«Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев»
В. Сухомлинский
В процессе своей педагогической деятельности столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей младшего дошкольного возраста, которое выступает важным компонентом мировоззренческих основ дошкольников.
Анализ, проведенный в группе, показал, что ближайшее окружение ребенка: семья, друзья, в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Итоги наблюдений, анализ полученных результатов работы с детьми и их родителями стали причиной, побудившей меня к углубленному изучению данной проблемы. Наиболее продуктивными в решении поставленных задач в работе являются пальчиковые игры, которые при организации учебно-воспитательного процесса дают наиболее значимый эффект в работе с детьми.
Актуальность опыта заключается в формировании и развитии речи дошкольников, с включением в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры).
Поэтому чем больше внимания мы будем уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у него развиваются мозг и речь.
Исследования ученных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связанны между собой? Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Игры является ведущим видом деятельности в детском саду, «дают возможность многогранного раскрытия личности, развития способностей, сплачивания детей на основе общих замыслов и интересов» (А.А.Люблинская).
Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всей жизни. Именно это открывает педагогам широкие возможности для использования мощнейшего потенциала игр в целях оптимизации процесса образования – утверждают психологи Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский.
Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений». И он же утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В своей работе я использую следующие пальчиковые игры и упражнения:
- Игры с элементами самомассажа.
- Потешки на ладошке.
- Игры с мелкими предметами.
- Пальчиковые игры.
- Внимательные пальчики (пальчиковые игры на внимание).
- Пальчики строят (развитие конструктивных навыков).
- Пальчики занимаются нитками (использование элементов ниткографии).
- Пальчики лепят (пластилинография, предметная и сюжетная лепка).
Игры с предметами
Игры с вкладышами и пирамидками
Игры со строительным материалом
Наши пальцы не знают скуки
Использование ниткографии на занятиях по экологическому воспитанию
Использование пластилинографии на интегрированных занятиях
За период работы над темой с 2008 по 2011годы у воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов.
Практика показывает, что если не будет оказана своевременная квалифицированая помощь детям с проблемами адаптации, с задержкой развития моторной стороны речи, с затруднениями в обучении, связанными с особенностями познавательных способностей, то эти трудности могут годами затруднять формирование учебной деятельности, негативно влияя на развитие мотивации и способностей ребенка. Модернизация и развитие российской системы образования вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества. Одним из направлений модернизации и реформирования является утверждение Министерством Образования ФГСО.