Формирование экологических знаний и культуры школьников средствами предмета "Немецкий язык" на уроках и во внеурочное время

Разделы: Иностранные языки


В связи с реформами в сфере народного образования и значительными изменениями, затрагивающими все аспекты обучения и воспитания, экологизация приобретает доминирующую позицию в педагогической деятельности.

Перед школой стоит важная задача – воспитать поколение, способное во всех видах деятельности подчинить свои потребности идее о бережном использовании природных ресурсов, защите окружающей среды от разрушения и загрязнения. Выполнить эту задачу призвано экологическое воспитание. В полной мере это относится и к иностранному языку, чьи потенциальные возможности в реализации целей экологического воспитания в системе “школа-вуз” создают благоприятные условия для более глубокого раскрытия ценностно-мотивационной и волевой сфер личности и гармонизации её отношений с окружающей средой. В настоящее время всё отчетливее выявляется объективная необходимость всестороннего совершенствования экологического воспитания подрастающего поколения. Целенаправленный процесс формирования ответственного отношения обучаемых к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой должен составлять сущность экологического воспитания.

Данная статья поможет преподавателям немецкого языка ознакомиться с принципами междисциплинарного подхода в содержании экологического воспитания, особенностями формирования экологической воспитанности средствами предмета “Немецкий язык” на разных этапах обучения, дидактическими возможностями учебных пособий по немецкому языку в области экологического воспитания школьников, с реализацией цели экологического воспитания в рамках учебной дисциплины "Немецкий язык", с ролью внеклассной работы в осуществлении экологического воспитания.

Введение:

В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача формирования качеств личности, ее направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества. Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим в настоящее время за рубежом и в определенной степени у нас в стране наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания.

В связи с реформами в сфере народного образования и значительными изменениями, затрагивающими все аспекты обучения и воспитания, экологизация приобретает доминирующую позицию в педагогической деятельности. Это нашло отражение в законе “Об образовании” (1992 г.) и законе “О внесении дополнений и изменений в закон РФ “об образовании” (1996 г.), а также в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 “О мерах по улучшению экологического образования населения” (1994 г.), в которых экологическое образование и воспитание определяется как приоритетное направление работы образовательных учреждений. Перед школой стоит важная задача – воспитать поколение, способное во всех видах деятельности подчинить свои потребности идее о бережном использовании природных ресурсов, защите окружающей среды от разрушения и загрязнения. Выполнить эту задачу призвано экологическое воспитание. В полной мере это относится и к иностранному языку, чьи потенциальные возможности в реализации целей экологического воспитания в системе “школа-вуз” создают благоприятные условия для более глубокого раскрытия ценностно-мотивационной и волевой сфер личности и гармонизации её отношений с окружающей средой. В настоящее время всё отчетливее выявляется объективная необходимость всестороннего совершенствования экологического воспитания подрастающего поколения. Целенаправленный процесс формирования ответственного отношения обучаемых к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой должен составлять сущность экологического воспитания.

Понимание ответственного отношения к природе как разностороннего, специфические возможности каждого предмета в воспитании школьника обусловливают междисциплинарный характер экологического образования. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Новая область образования приобретает высокий уровень гуманитарной значимости в формировании личности. С начала 90-х годов экологическому воспитанию отводят приоритетное место среди факторов решения экологических проблем с помощью образования. Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор приоритет экологического воспитания видит в том, что его следует ставить в центр всех учебных программ, начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями, о чём свидетельствует его доклад на Московском форуме в 1990 г.

Особая роль в решении этих задач отводится школе как начальному звену в формировании грамотной личности, в воспитании у неё бережного отношения к природе. Современному учителю необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимодействия природы и общества, конкретно представить, какими средствами и способами решить задачи экологического воспитания. Специалисты в области экологии и педагогики дают разные толкования роли экологического воспитания, но, несмотря на различие формулировок, смысловая нагрузка общая, и суть экологического воспитания целесообразно выразить в следующем виде: экологическое воспитание-это целенаправленная деятельность, направленная на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. Учитывая разные подходы к экологическому воспитанию, мы считаем целесообразным рассматривать его как самостоятельный элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества и формированием ответственного отношения к природе и окружающей среде. Оно предполагает выработку совокупности свойств и качеств личности, необходимых для проявления ответственного отношения к ^ \У природе, осуществления природоохранительной и преобразующей деятельности.

Экологизация системы образования – это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также в подготовку экологически грамотных специалистов различного профиля.

Реальная система образования всегда отстаёт от научных исследований. Учитывая междисциплинарную специфику экологической проблемы, когда решение многих её проявлений требует междисциплинарного подхода, такое отставание должно быть сведено до минимума. В нашей стране экологическое воспитание выросло из традиционной работы школы по охране природы, которая зародилась ещё в середине двадцатых годов в системе внеклассных занятий.

В течение многих десятилетий работу школы по охране окружающей среды связывали преимущественно с расширением натуралистических знаний учащихся, получаемых при изучении биологических и географических дисциплин. Важную роль в экологическом воспитании школьников и студентов должно сыфать изучение народных традиций взаимодействия с природой и выработка на этой основе системы экологических знаний, умений и навыков. Соответственно предполагается усилить межпредметные связи и, в свою очередь, связь иностранного языка с предметами естественнонаучного цикла, т.к. они имеют самое непосредственное отношение к природе, человеку, его жизни и здоровью.

