Развитие зрительной и слуховой памяти у учащихся с нарушением зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

У детей с нарушением зрения зрительный дефект оказывает отрицательное влияние на развитие различных компонентов личности: самостоятельности, активности, коммуникабельности, а также на развитие приемов и навыков, имеющих универсальное значение для различных видов учебной и познавательной деятельности.

Память младших школьников с нарушением зрения характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением объема запоминаемого материала, недостаточным уровнем развития логического запоминания (исследования Н.С. Костючек, В.А. Зотова, В.А. Лониной).

Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, я решила работать над созданием благоприятных условий для их правильного развития. Работу по развитию памяти начала с диагностики, чтобы получить общую характеристику того или иного качества памяти у учащихся всего класса и выявить индивидуальные различия. Обследование по типу памяти, проведенное психологом, показало такие результаты: слуховая память – ниже среднего и низкий уровень – 30% , зрительная память – ниже среднего и низкий уровень – 40%. Высокий уровень имеют всего 21% детей. Сделанный вывод по результатам диагностики еще раз показал, что необходимо вести целенаправленную работу по развитию памяти.

Решила вести работу над развитием познавательных процессов на конкретном учебном материале.

Определила задачи:

  • отработка приемов по развитию разных видов памяти, которые помогут преодолеть трудности обучения;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
  • развитие речи при работе над словом;
  • координация объема зрительной и слуховой памяти;
  • развитие мышления в ходе усвоения приемов мыслительной деятельности.

Провела диагностику с целью проверить, какая память, зрительная или слуховая преобладает у каждого из учащихся и по классу в целом.

Анализ результатов показал, что в целом у учащихся класса преобладает объем зрительной памяти – 59%. Объем слуховой памяти – 42%.

Анализ индивидуальных результатов каждого ученика показал, что у некоторых учащихся очень низкий объем зрительной и слуховой памяти – от 20% до 33%. У остальных учащихся объем зрительной памяти – от 40% до 60%, объем слуховой памяти – от 40% до 50%.

Стали знакомиться с приемами для развития памяти и проводить тренировочные упражнения.

На уроках русского языка при изучении различных орфограмм, частей речи, словарных слов подбирала и включала упражнения на развитие памяти.

Цель этой работы – научить детей не только приемам запоминания, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика.

I-я группа приемов для развития памяти:

1. Развитие памяти через установку на запоминание.

а) Знакомство с термином “установка на запоминание” – поставить цель запомнить что-то.

б) Преимущество запоминания с “установкой” перед запоминанием “без установки” – сравнение результатов выполнения двух заданий: с установкой на запоминание и без установки.

в) Заключение с учащимися договора “О запоминании слов учителя с одного раза” – постижение “секрета” такого запоминания: услышав задание учителя, сразу повторить его про себя – тогда услышанное запомниться без труда.

г) Тренировка по выработке умения запоминать задание с одного раза:

  • учитель произносит задание;
  • ученики повторяют про себя и выполняют задание;
  • учитель проверяет и оценивает умение каждого учащегося запоминать с одного раза.

2. Приемы для кратковременного запоминания (зрительные и слуховые диктанты) – тренировка внимания, активизация мышления, осознанное запоминание правильного написания, развитие точности зрительного восприятия.

А) зрительные диктанты –

  • читают первую строку два раза: первый – знакомство, второй – выделение “опасных” мест в словах;
  • запись закрывается;
  • закрыть глаза, представить зрительно все: и предложение, и слова, и каждую букву в них входящую;
  • запись в тетрадь.

Секрет кратковременного запоминания – повторить материал в первые же секунды.

Выработали план:
а) читаю первую строку два раза;
б) представляю ее зрительно;
в) записываю в тетрадь.

То же со второй строкой и т.д.

По окончании материал открывается для самопроверки.

Ежедневно – оценку своей зрительной памяти.

Б) слуховые диктанты – секрет: повторить про себя, скопировав услышанное очень точно. В процессе записи почувствуете, как “голос” слуховой памяти будет подсказывать нужную информацию: какое слово идет следом, как оно звучало и т.д.

План:
а) слушаю очень внимательно;
б) повторяю про себя;
в) пишу в тетрадь.

То же со вторым предложением и т.д.

По окончании – оценка слуховой памяти.

Затем этот прием использовали при изучении различных орфограмм и частей речи.

Тема. Парные звонкие и глухие согласные.

Зрительный диктант.

Беседка в саду. Находка на дорожке. Фуражка на голове.

Слуховой диктант.

У беседки свернулся клубком еж. Алеша положил его в фуражку. Дома все смотрели на чудесную находку.

Тема. Имя прилагательное.

Зрительный диктант.

Опрятный человек. Неряшливый вид.

Слуховой диктант.

