Тип проекта:
- по доминирующему методу: практико-ориентированный;
- по характеру содержания: социально-педагогический;
- по числу участников проекта: группа детей 3-7 лет (16 детей), педагоги, родители;
- по времени проведения: долгосрочный – 9 месяцев (сентябрь – май);
- по характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность проблемы
Актуальность выбранной мною темы на современном этапе очевидна, так как нашему обществу необходимы творческие люди с живым умом, а театральная мастерская активно развивает изобразительные навыки, ручные умения, формирует моторику, творческое воображение, изобретательские способности каждого ребенка.
Занятия в театральной мастерской способствуют развитию мелкой моторики, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, снижают усталость, повышают работоспособность.
Известные отечественные психологи и педагоги
Л.С. Выготский, В.Я. Воронова, Н.Ф. Губанова, В.Г.
Петрова, С.И. Мерзлякова пишут о необходимости
театрализованной деятельности в современном
дошкольном учреждении. Они отмечают, что именно в
театрализованной деятельности реализуется
потребность дошкольника действовать
самостоятельно, как взрослый.
Программа «Росинка» Куцаковой Л.В., Мерзляковой
С.И. предполагает организацию работы в
театральной мастерской уже с младшего возраста.
Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пройти придется немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребенка разный. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Пособия, изготовленные детьми, имеют большую воспитательную и образовательную ценность.
Цель проекта
Создание целостной системы работы с детьми по развитию творческих способностей посредством театральной мастерской.
Задачи проекта
- Подобрать и изучить литературу по выделенной проблеме, систематизировать теоретический и практический материал для работы с детьми по данному направлению.
- Провести диагностику и определить уровень развития ручных умений, изобретательских способностей и творческого воображения каждого ребенка на момент обследования (начало и конец учебного года).
- Организовать работу театральной мастерской в соответствии с перспективным планированием.
- Организовать работу с родителями и педагогами ДОУ в соответствии с планированием.
Партнеры проекта дошкольного образовательного учреждения
– Педагоги.
– Воспитанники.
– Родители.
Целевая группа проекта
Целью создания театральной мастерской является развитие личной культуры ребенка, его творческих способностей.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- Знакомить детей с различными видами театра.
- Формировать навык коллективного действия, взаимодействия.
- Развивать ручные умения и навыки, творческое воображение.
Основные принципы работы театральной мастерской:
- Принцип целенаправленности.
- Принцип систематичности.
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип интегрированного подхода.
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
- Принцип прочности.
Механизмы реализации проекта
Реализация поставленных задач проходит в несколько этапов:
I этап – подготовительный.
II этап – диагностический.
III этап – реализационный.
IV этап – итоговый (аналитический).
I этап – подготовительный
Подготовительный этап включает в себя:
– подбор и изучение литературы по проблеме;
– подбор творческих заданий и игр на развитие
творческого воображения в соответствии с
возрастом;
– знакомство родителей с планами воспитателей
по деятельности театральной мастерской.
По данной проблеме изучена литература:
- Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-13.
- Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
- Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 13-18. С. 87-112.
- Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: росинка. Программно-методическое пособие. – М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2004. – 368 с.
- Петрова, И.М. Театр на столе. – СПб.: Детство-Пресса, 2003. – 144 с.
Созданы условия для работы театральной
мастерской.
Пальчиковые игры, игры на развитие творческого
воображения, творческие задания, художественное
слово систематизированы, создана картотека.
II этап – диагностический
Данный этап включает в себя:
– проведение диагностики (начало учебного
года) мелкой моторики по возрастам по методике
Н.О. Озерецкого (Приложение 1);
– анализ развития творческого воображения по Дж.
Родари (Приложение 2);
– разработка перспективного планирования по
театрализованной деятельности (Приложение
5);
– разработка консультаций для родителей.
Так, диагностика развития мелкой моторики и творческого воображения выявила различия между возрастными группами дошкольников. Если в младшей и средней группах у детей низкий уровень развития ручных умений, изобретательских способностей, что связано со слабым развитием мелкой моторики, то в старшей группе наблюдается увеличение числа детей с высоким уровнем развития мелкой моторики от начала к концу учебного года с 10 до 25%. Эффективность работы в театральной мастерской подтверждает резкое снижение числа детей с низким уровнем. Таким образом, четвертая часть детей (25%) к концу года имеет высокий уровень развития мелкой моторики, большинство детей (65%) – средний, и лишь 10% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики (рис. 1 – диаграмма).
Рис. 1
Благоприятная картина выявляется в подготовительной группе. 90% детей имеют высокий уровень, 10% – средний уровень развития мелкой моторики (рис. 2).
Рис. 2
Составлено перспективное планирование по театрализованной деятельности с работой театральной мастерской. Разработаны рекомендации для родителей.
III этап – реализационный
Данный этап проекта включает в себя:
– проведение индивидуальной работы с детьми по
формированию графо-моторных навыков (согласно
планированию);
– организацию работы театральной мастерской;
– практическое занятие для воспитателей
«Организация театральной мастерской»
(мастер-класс);
– семинар-практикум для родителей
«Использование обычных предметов для развития
творческого воображения».
IV этап – итоговый
Этот этап проекта включает анализ проведенной
работы – диагностической и практической.
– Проведена диагностика (конец учебного года)
мелкой моторики по возрастам по методике Н.О.
Озерецкого (Приложение 1).
– Презентация работы театральной мастерской.
– Открытые мастер-классы для педагогов ДОУ.
Проведенная диагностика позволила определить
уровень развития мелкой моторики каждого
ребенка.
Организована выставка детских работ в
театральной мастерской.
Предполагаемый результат
– Повышение уровня развития мелкой моторики,
ручных умений и навыков, изобретательских
способностей каждого ребенка.
– Проявление творческих способностей в работе
театральной мастерской.
– Активное вовлечение родителей в
воспитательно-образовательный процесс.
– Повышение уровня мотивации воспитанников к
занятиям.
Заключение
Организуя деятельность детей в театральной
мастерской, я отметила, что данная деятельность
интересна и полезна детям.
Дети стали больше проявлять выдумки и фантазии
при изготовлении различных атрибутов,
совершенствуются навыки ручной умелости.
Изготовленные детьми атрибуты, декорации, куклы
– стимул к театрализованной деятельности. Дети
играют с большим удовольствием, создают свои
сказки, придумывают порой удивительные истории,
проявляют фантазию, воображение и творчество.
Для них это своеобразная школа общения,
самовыражения, познания.
Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире,
насыщенном информацией, новыми технологиями
ребенок не потерял способность познавать мир
умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и
злу, мог познать радость, связанную с
преодолением трудностей общения, неуверенности
в себе.
Список литературы:
- Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-13.
- Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.Я. Воронова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
- Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 13-18. С. 87-112.
- Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно творческого: В мире прекрасного [Текст]: программно-методическое пособие / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2004. – 368 с.
- Петрова, И. М. Театр на столе [Текст] / И.М. Петрова. – СПб.: Детство-Пресса, 2003. – 144 с.
Приложение 1.
Диагностика ручных умений, изобразительных
способностей детей 3-7 лет.
Приложение 2. Анализ
развития творческого воображения.
Приложение 3. Шкала
оценки уровня развития творческого воображения.
Приложение 4. Семинар-практикум
для родителей «Использование обычных предметов
для развития творческих способностей детей».
Приложение 5.
Перспективное планирование по театрализованной
деятельности.
Приложение 6.
Пальчиковый театр и его изготовление.