Программное содержание.
- Приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.
- Укреплять духовное здоровье воспитанников путём обращения к народной культуре.
- Развивать интерес к народному искусству, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, танцы, песни.
- Обогащать словарный запас детей архаизмами, знать их смысл и уметь их использовать в речи.
- Развивать у детей восприимчивость к эстетическим образам, формировать положительные эмоциональные чувства, интересы, отражающие представления народа о красоте и добре, и передающие эти представления из поколения в поколение.
- Закреплять у детей навыки кукловождения.
Предварительная работа. Беседы о русском народном искусстве, показ иллюстраций, книг о русских ярмарках; знакомство с русским народным творчеством, разучивание частушек, песен, русских народных игр, сценок.
Оборудование. Прилавки с ярмарочным товаром, ширма для кукольного театра, куклы – Петрушка, собачка; предметы народного быта и народно-прикладного искусства, корзина для лисы.
Действующие лица.
Ведущая, цыган, цыганка, лошадь – роли
исполняют взрослые.
1-й, 2-й, 3-й, 4-й продавцы, Петрушка, Шарик, 1-й, 2-й, 3-й
коробейники, медведь, лиса – роли исполняют
дети.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущая и дети одеты в народные костюмы. Звучит веселая народная музыка (приглушенно)
Ведущая: Ой вы, красны девицы, да добры молодцы! Приглашаю всех на ярмарку веселую! Собирайтесь сюда, гости желанные!
Музыка звучит громче, дети входят в зал, становятся перед прилавками.
Ведущая: Здравствуйте, почтенные господа! Вы пришли на ярмарку сюда на наш товар поглядеть? Иль себя показать? (Ответ детей и гостей)
Снова ярмарка шумит! Люди разодетые.
Пряники с конфетами! Народ собирается,
На товар народ глядит, Ярмарка открывается!
Дети осматривают выставку. Среди «товаров» находятся поделки детей из природного материала, бумаги, бисера, деревянные расписные ложки, дощечки и т.д.
Ведущая: С давних пор и по сей день
любят на Руси ярмарки. Ярмарка для русского
человека – это праздник. Недаром её проведение
совпадало с тем или иным календарным праздником.
Нарядно одетые люди приходили на ярмарку в
веселом настроении на товар посмотреть и себя
показать. Вот и на нашей ярмарке сегодня много
гостей. Посмотрите на них, ребята. Все они
нарядные и веселые прибыли на нашу ярмарку. Но
ярмарка – это не только праздник, это еще и
большой кропотливый труд. На ярмарку собирали
разный товар: и посуду, и одежду, и продукты
питания. Чего только ни продавали на ярмарке! Вот
и мы с вами долго готовились к нашей ярмарке и
помогли нам в этом ваши родители, которые вместе
с вами смастерили эти замечательные поделки.
Сегодня мы с вами будем и продавцами и
покупателями. А чтобы товар лучше продавался, его
нужно расхвалить, зазывая покупателей. Говоря на
современном языке, «делать товару хорошую
рекламу». Кто у нас мастак товары расхваливать,
кто умеет завлечь покупателей?
Входят четверо детей – продавцов, становятся за прилавок.
1-й продавец: У нашего Якова
– |
2-й продавец: Посуда наша – |
3-й продавец: А вот яблоки
ранет, |
4-й продавец: Пряники
печатные, |
Ведущая: Но среди товаров, представленных на нашей ярмарке много разных других товаров, а каких, узнаете, если отгадаете мои загадки.
Мои хитрые загадки
Кто сумеет разгадать,
Тому сушки и баранки
Обещаю к чаю дать!
Загадки о товарах
Дети отгадывают, если затрудняются с ответом, гости помогают им. Ответы дети ищут на прилавках и показывают их.
1. Носят женщины,
старушки,
7. Он, как круглая кастрюля,
Носят малые девчушки –
Он чумазый, не чистюля.
К уголочку
уголок
Где там в
печке уголок?
Сложен красочный … (платок)
Кашу
сварит... (чугунок)
2. Не страшны зимой
морозы
8. Лезет
в печь за чугунком,
Ни большим, ни
маленьким.
И в углу стоит молчком,
Что нам зимушки
угрозы!
Кочерге родимый брат –
Мы обуем… (валенки)
Старый
кованый… (ухват)
3. Если маленький мороз –
9. Без неё в деревне скучно,
Не хватает нас за
нос.
Под неё поют частушки,
Как начнет мороз
сердиться,
Пляшут Маша и Антошка
Мы наденем … (рукавицы)
Под веселую… (гармошку)
4. Мне в частушках
подыграет,
10.Три струны её узнай-ка
Хоть и не
гармошка.
Заиграла… (балалайка)
За обедом в суп ныряет
Расписная… (ложка)
5. Эту обувь не
забыли
11.Выпускает жаркий пар
Хоть давным-давно
носили.
Древний чайник… (самовар)
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти)
6. Воду дед носил с
утра
12. Любят девочки – подружки
Каждый раз по два
ведра.