Моя маленькая сестренка – очень опрятная девочка.

Всегда в порядке ее красивые пушистые волосы.

Задание. К именам прилагательным маленькая опрятная подберите противоположные признаки. Подберите как можно больше признаков к существительному волосы. Определите род имен прилагательных.

II-я группа. Приемы, позволяющие увеличивать объем запоминаемого материала.

1. Ассоциативное запоминание – прием попарного запоминания слов с использованием ассоциаций.

Тема. Безударные гласные.

Прослушать слова, подружить между собой, запомнить, кто с кем дружит – первое слово произносит учитель, второе дети вспоминают и записывают.

1). Пары слов, легкие для запоминания:

дождь – грибы, дом – окно, ведро – вода, яблоня – плоды, растение – цветок, глобус – моря, поле – трава, утро – роса, мороз – зима, иголка – сосна

Задание. Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова.

2). Пары слов со сложными ассоциациями:

синица – сестра, лев – облако, цветок – пчела, небо – земля, муха – картина, верблюд – озеро, банка – дерево, стол – воробьи, снег – дорога, слон – тетрадь.

Задание. Назвать слова с непроверяемой безударной гласной.

2. Объединение слов в группы по разным категориям – выработка умения классифицировать слова по общим признакам.

Тема. Словарные слова.

Прочитать, создать группы, удобные для запоминания, записать.

Помидор, автобус, ворона, сорока, огурец, трамвай, морковь, автомобиль, воробей.

Группы слов: помидор, огурец, морковь; автобус, трамвай, автомобиль; ворона, сорока, воробей.

Задание. С одним из слов каждой группы придумать и записать предложение. Разобрать по членам предложения, выписать словосоченания.

3. Выстраивание сюжетной линии – запоминание ряда слов, не связанных между собой.

Тема. Правописание слов с удвоенной согласной.

Увязать запоминаемое в одно целое путем придумывания рассказов, небылиц.

Класс, суббота, рассказ, шоссе, хоккей, одиннадцать, аллея, коллектив, медленно, расстояние.

Например: Однажды наш класс в субботу в одиннадцать часов всем коллективом поехал смотреть игру в хоккей. До катка было большое расстояние, и мы ехали по шоссе на автобусе. После игры мы медленно шли по аллее и составляли рассказ об увиденной игре.

4. Систематизация материала при его воспроизведении.

Тема. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Записать слова, которые обозначают одушевленные предметы на букву л.

Например: ласточка, лебедь, леопард, лисица, лось, лошадь, лягушка.

III-я группа. Приемы деятельного запоминания.

1. Прием “избирательности запоминания” – организация и систематизация процесса запоминания. Помогает развивать, тренировать, укреплять и контролировать одновременно и память, и орфографические навыки учащихся.

Тема. Части речи.

1. Прослушайте слова. Запомните и запишите только те, которые отвечают на вопрос к т о?:

ученик, книга, девочка, пальто, коньки ,корова ,ребята, береза, собака, ворона.

2. Запомнить и записать слова – действия предметов:

сестра, плыть, хороший, лететь, крик, играть, трава, учить, цветной, стоять, мороженое, дарить.

Тема. Безударные гласные:
а) – запомнить и записать слова с безударной гласной, проверяемой ударением: весна, рыбак, волна, дождь, листок, ведро, река;
б) – с безударной гласной, непроверяемой ударением: ветер, тетрадь, мосты, хорошо, цветок, моря, ягода;
г) – с безударной а: шары сосна, глаза, грачи, холмы, моря, врачи, шарфы;
д) – с безударной о: доска, трава, коса, вода, страна, нора, враги, оса;
е) – с безударной е: лесок, песня, следы, место, меха, снега, кеды, лечил.

2. Секрет запоминания надолго: повторение с соблюдением временных промежутков.

Повторяем заученный материал несколько раз:
а) в конце урока;
б) перед началом выполнения домашнего задания;
в) на следующий день;
г) через 3 дня, через неделю, спустя месяц, время от времени.

3. Игры, способствующие запоминанию надолго:

1. “В букву” (для заучивания словарных слов) – произнести слово по буквам. Например: девочка. Первый ученик встает и произносит: д, второй – е, и т.д., слово”обходит” класс несколько раз. При назывании буквы необходимо быстро встать и выпрямиться, а назвав букву, сесть – тогда запоминанию поможет память на движение.

2. “В слово” (для лучшего запоминания правил правописания) – ученики называют по одному слову из правила.

4. Прием “усиления” (“уярчения”) орфограмм.

Тема. Словарные слова.

5. Изучение словарных слов с применением индивидуально выбранного варианта запоминания.

Словарные слова разделены на группы по общей для каждой группы орфограмме. У каждого ученика на листах записаны все группы слов.

