Открытый урок "Формирование патриотизма у младших школьников"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с литературными произведениями, воспитывающими любовь к Родине;
  • сформировать начальное понятие патриотизма (как любовь к Родине на основе примеров литературных произведений).
  • формирование нравственного сознания;
  • развитие нравственных переживаний и чувств;
  • формирование нравственного поведения.

Задачи урока:

  • научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в литературе;
  • развивать умения чувствовать и понимать другого;
  • воспитывать любовь к Родине с точки зрения любви к общечеловеческим ценностям;
  • формировать любовь к книге, как к источнику знаний.

Тема урока:

О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?

В. Жуковский.

Звучит “Песня о России”, на фоне которой дети заходят в класс и встают у своих мест.

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи,
На меня Россия ты похожа очень.

Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная
Нет земли красивей!

Учитель объявляет тему урока. Дети садятся на свои места.

Звучит стихотворение в исполнении учащегося:

З. Александрова “ Родина”.

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

Учитель задаёт детям вопрос: назовите имя нашей Родины.

Действительно, это великая наша держава, имя которой – “Россия”.

В. Степанов “Что мы Родиной зовём?”.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём!
“Флаг России”.
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

Учитель. Действительно, подбор цветов неслучаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас.

Цвета Российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории.

(Учитель показывает энциклопедию “История Российского Государства”).

Ученик читает стихотворение:

В. Семернин “Родиной зовётся…”

Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый…
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо –
Родиной
Зовётся!
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём – поля и горы,
В нём – сады и рощи.
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово
Родиной
Зовётся!

Учитель задаёт вопрос: что для нас означает – отчий дом, малая Родина?

Правильно, дети, – город Снежинск.

Этот город расположен на Урале.

Звучит стихотворение В.В.Степанова:

Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.

Работа с книгами.

Учитель знакомит с книгами:

– Станислав Романовский “Родина”.

– Рифкат Гадельшин “Родился я на твоей Урал Земле”. (автор читает это произведение).

Учитель сообщает детям, что в городе Снежинске живут и работаю поэты, которые воспевают красоту родного города.

Урок продолжается чтением других произведений о Родине.

М. Матусовский “С чего начинается Родина?”

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца.
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колёс.
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.

М. Пляцковский “Родина”

Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина!

Работа с пословицами.

  1. Жить – Родине служить.
  2. Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.
  3. Родина любимая – мать родимая.
  4. Родина – мать, умей за неё постоять.

Игра: Думаем о Родине.

Учитель спрашивает, а дети отвечают,– в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких – нет:

  • человек вернулся из леса с букетом ландышей;
  • человек сажает возле своего дома деревья;
  • человек пишет плохие слова на стенах;
  • человек подъехал близко к озеру на своей машине;
  • человек выбрасывает мусор в канаву, возле дома, в форточку;
  • человек после отдыха на озере, в лесу закопал мусор или забрал в мешке домой, чтобы выбросить в нужном месте;
  • человек выражается нецензурно;
  • человек уступает место пожилой женщине в общественном транспорте;
  • человек любит свою маму и всегда слушается её;

Здесь учитель задаёт вопрос – Почему мы говорим, если человек любит маму – значит, любит Родину? (предполагаемый ответ – любовь к Родине начинается с любви к своей матери).

Чтение сказки “Семь дочерей”.

Вопросы и задания к сказке.

  • чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?
  • как вы думаете: что труднее – говорить красиво или поступать красиво?

Учитель. Поступать красиво – это, значит, находить смысл жизни.

“Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям” – М. Горький.

Чтение рассказа детьми В. Осеевой “Просто старушка”.

Вопросы и задания к тексту:

  • правильно ли поступил мальчик?
  • как бы поступили вы в подобной ситуации?
  • можно ли сказать, что, правильно поступая в детстве, ты так же правильно будешь поступать и во взрослой жизни?

Учитель подтверждает мысль текста, что правильные поступки говорят о высокой нравственности человека, который любит свою Родину.

Работа с книгами, посвящёнными Родине (работа с выставкой).

Учитель заканчивает открытый урок словами из поэтического произведения В.Жуковского:

Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?