Урок – путешествие по русскому языку: "Происхождение русского языка"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  • познакомить с возникновением и развитием русского языка;
  • дать понятие об общеславянской, древнерусской, собственнорусской лексике и старославянизмах;
  • формировать умение употреблять устаревшие слова в соответствии с их лексическим значением и речевой ситуацией; у.

Развивающие:

  • развитие творческого воображения и мышления;
  • дополнить материал школьной программы, расширить кругозор учащихся;
  • совершенствовать лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенцию.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к родному язык.

Предметно-практические:

  • развитие речи и языкового мышления учащихся.
  • воспитание интереса к занятиям русским (родным) языком.
  • научить сопоставлять факты, свободно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Оборудование: карточки с заданиями для работы по группам, фрагмент художественного фильма "Иван Васильевич меняет профессию", аудиозапись песни "Несе Галя воду", схема "Происхождение русского языка"

ХОД УРОКА

Организационный момент.

I. Вступительное слово учителя.

О создании машины времени человечество мечтало во все времена, ведь людей всегда интересовали тайны прошлого и загадки будущего. Давайте сегодня на уроке представим, что эта заветная мечта стала реальностью. И мы, преодолев пространство и время, можем заглянуть в прошлое и познать истоки русского языка. Чтобы рискнуть отправиться в такое путешествие необходимо быть любознательны человеком, стремящимся к познанию окружающего мира, поэтому первый этап нашего путешествия во времени будет исследовательским.

II. Исследовательская работа

1. Чтение стихотворения о русском языке.

Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далёкие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык - безграничное море!..
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость, -
Этим ключом было русское слово:

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для нашего исследования?
  • О чём оно?
  • Какими образными средствами пользуется автор, создавая главные образы этого стихотворения?
  • Постарайтесь объяснить, почему автор сравнивает русский язык с морем, а слово с ключом?

Продолжая наше исследование, давайте обсудим ещё несколько высказываниями великих писателей и поэтов о русском языке. (Каждой группе раздаются карточки с высказывания и заданиями, даётся время на обдумывание и выполнение задания, затем совместное обсуждение выполненных заданий.)

2. Работа в творческих группах

I группа.

"Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык"
В. Брюсов

II группа.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса: Берегите чистоту языка как святыню!
И. С. Тургенев.

III группа.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью:
Что такое Родина? - Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой

Задание для групп:

  • Прочитайте высказывание о русском языке.
  • Определите и обсудите их основную мысль.
  • Что вас удивило в этих высказываниях и почему?
  • Согласны ли вы с мнением автора.
  • Спишите, обозначьте все известные вам орфограммы.
  • В каком из этих высказываний, говорится об истоках русского языка.
  • Считаете ли вы вопрос об истории языка важным для его изучения? Почему?

Вывод.

Первый этап нашего путешествия во времени показал, что все вы очень любознательные. Но, не познав прошлого, нельзя достигнуть успеха в будущем. И мы переходим ко второму этапу нашего путешествия, который называется - экскурс в прошлое.

3. Экскурс в прошлое.

Работа в группах со схемой "Индоевропейские языки".

Вопросы к схеме.

  • С чем знакомит нас эта схема?
  • Как отражено в схеме формирование русского языка?
  • Сходство, каких языков вы заметили, рассматривая схему?

Слово учителя.

Эта схема знакомит нас с индоевропейскими языками, которые являются наиболее крупной языковой семьёй. Она состоит из 10 ветвей. В индоевропейскую семью языков входят такие языки как: английский, французский, немецкий, итальянский, греческий и множество других. Русский язык тоже входит в эту семью и относится к славянской языковой группе.

В настоящее время индоевропейский язык не существует, но учёным удалось вызвать к жизни слова этого языка, которые давным-давно отзвучали, таким образом, они воссоздали язык, на котором не говорят уже 5 - 6 тысяч лет. Этот язык является праязыком, а приставка пра означает первоначальный.

В современном русском языке много слов унаследованных из индоевропейского языка, это такие исконные слова как: сын, мать, брат, волк, вода, числительное три. Именно поэтому эти слова очень похожи на слова из других языков индоевропейской семьи. Попробуйте это доказать. Приведите примеры.

Примеры учащихся.