С маком бублики и… (сушки)
На плечах дугой повисло
Расписное… (коромысло)
Ведущая: Молодцы, все загадки отгадали! А эти сушки, как я и обещала, заберете с собой, с ярмарки и будете пить чай с сушками да баранками.
Мы товары приглядели
И про ярмарку запели!
Песня «Ярмарка» (с солистом). Муз. Е.Гомоновой, сл. П.Садовского
(Дети садятся на стулья)
Ведущая:
Кто бараночки несет,
Кто поделки разные.
Посмотрите, честной народ!
Балаган на празднике
Проводится представление на ширме кукольного театра «Петрушка и Шарик»
(Кукловоды – мальчик и девочка)
Петрушка:
Я – Петрушка с погремушкой (громко)
Расскажу тебе на ушко (шепотом, загадочно, игриво)
Как на празднике я был (громко)
Что на ярмарке купил!
(Все свои покупки Петрушка достает из-за ширмы и показывает, ведущая кладет их в корзину)
Взял я чудо-лапоточки Обещал веретено.
Не себе, любимой дочке, Решето просила Мила.
Вот бараночек вязанка, Старый дедушка – носки.
Для гостей моих приманка! А соседу прикупил я
Полушалочек цветной! Снасти: удочку, крючки.
Это – мамочке родной! Дяде Феде – рукавицы,
А еще купил я грушу Леснику – большой топор:
Для дружочка, для Ванюши. По платочку двум сестричкам,
Алый сказочный цветок Чтоб у них не вышел спор.
Хочет маленький сынок. Все заказы я исполнил
Доброй бабушке давно И себя не позабыл!
(достает из-за ширмы балалайку)
Про себя я тоже помню:
Балалаечку купил!
Петрушка «играет» на балалайке, все аплодируют. Раздается рычание, появляется собачка Шарик.
Шарик: Р-р-р, гав! Гав-гав!
Петрушка:
А, это ты, Шарик!
Где ты, Шарик побывал?
Что на ярмарке видал?
Шарик:
Что увидеть там я смог? Мимо мальчик проходил,
Только много разных ног Мне сухарик подарил.
В сапогах, лаптях, ботинках, А потом, хозяин лавки
На шнурках, ремнях, резинках, Отдал вкусные остатки:
Все торопятся, снуют, От обеда плошку щей
Мне прохода не дают. И впридачу горсть костей!
Не люблю я шума, давки, Целый день я сытый был,
Прижимался у прилавка. Даже косточку зарыл.
Ведущая: Какой же ты молодец, Шарик! Какой предусмотрительный! Ну что, ребята, давайте поблагодарим Шарика и Петрушку за то, что позабавили и повеселили нас
(Все аплодируют)
Под мелодию рус. нар. песни «Коробейники» выходят мальчики – коробейники, к ним навстречу выбегают девочки, осматривают товар
Ведущая: К нам на ярмарку пожаловали коробейники.
Девочка:
Поторгуемся, ребята?
Может, что приобретем?
Коробейник:
Поторгуемся, девчата,
Заодно для всех споем!
Частушки
1-й коробейник:
|
2-й коробейник: Подходите,
примеряйте |
3-й коробейник: Ой вы, девочки
– красотки |
1-я девочка: Ох,
торговцы-зазывалы, |
1-й коробейник: Не торгуйтеся,
мамаша, |
2-я девочка: Ничего себе
обнова, |
2-й коробейник: Вы бы лучше не
скупились, |
3-я девочка: Коли парни сбавят
цену |
4-я девочка: Ой, платок узором
вышит! |
5-я девочка: Где, девчата,
справедливость? |
6-я девочка: Торговались,
торговались, |
Все девочки: Мы девчонки –
загляденье, |
(Девочки идут по кругу на припев)
Ведущая: А ну, добры молодцы, приглашайте своих подружек на кадриль!
Танец «Кадриль».
После танца мальчики провожают девочек на стульчики. Под звуки «Цыганочки» входят цыгане с медведем, танцуют.
Цыган: (дает платочек медведю)
Ты, Топтыгин, попляши
И всем людям покажи,
Как старушки пляшут
Да платочком машут.
(Медведь танцует с платочком)
Цыган:
Покажи-ка теперь,
Как старый дед ногами стучит,
На парнишек ворчит.
(Медведь топает ногами)
Цыган: Молодец, мишутка! (Гладит медведя по голове)
Цыган: Покажи, как девки на работу идут? (Мишка идет медленно)
Цыган: А как они с работы домой возвращаются? (Бежит)
Ведущая:
Вот потеха, как потеха!
Люди падают от смеха!
Вот тебе, Миша угощение, за то, что позабавил нас. А теперь посиди, отдохни.
Ведущая: Уважаемые цыгане! Уж коль пожаловали к нам на ярмарку, то погадайте нам!
