Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями

Разделы: Начальная школа


Урок математики в 4 классе.

Тема: Обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: Закрепление приобретенных знаний, по теме: «Умножение и деление чисел оканчивающихся нулями»

Задачи урока:

  • Закрепить знания примеров умножения и деления чисел оканчивающихся нулями;
  • Продолжать работу над задачами и примерами изученных видов;
  • Расширять и закреплять знания о истории родного края.
  • Развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление, интерес к предмету;
  • Формирование мотивации к учению;
  • Воспитывать любознательность усидчивость, прививать любовь к родному краю;
  • Осуществлять межпредметную связь.

Оборудование урока: картинка паровоза, «камни»-карточки с математическими заданиями, флажки, карточки с индивидуальным заданием, карта Кемеровской области, учебник, иллюстрации шахтеров, завод, портрет В.В.Маяковского.

Ход урока

Постановка цели урока.

(На доске карта кемеровской области)

У.(учитель): Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по родному краю. Для того, чтобы наше путешествие было увлекательным, над необходимо проявить свои знания, умения, навыки в приемах умножения и деления чисел оканчивающихся нулями.

Вспомни, чем удивительна земля Кузнецкая, узнаем новое, интересное о некоторых городах нашего края.

Только верные ответы позволят нам приехать от одного города к другому.

Закрепление.

У.: Отгадайте загадку

Ем я уголь, пью я воду
Как напьюсь - прибавлю ходу
Везу обоз на сто колес
И называюсь (паровоз).

Сели удобно. Поехали.

Д.(дети)

Мы едим, едим, едим
В далекие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

(Несколько уч-ся работают по индивидуальным карточкам.)

У.: Мы приехали на 1 станцию «Топки».

(На карте Кемеровской области появляется флажок около соответствующего населенного пункта).

У.: В г. Топки есть завод, который производит цемент и называется АО « Топкинский цементный завод». В 1966 г. выдал первую продукцию Минерально-сырьевая база цементной промышленности нашего края не ограничена.

Наш край - огромная строительная площадка. Безусловно, такой размах строительства был бы невозможен без Топкинского цементного завода.

У.: Поможем рабочим погрузить продукцию завода, если узнаем:

(Картина-завода)

Устный счет.

Сколько: Кг в 1/2ц; ½ т; 8ц; 4ц24кг;9т; 6т5ц.

Вырази в центнерах: 6т.9ц; 8000кг;

В кг.2т.006кг; 8000г.

Сколько: тонн в 3000кг; 6000кг;

У.: Молодцы!

Мы приехали на ст. Юрга.

У.: г. Юрга знаменит своим машиностроительным заводом. В 1968г. Юргинский завод освоил производство хромистого электрокорунда для индустриальной промышленност. По твердости он почти не уступает алмазу.

ЗАДАЧА.

За 1 день завод выпустил 96 станков, а если выпуск станков ув. В 10 раз. Ск. станков будет выпускать завод; в 100 раз.?

Решение примеров.

80.30=

 120:30=

 160:2=

257.100=

 200.3=

 90.80=

530:100=

 4200:7=

 810:9=

- Мы повторили деление и умножение чисел, оканчивающихся нулем.

Молодцы!

Для того, чтоб прибыть на следующую станцию, решим задачу. (устно)

От станции «Прокопьевск» до станции «Юрга»-400км.

Это расстояние мы должны проехать за 5 часов.

С какой скоростью мы должны ехать?

-Молодцы!

Ст. Прокрпьевск.

Д.: г. Прокопьевск знаменит своим фарфоровым заводам. На этом заводе изготовляют посуду из фарфора. Родной фарфор считается Китай. И только через несколько столетий в период правления царицы Елизаветы фарфор стали производить в России. Это произошло в 1748г. Русский гончар Дмитрий Иванович Виноградов изготовил 1-ую фарфоровую чашку.

У.: Поехали! Впереди каменный завал, чтобы двигаться дальше нам надо выполнить очередное задание.

Пользуясь таблицей прейскурантов, реши задачу.