Принцип работы:

Группа слов: погода, огород, овощи, помидор, огурец, морковь, горох, яблоко, яблоня, орех

Дети самостоятельно:
1) ставят ударение;
2) выделяют орфограмму;
3) находят общий признак, по которому составлена группа слов;
4) выясняют значение слов;
5) определяют прием для запоминания;
6) с закрытыми глазами повторяют в любом порядке, как запомнили;
7) составляют рассказ;
8) работают в парах (диктуют по очереди друг другу, записывают, проверяют).

6. Работа над словарными словами с опорой на эмоционально-образную память.

Словарное слово связываем с другим словом “волшебными ниточками” ассоциаций – обыгрываем ассоциативную связь в стихотворении, сказке.

Сочинения детей.

При заучивании слов:

магазин:

В магазин пришел, а там –
Наша касса не простая –
С краю А лежит большая,
Только денежку возьмешь,
А! – воскликнешь и уйдешь.

дорога, автомобиль:

По дороге, по дороге
Мчит автомобиль.
Если колесо отвалится.
Буквой О покатится.

тарелка:

Я поела и тарелка моя пуста.
Налью в другую молока
И дам котенку попить.
Кот мой выпил все до дна.
А – А – А – тарелка вновь пуста.

7. Обобщенный способ запоминания – прием укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова. Этот прием помогает заучить одновременно несколько словарных слов, способствует развитию речи, умению устанавливать связи, выделять главное, обобщать.

Группа слов, имеющая общий орфографический признак – безударная гласная а: работа, рабочий, пальто, сапоги, завтрак, автобус, карандаш, завод, машина, трамвай. Для заучивания сразу всех слов:
1) выбрать опорное слово;
2) увязать в памяти все слова между собой.

Рабочий (опорное слово) утром идет на работу. Он завтракает, надевает пальто, сапоги, берет карандаш. Сначала едет на автобусе, потом на трамвае. На заводе он водит машину.

На уроках сначала коллективно (а затем дети уже самостоятельно) составляли группы слов по общему орфографическому признаку, выбирали опорное слово и строили какой-либо сюжет. Эти рассказы повторяли несколько раз с разной эмоциональной нагрузкой (весело, грустно, тревожно, с вопросительной интонацией) – запоминанию помогала память на чувства. Писали заученные слова в воздухе рукой, динамическую паузу проводили с использованием заученных слов – запоминанию помогала моторная память.

8. Использовала такие упражнения:

1. Упражнение “Бабочка”.

На доске плакат, разделенный на квадраты. На среднем квадрате бабочка, на ней написано слово. Учащиеся несколько секунд смотрят на плакат, закрывают глаза, визиализируют плакат на внутреннем экране. Учитель отдает команды по движению бабочки по квадратам. Учащиеся мысленно передвигают бабочку со словом по командам. Затем это упражнение стали выполнять только со словом.

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕНИК

 

 

 

2. Упражнение “Дорожка”.

1) Учитель читает группу слов для запоминания (или слова записаны на доске).
2) Ученики слушают слова (читают вслух).
3) “Расставляют” слова в своей комнате, по объектам дороги в школу ит.д.
4) Восстанавливают список слов, вспоминая комнату, дорогу и “собирая” по ним слова.

Для проверки эффективности проводимой работы была проведена оценка динамики изменения уровня развития зрительной и слуховой памяти на начальном и заключительном этапах исследования. Сравнение данных начального этапа с данными, полученными на заключительном этапе, показало, что низкий уровень развития зрительной и слуховой памяти не показал никто из учащихся. За счет уменьшения количества низкого уровня развития памяти, на 35% увеличилось количество учащихся, показавших высокий уровень развития зрительной памяти и на 12% – слуховой. В целом, это доказывает, что содержание и приемы проведенной работы были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня развития памяти у учащихся.

Литература:

  1. Бакулина Г.А. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка”. Москва, 2001. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
  2. Голубева Г.И. “Индивидуальные особенности памяти человека”. – М., “Педагогика”,1980.
  3. Гальперин, П.Я. “Формирование умственных действий” Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., Просвещение, 1981.
  4. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М., Педагогика, 2001.
  5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – Москва, 2001. ДРОФА.
  6. Нечаев А.П. Память человека и ее воспитание. – Воронеж, 1997.
  7. Оценка уровня развития кратковременной памяти у дошкольников с нарушением бинокулярного зрения / Т.А. Подугольникова, М.Ф. Носова // Дефектология. – 2003. – № 1.
  8. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Иркутск, 2006.
  9. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. Лекции по психологии. – М., Психология, 1999.
  10. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников /Г.А.Цукерман // Вопросы психологии.– 2002.– № 5.
  11. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, Академия развития, 1997.