Мама (русское) - mother (английское), сын (русское) - son (английское), брат (русское) - brother (английское), вода (русское) - water (английское), три (русское) - three (английское).

- Помимо этого из схемы видно, что в истории русского языка можно выделить 3 периода: общеславянский, древнерусский и образование великорусского языка. Давайте поговорим о каждом из этих этапов.

4. Историческая справка об общеславянском этапе в истории развития русского языка (сообщение учащихся). Примеры слов, приведённые в справках, вывешиваются на доске.

Основной фонд русского языка - это исконно русские слова. По подсчётам учёных, они "составляют более 90% слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке".

Количество слов, унаследованных русским языком из общеславянского языка не велико (по подсчётам учёных, не более двух тысяч), однако, именно эти слова являются ядром современного русского языка. Вот некоторые из этих слов: отец, дочь, внук, отчим, лоб, нос, зима, звезда, вода, век, серебро, песок, лёд, пёс, спать, мыть.

За общеславянским этапом в истории русского языка следует древнерусский этап.

Историческая справка о древнерусском этапе в истории развития русского языка.

Древнерусский язык - это язык восточных славян, который примерно 1, 5 тысячи лет тому назад выделился из общеславянского языка. Древнерусским этот язык называется потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство - Киевскую Русь, образовали единую древнерусскую народность. Из неё позднее (примерно 600 лет назад) выделяются русская, украинская и белорусская народности. Поэтому так похожи русский, украинский и белорусский языки. К древнерусской лексике относятся такие слова, которые являются общими для всех восточнославянских языков (русского, украинского и белорусского). Вот примеры древнерусских слов: дядя, племянник, белка, снегирь, тёмный, сегодня, после, теперь.

5. Лингвистический эксперимент.

Русский, украинский и белорусский языки очень похожи. Если вы хотя бы один раз слышали украинскую или белорусскую речь, вы могли это заметить. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент. Послушайте украинскую народную песню "Несе Галя воду".

Вопросы:

  • Сразу ли вы поняли, о чём идёт речь в этой песне?
  • Как вам это удалось понять?
  • Продолжим наш лингвистический эксперимент. Каждая группа получает творческое задание.
  • Сравните слова трёх языков.
  • Что вы заметили?
  • Сделайте самостоятельный вывод из нашего эксперимента.
Русский язык Украинский язык Белорусский язык
Ночь Нiч Ноч
Голова Голова Галава
Сон Сон Сон
День День Дзень

Слово учителя.

Наш эксперимент удался. Действительно восточнославянские языки очень близки. Но за древнерусским этапом в истории русского языка следует ещё один.

Историческая справка об образовании великорусского языка русского языка.

Большинство собственно русских слов возникло на базе своего исконного материала (например, слово баба - общеславянское, а бабушка - собственнорусское), поэтому в отношении словообразовательной структуры почти все они являются производными из общеславянского. По своему значению это слова, выражающие новые понятия, связанные с появлением новых предметов и явлений действительности, с развитием науки техники, культуры. Эта группа слов очень многочисленна и разнообразна. Вот некоторые из этих слов:

Существительные с суффиксами -щик, -овщик, -льщик (каменьщик, пильщик, стекольщик);

Сложносокращённые существительные (зарплата, сберкасса);

Большинство существительных на -ость (туманность)

Большинство предлогов и союзов (вроде,) вследствие, благодаря, чтобы, так как.

Необходимо отметить, что в истории русского языка большую роль сыграл язык из южнославянской группы - это старославянский язык.

Историческая справка о роли старославянского языка в истории развития русского языка.

С конца X века (после принятия христианства) на Руси стал распространятся древний письменный язык славян - старославянский, который входит в южнославянскую группу языков. На этом языке писали богослужебные книги и читали проповеди. Старославянский язык был во многом понятен русским людям, поэтому его стали активно включать в словарный состав русского языка. Живут старославянизмы и в современном русском языке. Вот некоторые признаки старославянизмов:

1. обозначение отвлечённых и научных понятий: благо, великодушие, добродетель

2. слова с неполногласными сочетаниями: ре (в русском языке - ере), р (в русском языке - оро), ле, ла (в русском языке - оло).

3. чередование согласных в словах: одежда - одёжа (русское), мощь - мочь (русское)

4. Приставки: пре - , пред - , чрез - , воз - , из - , низ - .