В магазине было 68 чайных чашек и 62 блюдца.

Сколько стоит эта посуда?

Наименование товара

 Цена в рублях

Чайная чашка-

 96руб.

Блюдце-

48 руб.

(Работа в тетрадях и выполнение № в учебнике)

 246.90

 608.70

 976. 600

 534.400

 8540:10

 17300:100

 

 

14110+81000:900-7604=

Обобщение: повторили умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями; порядок выполнения действий в выражении.

-Молодцы!

С заданиями справились. Можно ехать дальше.

Д.: Мы едем, едем, едем…

У.: Приехали в г. Новокузнецк.

Д.: Новокузнецк - крупнейший город области. Возник в 1618г. как Кузнецкий острог.

Через 4 года он стал г.Кузнецком. Специальным указом ему был присвоен герб, изображающий волка, затем-кузнечную наковальню с молотом и щипцами, а в 1804г.- Кузнецку и бегущую лошадь. В 1932г. получены первый кокс, чугун, сталь. Одновременно с Кузнецким металлургическим заводом 9К.М.К.) стал расти и развиваться г.Новокузнецк.

К.М.К. способствовал исполнению мечты В. Маяковского: «Я знаю город будем, я знаю саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть»

- В каком году возник Кузнецкий острог?

У.

-Что обозначает каждая цифра в записи этого числа-1618?

-Сколько единиц второго класса; единиц первого класса?

-Увеличь это число в 10 раз.

-Сколько всего единиц, десятков, сотен, тысяч в числе 1618?

Запиши выражения и вычисли их значения:

Сумму чисел 3756 и 7244 ум. на 2345

Разность чисел 15000 и 8990 ув. на 5090.

Число 300 ум. на сумму чисел 7и 3.

Число 240 разделить на произведение чисел 4и 2.

Из произведения чисел 18и 100 вычесть произведение чисел 8 и 100.

У.: Молодцы!

Д.: Мы едем, едем, едем…

У. Мы прибыли в г. Междуреченск.

У.: г. Междуреченск славился своими шахтами, одна из которых в 1947г. вступила в строй ш. «Распада», проектная мощность которой равняется 6 миллионам тонн угля в год.

(Картина - шахтеры)

У.

Решение составной задачи. (Объяснение, решение.)

1 день-25000 тонн угля

2 день-? В 2 раза больше, чем 1 день

3 день-? В 5 раз меньше, чем во 2 день

Сколько тонн угля добудут шахтеры за 3 дня?

- Какая задача и почему?

- Какой главный вопрос задачи?

- Что на него надо знать, чтобы ответь?

Запись решения задачи.

Молодцы!

У.: Наше путешествие проходит к концу. Пора возвращаться домой.

Д.: Мы едем, едем, едем…

У.: Вот мы и вернулись в наш город Кемерово.

(Картина - г. Кемерово)

Д. КЕМЕРОВО- столица Кузбасса. Главный город оласти. До 1932г. наш город назывался - г.Щегловск. 27 марта 1932г. его переименовали в г. Кемерово.

г. Кемерово-город Химиков. Здесь находятся крупные химические предприятия: «Азот», «Токем», «Коксохимический завод», «Химпром» и др.

Так же есть шахты, угольные разрезы: «ш. Волкова», «Черниговский», «Кедровский» и др.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока.

- В каких городах Кемеровской области мы побывали?

- Чем богат наш Кузбасс?

- Какие математические приемы мы отрабатывали на уроке?

Оценка работы уч-ся.

Д.: Знать историю родного края - значит оценить его прошлое, любить настоящее.

История Кузбасса - это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины.

У.: Я, говорю Вам спасибо, за такой урок!

-Наше путешествие хочу завершить отрывком из стих С. Торбокова «Кузбасс».

Кузбасс!
Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.

Использование на уроках этого материала не только повышает интерес к предметам, но и воспитывает интерес к тому, что называют малой Родиной, расширяет представление об ее истории и сегоднешнем дне.