Цыганка: Дай, дорогая, погадаю! (берет ведущую за руку) Ах, драгоценная ты моя, блеск вижу вдоль линии твоей жизни. Богатой будешь, детей у тебя будет много. Коттедж за городом купишь. (Подходит к одному из детей): Ах, касатик ты мой, дай ручку погадаю, да всю правду скажу. Ой дорогу вижу, это дорога жизни и ведет она в казенный дом. А ждут тебя, бриллиантовый мой, в этом доме 4-ки и 5-ки, учителя тебя будут любить! (Подходит к кому–нибудь из гостей) Дай монетку, богатенькая моя, позолоти ручку за то, что тебе погадаю. Да не жалей денег, стодолларовая моя, я тебе сейчас всю правду скажу, что они (показывает на рядом сидящих) про тебя думают, все их мысли прочитаю – все для тебя, дорогая.
Ведущая: Уважаемые цыгане! Откуда же вы к нам на ярмарку пожаловали? Издалека ли?
Цыган: Издалека, ух, издалека!
Ведущая: А на чем вы добрались издалека?
Цыган: На коне, дорогая, на коне.
Да вот беда, коня-то в дороге украли. Хороший был
конь, цыганский, гнедой! Эх, что теперь делать?
Ведь цыган без лошади – что без крыльев птица!
Цыгане исполняют «Цыганскую песню» муз. и слова Е. Шаламоновой. Во время исполнения последнего куплета в зал входит «лошадь» (двое взрослых в костюме лошади), подходит пританцовывая к цыганам. Обрадованные цыгане берут лошадь под уздцы и выходят из зала (под аплодисменты)
Ведущая: (обращается к детям)
Вы на ярмарку ходили?
Расскажите, что купили?
Ребенок:
Наш Яшка на ярмарку ходил,
Да орешков прикупил.
Яшенька, не зевай!
С нами весело играй!
Проводится Игра «Яшка». Яшка сидит в центре с завязанными глазами, дети движутся вокруг него по кругу, приплясывая и надпевая потешку:
Сиди, сиди, Яшка, Вставай, Яшечка, дружок!
Красная рубашка. Где твоя невеста?
Грызи, грызи, Яшка, В чем она одета?
Орешки каленые, Как её зовут?
Невесте дареные. И откуда привезут?
Чок, чок. Чок , чок!
Яшка ловит детей и оглядывается, чтобы
узнать, как зовут девочку, которую он поймал.
К прилавку подходит девочка в костюме Лисы с
корзиной в руке.
Ведущая: А вот и Лисонька к нам на ярмарку пожаловала.
Инсценировка «Лиса на ярмарке»
Ведущая:
Где ты, Лисонька ходила?
Что на ярмарке купила?
Лиса:
Ах, иду я из Торжка
Присмотрела петушка,
Голосистый и красивый,
Жаль, что денег не хватило!
Ведущая: Так идешь ты без покупки?
Лиса:
Голодаю третьи сутки!
На прилавках рыбка, мясо,
Да развешаны колбасы.
Мне б кусочек колбасы,
Нету денег у лисы! (Трет глаза)
Ведущая:
Не горюй Лисица, зря-то
Мы хоть тоже не богаты,
Но поделимся с тобой.
Лиса:
Сжальтесь, люди, надо мною! (Берет угощение у ведущего, кладет в корзину)
Там еще сыры видала,
Только денег было мало.
Ведущая: Вот тебе кусочек сыра.
Лиса: Мне на масло не хватило!
Ведущая: Вот тебе кусочек масла.
Лиса: Мои детки просят мяса!
Ведущая: Вот подарочки лисятам.
Лиса: Жаль, что я не так богата.
Ведущая: Хватит, Лисонька, просить.
Лиса: Ох, как хочется попить!
Ведущая: Вот тебе воды глоток. (Держит кружку)
Лиса:
От воды какой мне прок?
Мне бы кружку молока!
Кружка-то не велика.
Ведущая:
Хоть подарков нам не жалко,
Но ты – просто попрошайка!
Лиса:
Что вы, что вы, я шучу,
За гостинцы отплачу:
Я станцую для ребят
И пойду кормить лисят.
Танец Лисы.
Под весёлую музыку Лиса танцует и убегает.
Ведущая:
Все ль гостинцев накупили,
Никого мы не забыли?
Ой, ребята, да мы гостей наших без покупок оставили. Приглашайте их на нашу ярмарку!
(Дети-продавцы встают за прилавок. Остальные становятся лицом к гостям)
Дети: (хором)
Не по слову мы поем, Не за деньги продаем,
Мы поем куплетами, Мы берем конфетами!
Дети за руку провожают родителей до прилавков; дети-продавцы и Ведущая предлагают им разные поделки. Приглашенные платят за покупки конфетами.
Ведущая: (обращается к гостям):
Погостить у нас приятно,
Мы еще вас позовем (к детям)
А теперь пошли, ребята,
Чай с конфетами попьем!
А на прощанье споем про ярмарку веселую песню!
Песня «На ярмарке». Муз. и сл. Е.Шаламоновой
(Дети под веселую музыку вместе с родителями уходят на чаепитие в групповую комнату.)
В ходе разработки сценария были использованы материалы из сборников:
- В.М.Петрова «Весенние праздники. Игры и забавы для детей»;
- М.А.Давыдовой «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников»;
- Методические разработки педагога-музыканта Е.Ю.Шаламоновой.