Экологическая культура предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе. Важным показателем эффективности эколого-воспитательного процесса является уровень экологической воспитанности, которая рассматривается как сложное, многоэлементное свойство личности, в основе которого лежит диалектическое понимание взаимосвязи природы и общества.Она предполагает единство развития познавательной, потребностно – мотивационной, эмоционально-чувственной и волевой сфер личности, нравственных качеств и ценностных ориентации в отношении к природной среде.

Экологическое воспитание как актуальная проблема современности, включая комплекс педагогических и социальных проблем, стала объектом внимания философских и социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие. Например, работы А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, Б.Н.Иоганзена, И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельковского раскрывают общетеоретические и методологические направления экологического образования. И.Д. Захлебный исследовал цели, задачи и принципы экологического образования и воспитания и разработал новый аспект школьного образования – экологический; А.П. Сидельковский – факторы формирования отношения школьников к природе; И.Т.Суравегина рассматривает экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе. Исследования И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной посвящены разработке дидактических принципов экологического образования в средней школе, выявлению условий, способствующих овладению экологическими знаниями, формированию убеждений в необходимости рационально-гуманного отношения к природному миру, развитию у учащихся общественно-значимой мотивации деятельности по изучению и охране природы.

Современные подходы к осуществлению экологического воспитания на уроках средствами различных предметов разработали В.Г.Волков, А.Ш.Ходжамбердиев. Ими обоснована необходимость интеграции научного знания с целью всестороннего раскрытия экологических знаний, сформулированы ведущие идеи учебных предметов в соответствии с достижениями социальной экологии, практики природоохранной деятельности.

Но в процессе экологического воспитания недостаточное внимание уделяется дисциплинам гуманитарного цикла. Что касается иностранного языка, то основной объем учебных занятий, посвященных отношению человека к природе в рамках этого предмета, рассчитан на 7-11-е классы. Экологическая информационная насыщенность учебников при этом явно не достаточна. В то же время именно в старших классах существуют благоприятные психологические предпосылки для формирования у школьников ценностного отношения к природе. Это объясняется тем, что учащиеся старших классов – это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой направленности личности. Как отмечает Л.И.Божович, “на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной ситуации развития, происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций школьника, определяющих перестройку на этой основе и всех других психологических особенностей”.

Хорошо известно, сколь огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. В методической литературе неоднократно ставился вопрос о более эффективном использовании этих возможностей языка в процессе его изучения. Иностранный язык как действенный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладает и определенными возможностями в плане экологического воспитания. Человек понял, что недостаточно беречь и сохранять только тот участок земли, на котором он живет. Планета – наш общий дом, и для предотвращения экологической катастрофы и решения общечеловеческих проблем требуется консолидация сил всего человечества в рамках движения за мир, охрану окружающей среды, сотрудничества по выработке экологически чистых технологий. И в этих условиях роль школы в решении этих проблем и каждого отдельного учебного предмета, в том числе и иностранный язык, возрастает. Все это определяет актуальность исследования.
Предметом исследования является воспитание учащихся, выявление возможностей учебной дисциплины “немецкий язык“ в формировании экологической воспитанности школьников.

Объект исследования – экологическое воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

Цель работы: проанализировать методическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками преподавания иностранного языка в средней школе по исследуемой проблеме. Выявить особенности формирования экологической воспитанности в процессе обучения немецкому языку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть сущность, задачи экологического воспитания в педагогической науке.
3. Рассмотреть формы и методы осуществления экологического воспитания в современной школе.
4.Выявить потенциальные возможности учебной дисциплины “немецкий язык” в экологическом воспитании.
5.Определить формы и методы эффективного осуществления экологического воспитания в рамках учебной дисциплины “немецкий язык”.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом: экологическое воспитание в учебной деятельности школы в процессе обучения немецкому языку будет эффективно, если: учебные занятия по немецкому языку будут содержать материал по теме “Человек и окружающая среда”; в процессе преподавания немецкого языка будет уделено особое внимание формам и методам эффективного осуществления экологического воспитания; экологическое воспитание в рамках учебной дисциплины “немецкий язык” выполняет в воспитательной системе школы компенсаторные задачи в форме учебных занятий, имеющих комплексный интегративный характер; в процессе преподавания немецкого языка повышается уровень экологической воспитанности обучаемых.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– раскрыты потенциальные возможности экологического воспитания в учебной работе в процессе обучения немецкому языку;
– обоснована роль учебной дисциплины “иностранный язык” в экологическом воспитании;
– показаны возможности использования на занятиях по немецкому языку отдельных форм и методов в экологическом воспитании старшеклассников.

При написании данной работы применялись следующие методы научного исследования:

1) теоретический анализ работ педагогов и методистов, посвященных данной проблеме;
2) синтез собственного опыта работы в качестве учителя немецкого языка;
3) беседы с учителями и учащимися.

Продолжение статьи