Урок на тему "Праздники и обряды русского народа "

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Задачи урока:

1) образовательная: познакомить учащихся с праздниками и обрядами русского народа.

2) воспитательная: воспитание любви и интереса к культуре русского народа.

3) развивающая: развитие вокально-хоровых навыков – дикции на материале р.н.п. “Блины”.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительная беседа. – Ребята, какое время года наступило? (Зима)

– Русский народ к месяцу декабрь подобрал поговорки. Послушайте и скажите, как вы их понимаете? (слайд №2)

1) “Декабрь спросит, что лето припасло” ( )
2) “Декабрь – шапка зимы” ( )

Издавна существовали приметы: “В декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзлая земля – к урожаю”.

– А какие зимние праздники издавна отмечали на Руси ?( Новый год, Рождество, Святки)

2.

– В календарь российских праздников вернулось Рождество Христово. (Слайд № 3). Рождество – особое время для христиан, кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки.

Рождество – это семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в Рождественскую ночь зажигают свечи на ёлках, дети поют песни-колядки.

– Ребята, кто знает, что такое колядки? ( )

– У славянских народов поздравительные рождественские песни назывались колядками. Их пели, когда заходили с поздравлениями в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривали подарками, угощением. Считалось, чем больше дары, тем больше богатства будет в доме хозяина!

– Сейчас прозвучит песня “Тихая ночь” композитора Франца Грубера, которая стала Международным рождественским гимном.

– Послушайте внимательно и скажите как звучит мелодия песни, какое настроение передаёт музыка? (видео Ф. Грубер “Тихая ночь”)

Анализ – (музыка звучит светло, ласково, тепло, нежно, настроение немного грустное).

Рождество-это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.

3.

(Слайд №4) – Ребята, чей портрет вы видите? (это П.И.Чайковский)

Вступительная беседа.

П.И.Чайковский – великий русский композитор, любил все времена года, он даже написал сборник фортепианных пьес под названием “Времена года”. В Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский издавался журнал, под названием “Нувелист”, от слова “новелла”, что значит – небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года, 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, которые стали называться “Времена года”.

К месяцу Декабрь поэт В.Жуковский подобрал эпиграф (слайд №5)

“Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги бросали”. (Слайд №6)

– Кто знает, что это за гадание? (куда укажет носок башмачка, там и суженого нужно искать).

Декабрь – последняя пьеса в альбоме “Времена года”. Она называется “Святки”. Святки – это старинный праздник, который отмечается после Рождества. Святки – от слова “святой”. На Святки славили будущий урожай, поздравляли друг друга, всем желали здоровья, счастья. Святки – самый весёлый крестьянский праздник. Праздновали святки и стар и млад. Но тон задавала молодёжь! Песни и пляски, гадания и игры – скучать было некогда!

Музыка “Декабря”, пожалуй не рассказывает нам именно о святках. Композитор хотел в звуках музыки выразить свои чувства в связи с приходом зимы.

– Послушайте пьесу “Декабрь” и скажите, как музыка рисует картины природы?

– может ли настроение соответствовать времени года ?(видео П.И.Чайковский “Декабрь”

Анализ – какое было настроение? (грустное, задумчивое). И это понятно, ведь расставаться всегда грустно. Эта пьеса последняя в альбоме “Времена года”. Композитор прощается со своими слушателями. (Слайд №7)

…концерт окончен. Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется сейчас она звучит… И будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас…

4.

– А когда отмечается этот праздник вы мне сами расскажите. Как он называется? (слайд №8) (Масленица)

– А по какому случаю праздновали Масленицу? (когда провожали зиму).

– Что делали из соломы? (чучело)

Из соломы мастерили чучело Масленицы, везли его в поле, пели и плясали вокруг него, а потом сжигали. (Слайд№9).Хозяйки на масленицу пекли блины, которые напоминали жаркий круг солнца. И взрослые и дети катались на санях, пели масленичные песни. С одной из таких песен мы с вами познакомимся, называется она “Блины”.

– Какое настроение передаёт песня? Как она звучит?

(Видео р.н.п. “Блины”) (настоение праздничное, радостное, звучит весело)

Р.н.п. “Блины” – разучивание по мелодическим фразам.

5.

Что за праздник изображён на слайде? (слайд№10) (Сабантуй)

Это русский праздник или башкирский? (башкирский)

Когда отмечается этот праздник? (летом) Правильно, Сабантуй ещё называют “праздником плуга”, и отмечают его тогда, когда урожай посажен и засеяны хлеба.

– Какие состязания устраиваются на этом празднике? ( )

– Какой главный приз этого праздника? (баран)

– В каком виде спорта нужно состязаться, чтобы получить главный приз праздника? (в борьбе). Таким образом, приз получает самый сильный.

Есть ещё один из любимейших русских праздников, вы мне сами его назовёте. (Слайд№11) (Пасха)

– Что делал русский народ на Пасху? (Пекли куличи и красили яйца).

6. Обобщение.

– С какими русскими народными праздниками мы познакомились? (Святки, Рождество, Масленица, Пасха).

Я сейчас проверю, как вы усвоили урок. На доске вывешены символы, каким праздникам они соответствуют. (дети сами распределяют символы в соответствии с праздниками).

сапог святки
ёлка рождество
блин масленица
яйцо пасха
баран сабантуй