Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

В процессе своей педагогической деятельности столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей младшего дошкольного возраста, которое выступает важным компонентом мировоззренческих основ дошкольников.  

Анализ, проведенный в группе, показал, что ближайшее окружение ребенка: семья, друзья, в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Итоги наблюдений, анализ полученных результатов работы с детьми и их родителями стали   причиной, побудившей  меня к углубленному изучению данной  проблемы.  Наиболее продуктивными в решении поставленных задач в работе являются пальчиковые игры, которые при организации учебно-воспитательного процесса  дают наиболее значимый эффект  в работе с детьми.

Актуальность опыта заключается в формировании   и развитии речи дошкольников, с включением  в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры).

Поэтому чем больше внимания мы будем уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у него развиваются мозг и речь.

Исследования ученных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связанны между собой? Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит  под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее  он начинает говорить.

Игры является ведущим видом деятельности в детском саду, «дают возможность многогранного раскрытия личности, развития способностей, сплачивания детей на основе общих замыслов и интересов» (А.А.Люблинская).

Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всей жизни. Именно это открывает педагогам  широкие возможности для использования мощнейшего  потенциала игр в целях оптимизации процесса образования  – утверждают психологи Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский.

Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений». И он же утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В своей работе я использую следующие пальчиковые игры и упражнения:

  1. Игры с элементами самомассажа.
  2. Потешки на ладошке.
  3. Игры с мелкими предметами.
  4. Пальчиковые игры.
  5. Внимательные пальчики (пальчиковые игры на внимание).
  6. Пальчики строят (развитие конструктивных навыков).
  7. Пальчики занимаются нитками (использование элементов ниткографии).
  8. Пальчики лепят (пластилинография, предметная и сюжетная лепка).

Игры с предметами

Игры с вкладышами и пирамидками

Игры со строительным материалом

Наши пальцы не знают скуки

Использование ниткографии на занятиях по экологическому воспитанию

Использование пластилинографии на интегрированных  занятиях

За период работы над темой с 2008 по 2011годы у воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов.

Практика показывает, что если не будет оказана своевременная квалифицированая помощь детям с проблемами адаптации, с задержкой развития моторной стороны речи, с затруднениями в обучении, связанными с особенностями познавательных способностей, то эти трудности могут годами затруднять формирование учебной деятельности, негативно влияя на развитие мотивации и способностей ребенка. Модернизация и развитие  российской системы образования вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества. Одним из направлений модернизации и реформирования является утверждение Министерством Образования  ФГСО.