Прект. Организация театральной мастерской в группе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта:

  • по доминирующему методу: практико-ориентированный;
  • по характеру содержания: социально-педагогический;
  • по числу участников проекта: группа детей 3-7 лет (16 детей), педагоги, родители;
  • по времени проведения: долгосрочный – 9 месяцев (сентябрь – май);
  • по характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проблемы

Актуальность выбранной мною темы на современном этапе очевидна, так как нашему обществу необходимы творческие люди с живым умом, а театральная мастерская активно развивает изобразительные навыки, ручные умения, формирует моторику, творческое воображение, изобретательские способности каждого ребенка.

Занятия в театральной мастерской способствуют развитию мелкой моторики, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, снижают усталость, повышают работоспособность.

Известные отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, В.Я. Воронова, Н.Ф. Губанова, В.Г. Петрова, С.И. Мерзлякова пишут о необходимости театрализованной деятельности в современном дошкольном учреждении. Они отмечают, что именно в театрализованной деятельности реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, как взрослый.
Программа «Росинка» Куцаковой Л.В., Мерзляковой С.И. предполагает организацию работы в театральной мастерской уже с младшего возраста.

Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пройти придется немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребенка разный. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Пособия, изготовленные детьми, имеют большую воспитательную и образовательную ценность.

Цель проекта

Создание целостной системы работы с детьми по развитию творческих способностей посредством театральной мастерской.

Задачи проекта

  • Подобрать и изучить литературу по выделенной проблеме, систематизировать теоретический и практический материал для работы с детьми по данному направлению.
  • Провести диагностику и определить уровень развития ручных умений, изобретательских способностей и творческого воображения каждого ребенка на момент обследования (начало и конец учебного года).
  • Организовать работу театральной мастерской в соответствии с перспективным планированием.
  • Организовать работу с родителями и педагогами ДОУ в соответствии с планированием.

Партнеры проекта дошкольного образовательного учреждения

– Педагоги.
– Воспитанники.
– Родители.

Целевая группа проекта

Целью создания театральной мастерской является развитие личной культуры ребенка, его творческих способностей.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  • Знакомить детей с различными видами театра.
  • Формировать навык коллективного действия, взаимодействия.
  • Развивать ручные умения и навыки, творческое воображение.

Основные принципы работы театральной мастерской:

  • Принцип целенаправленности.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип интегрированного подхода.
  • Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
  • Принцип прочности.

Механизмы реализации проекта

Реализация поставленных задач проходит в несколько этапов:

I этап – подготовительный.
II этап – диагностический.
III этап – реализационный.
IV этап – итоговый (аналитический).

I этап – подготовительный

Подготовительный этап включает в себя:

– подбор и изучение литературы по проблеме;
– подбор творческих заданий и игр на развитие творческого воображения в соответствии с возрастом;
– знакомство родителей с планами воспитателей по деятельности театральной мастерской.

По данной проблеме изучена литература:

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-13.
  2. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 13-18. С. 87-112.
  5. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: росинка. Программно-методическое пособие. – М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2004. – 368 с.
  6. Петрова, И.М. Театр на столе. – СПб.: Детство-Пресса, 2003. – 144 с.

Созданы условия для работы театральной мастерской.
Пальчиковые игры, игры на развитие творческого воображения, творческие задания, художественное слово систематизированы, создана картотека.

II этап – диагностический

Данный этап включает в себя:

– проведение диагностики (начало учебного года) мелкой моторики по возрастам по методике Н.О. Озерецкого (Приложение 1);
– анализ развития творческого воображения по Дж. Родари (Приложение 2);
– разработка перспективного планирования по театрализованной деятельности (Приложение 5);
– разработка консультаций для родителей.

Так, диагностика развития мелкой моторики и творческого воображения выявила различия между возрастными группами дошкольников. Если в младшей и средней группах у детей низкий уровень развития ручных умений, изобретательских способностей, что связано со слабым развитием мелкой моторики, то в старшей группе наблюдается увеличение числа детей с высоким уровнем развития мелкой моторики от начала к концу учебного года с 10 до 25%. Эффективность работы в театральной мастерской подтверждает резкое снижение числа детей с низким уровнем. Таким образом, четвертая часть детей (25%) к концу года имеет высокий уровень развития мелкой моторики, большинство детей (65%) – средний, и лишь 10% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики (рис. 1 – диаграмма).

Рис. 1

Рис. 1

Благоприятная картина выявляется в подготовительной группе. 90% детей имеют высокий уровень, 10% – средний уровень развития мелкой моторики (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Составлено перспективное планирование по театрализованной деятельности с работой театральной мастерской. Разработаны рекомендации для родителей.

III этап – реализационный
Данный этап проекта включает в себя:
– проведение индивидуальной работы с детьми по формированию графо-моторных навыков (согласно планированию);
– организацию работы театральной мастерской;
– практическое занятие для воспитателей «Организация театральной мастерской» (мастер-класс);
– семинар-практикум для родителей «Использование обычных предметов для развития творческого воображения».

IV этап – итоговый

Этот этап проекта включает анализ проведенной работы – диагностической и практической.
– Проведена диагностика (конец учебного года) мелкой моторики по возрастам по методике Н.О. Озерецкого (Приложение 1).
– Презентация работы театральной мастерской.
– Открытые мастер-классы для педагогов ДОУ.
Проведенная диагностика позволила определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка.
Организована выставка детских работ в театральной мастерской.

Предполагаемый результат

– Повышение уровня развития мелкой моторики, ручных умений и навыков,  изобретательских способностей каждого ребенка.
– Проявление творческих способностей в работе театральной мастерской.
– Активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
– Повышение уровня мотивации воспитанников к занятиям.

Заключение

Организуя деятельность детей в театральной мастерской, я отметила, что данная деятельность интересна и полезна детям.
Дети стали больше проявлять выдумки и фантазии при изготовлении различных атрибутов, совершенствуются навыки ручной умелости. Изготовленные детьми атрибуты, декорации, куклы – стимул к театрализованной деятельности. Дети играют с большим удовольствием, создают свои сказки, придумывают порой удивительные истории, проявляют фантазию, воображение и творчество. Для них это своеобразная школа общения, самовыражения, познания.
Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список литературы:

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-13.
  2. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.Я. Воронова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
  3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]:  программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 13-18. С. 87-112.
  4. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно творческого: В мире прекрасного [Текст]:  программно-методическое пособие / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2004. – 368 с.
  5. Петрова, И. М. Театр на столе [Текст] / И.М. Петрова.  – СПб.: Детство-Пресса, 2003. – 144 с.

Приложение 1. Диагностика ручных умений, изобразительных способностей детей  3-7 лет.
Приложение 2. Анализ развития творческого воображения.
Приложение 3. Шкала оценки уровня развития творческого воображения.
Приложение 4. Семинар-практикум для родителей «Использование обычных предметов для развития творческих способностей детей».
Приложение 5. Перспективное планирование по театрализованной деятельности.
Приложение 6. Пальчиковый театр и его изготовление.