Цели урока:
- Формировать умение в распознании основ сложных слов и частей слова, образование и правописание сложных слов.
- Формировать умение правильно употреблять слова в предложении. Воспитывать чувства взаимовыручки, товарищества, умение работать в группе. Способствовать развитию фонематического слуха.
- Развивать творческую активность, прививать интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Для урока нужны карточки, фотопортрет Мудрой совы, тетради.
Мудрая Сова приготовила для вас урок-викторину: “Что такое? Кто такое?” по теме “Сложные слова”.
За правильные ответы вы будете получать фотопортрет Мудрой Совы.
На данном уроке будем правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы
-о, е;
будем определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.
2. Разминка.
Вы получили карточки со словами. Вставьте пропущенные буквы.
1-ая группа
сен…уборка, др…в…сек, птиц…вод, мяс…рубка, тел…передача, хлеб…пекарня.
2-ая группа
дом…хозяйка, мыш…ловка, тепл…воз, коф…варка, масл…завод, пеш…ход.
3-я группа
камн…дробилка, сад…вод, зме…лов, земл…чарпалка, ради…передача, стал…вар.
4-ая группа
бетон…мешалка, пыл…сос, сам…вар,коф…молка, хлеб…завод, лед…кол.
Жители г. Перми приготовили для вас вопрос:
– Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).
– Сколько корней имеет это слово?
– Выделите их.
– Какая гласная соединяет эти корни?
– Как вы думаете, с какой целью человек использует сложные слова?
(Чтобы сократить высказывание, словосочетание.)
– Запишите следующие слова: садовод, сталевар, самолет, самосвал, соковыжималка.
– Сколько корней имеют эти слова?
– Какое слово можно считать лишним?(Соковыжималка, это слово женского рода, в нем более двух слогов).
– Что общего у всех этих слов? (Сложные слова, начинаются со звуков с, с.)
– Соедините части сложных слов. (На доске написаны слова).
Земле | ход |
Гром | сек |
Сено | мер |
Дрово | кол |
Мясо | отвод |
Везде | комбинат |
Лед | косилка |
3. Викторина.
Раунд 1.
С вами играют ученики 5а класса нашей школы.
– Как назвали самый первый велосипед? (Самокат).
– Кто его изобрел? (Ефим Артамонов).
– Какие виды техники называют сложным словом? Назовите несколько видов средств передвижения, в названии которых есть два корня. (Самолет, вертолет, пароход, вездеход, паровоз, электровоз, аэросани).
Сравним: какая группа написала больше слов.
Раунд 2.
С вами играют учащиеся 5б класса также из нашей школы.
Уважаемые знатоки!
Прочитайте рифмовку 2 раза, затем запишите слова по памяти. Победит группа, которая больше слов запишет.
Старомодный, быстроходный, сенокосный, многозвездный, многослойный, землеройный, тонконогий, круторогий, многоместный, редколесный.
– Какой частью речи являются эти слова?
– Какие соединительные гласные употреблены?
4. Физкультминутка.
Продолжение викторины.
Раунд 3.
Со знатоками играют учителя нашей школы.
Из словосочетаний образовать сложные слова, подчеркнуть основы:
– машинка, с помощью которой в домашних условиях из фруктов и овощей получают сок – (соковыжемалка)
– предмет, который делает дыры в бумаге – (дырокол)
– любитель книги – (книголюб)
– сильно греет солнце – (солнцепек)
– корабль, который ходит по Луне – (луноход)
– он ходит в цирке по канату – (канатоходец)
– за ним идут армейские полки – (полководец)
– рабочий, который варит сталь – (сталевар)
– машинка для измельчения овощей – (овощерезка)
– машина, которая летает сама – (самолет)
– место, откуда запускают космические ракеты – (космодром)
– порт для воздушных судов – (аэропорт).
Раунд 4.
Играет губернатор нашего края.
Уважаемые знатоки! Отгадайте несколько загадок.
- Стоит зверек,
Мяса полный рот берет,
Хвостом взмахнет,
Зубами щелк!
И мясо лезет из-за щек. (Мясорубка). - Золотая птичка
Вечером в дом влетает,
Весь дом освещает. (Электролампочка). - Лохматая девица
В озеро глядится:
Голову склонила,
Кудри опустила,
Волосы струятся-
В озеро стремятся. (Водопад). - Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Приогромнейший сугроб. (Снегоочиститель).
Раунд 5.
Городская Дума просит вас написать под диктовку небольшой диктант.
Подъем в гору
Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержение вулканов.
Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния, поднимаются вверх. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход.
Взгляду открылся интересный вид. На утесе орел съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.
Задание: найти сложные слова, их подчеркнуть, выделить соединительные гласные.
Раунд 6. Со знатоками играет администрация школы.
Списать, предложения разобрать по членам предложения.
На железнодорожных путях проводили замену рельсов. Голубоглазая девушка гонялась по лугу за разноцветной бабочкой. Путешествие на электропоезде можно заменить полетом на самолете.
5. Подведение итогов.
Игра завершена, победители определены. Хочется пожелать вам всегда любить свою Родину, интересоваться ее историей.
Некоторые вопросы были связаны с нашим городом и его историей, поэтому наш урок мне бы хотелось закончить этими строчками из стихотворения пермской поэтессы Валентины Телегиной
Там где зореньки алые-алые
Над Камой встают,
Город вырос с дворцами, с каналами
Его Пермью зовут.
Домашнее задание.
Написать по памяти шесть слов с соединительной гласной– е – и шесть слов с соединительной гласной -о-.
Итог урока.
Если вам понравилась такая форма проведения урока, тогда подготовьте сами еще такие уроки. Я вам с удовольствием помогу. К ним есть только одно требование – они должны быть связаны с изучаемой темой.