана.
Как и композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день.
А поэт Евгений Баратынский пишет о весне так:
Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!
Шумят ручьи, блестят ручьи! Взревев, река несёт
На торжествующем хребте поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены, но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой и шумен, и душист.
Под солнце самое взвился и в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт заздравный гимн весне…
Детям предлагается выбрать из предложенных атрибутов (ленточек, цветов, шарфов) те, которые подойдут для танцевальной импровизации «Пробуждение природы» и исполнить её под вальс И.Штрауса «Весенние голоса».
Музыкальный руководитель: Думаю, что сегодняшняя встреча подарила вам яркие впечатления от общения с музыкой композиторов (демонстрирует портреты) М.Глинка, А. Вивальди, П.Чайковского и И.Штрауса и рассказала нам о радостном пробуждении природы весной.