5. суффиксы существительных: - ени - , енств -, - еств - , - знь -, -изн-, -ни(е) -, - тель -, -тай-, -ч(ий) -, - ын(я);

Суффиксы прилагательных: - айш, - ейш, - енн.

Вывод.

Мы познакомились со всеми этапами истории развития русского языка. Но наше увлекательное путешествие продолжается, и от теории давайте перейдём к практике. (Задания раздаются по группам, индивидуальное задание выполняет учащийся у доски. После выполнения совместное обсуждение).

6. Творческие задания по группам

I группа.

Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина "Пророк" и из его же поэмы "Евгений Онегин" (они перепечатаны из издания 1887г.)

Возстань, пророкъ. И виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголомъ жги сердца людей!

Зима: Крестьянин, торжествуя,
На дровняхъ обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью какъ нибудь:

  • Назовите устаревшие слова.
  • Какую стилистическую окраску они придают?
  • Найдите в отрывке старославянизмы по известным вам теперь признакам.
  • Попробуйте заменить старославянизмы современными словами. Что изменилось?
  • Сравните словосочетания: глаголом жги, проспрягай глагол.

II группа.

Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Санкт - Петербургу. Остановились перед Зимним дворцом. Экскурсовод сказала ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий, и приняли это слово за иностранное. Тогда экскурсовод объяснила, что слово зодчий исконно русское, но не устаревшее и обозначает "архитектор".

  • Пользуясь словарём, определите, какими по значению являются слова зодчий и архитектор.
  • В каких речевых ситуациях уместно употребления этих слов?

III группа.

Русское слово спутник в 1957 году облетело весь мир и, выйдя за пределы нашего языка, было заимствовано другими языками. Германские газеты писали в то время: "Каждая искусственная луна, совершающая полёт вокруг земли, будет называться и впредь русским словом "Спутник".

"Спутник" стало в Америке названием танца и причёски, во Франции - названием сорта цветов.

  • При каком условии спутник становится словом иноязычного происхождения?
  • Сколько лет слову спутник?

Индивидуальное задание.

Распределите слова в две группы. Объясните, по какому принципу вы это сделали. Вставьте пропущенные буквы. В чём особенность проверки пропущенных орфограмм?

Сокр:щение, ст:р:на, б:р:жок, к:роткий, распростр:нать, вл:ститель, ср:да, наст:р:же, охл:дительный, посер:дине, зл:той, поз:л:тить.

7. Итог урока.

Ребята, все вы видели и помните сюжет фильма Л. Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". В нём молодой учёный, так же как и мы, совершает путешествие во времени. Давайте посмотрим небольшой фрагмент из этой картины (тексты с полилогом и заданиями к нему розданы каждой группе).

Иоанн: (кричит режиссёру Якину). Ну, прыщ, живота или смерти? Проси у боярыни!

Якин: (хрипит). Живота:

Зина: Живота! Живота! Пощади его, Великий государь!

Иоанн: Живота? Ну будь по-твоему:

Якин: Паки. Паки. Иже херувиме. Ваше сиятельство, смилуйтесь! Между прочим, вы меня не так поняли.

Иоанн: Как же мне понять тебя, ежели ты ничего не говоришь?

Якин: Языками не владею, ваше благородие.

Иоанн: Жалую тебе шубу с царского плеча.

Зина: (Якину) Благодари! Благодари!

Якин: Вельми понеже. Весьма Вами благодарен.

Якин: (чуть позже). Поелику мы зело на самолёт опаздываем.

Задание к тексту.

Какой приём придаёт иронический оттенок сцене из кинофильма Л Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию"? Найдите в этом отрывке лексику древней Руси, 19 века и современную. Найдите и запишите как можно больше слов, которые появились в 20 веке. Там, где возможно подберите к устаревшим словам синонимы. Найдите обращения. Обсудите, как они менялись со временем. Как сей час, мы обращаемся к незнакомым людям?

III этап (Вперёд в будущее).

Самое интересное, ребята, вас ждёт дома, ведь вы сможете отправиться в будущее. И это путешествие состоится и пройдёт успешно, если вы выполните следующие задания.

Домашнее задание по группам:

1. Роль старославянизмов в современном русском языке.

2."Живые" устаревшие слова.

3. Истоки русского языка.