Цель урока: познакомить подростков с характерными особенностями и возможностями личности, развивать творческое воображение, воспитать уважение к себе, чувство собственного достоинства.
Проблема урока: Каждого ли человека можно назвать личностью?
Форма урока: устный журнал.
Наглядность: цитаты, страницы журнала в форме плакатов, портреты ярких личностей, презентация.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Психологический настрой.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Возьмитесь за руки и повторите за мной эти слова. Я хочу всем присутствующим пожелать света и добра!
III. Целеполагание.
Учитель: Когда человеку за 14, а в нашем классе всем ребятам за 14 лет, многое уже позади. В прошлом остались первые радости и огорчения, связанные с познанием мира, осложнилась система взаимоотношений с друзьями, изменилось восприятие самого себя. Возникла потребность в более углубленных ответах на вопросы: «Что есть что?» Что же делать?
Во-первых, радоваться! Радоваться надо тому, что эти вопросы перед тобой встали, что они тебе не безразличны.
Во-вторых, помнить: правильный ответ на любой вопрос – это ответ, который нашел ты сам и который тебе подходит.
В-третьих, надо знать: никакие проблемы нельзя решить только в теории. Познать себя можно, только пробуя свои силы.
И имейте в виду, что не на все вопросы вы найдете окончательные ответы. Есть такие вопросы, на которые человек отвечает всю жизнь: в разные годы, в разных ситуациях ответы могут меняться. Это жизненный опыт. А он пока впереди. Счастливого пути!
Ребята! На уроках социального развития мы говорили о правилах поведения, о различных чувствах, об особенностях мышления, о свойствах памяти.
IV. Объяснение нового материала
Сегодняшний устный журнал «Человек как личность» состоит из 3 страниц:
- Человек как личность.
- Пути формирования личности.
- Яркие личности.
Запишем в тетрадях тему. Эпиграфом служат слова А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Проблема урока. Каждого ли человека можно назвать личностью?
1 страница.
Учитель: На протяжении веков спорили философы, ученые, психологи, потом присоединились и социологи, успели сказать свое поэты, педагоги, врачи-психиатры. Словом, не было за всю историю человечества мыслителя, который так или иначе не задался вопросом: «Что такое личность? Что формирует личность? Как стать яркой личностью?»
На такие вопросы, вечные вопросы, будем пытаться давать ответы.
Работа в малых группах. Задания для всех коммуникаций.
– Что такое личность? Подумайте и запишите на листочках. Попытайтесь сформулировать определение. Листочки через 3 минуты прикрепляем к доске.
Современного человека нашего общества характеризует стремление быть личностью, утвердить свое «я» среди других людей. Запишем в тетрадях.
Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Ученики сравнивают определение из словаря со своими ответами.
Завершается страница исторической справкой.
Историческую справку готовил ученик.
(Рассказ о том, как понимали суть понятия «личность» Боэций, Аристотель, Джон Локк и другие мыслители).
2 страница устного журнала «Пути формирования личности»
Учитель: Почему даже самые близкие люди: мать, отец, брат или сестра – не то же самое, что я? Что делает меня именно мной? Задано ли нам это содержание при рождении или формируется в процессе нашей жизни? Каждый из вас в тетради запишет несколько формирующих личность. А что формирует личность в первую очередь? Затем спикер каждой коммуникации назовет в порядке важности, что формирует личность.
Через 5 минут ученики читают и объясняют, кто или что влияет на формирование личности.
Предварительно ученики провели анкетирование в четырех классах. Ученик рассказывает о результатах.
Учитель: Да, действительно, родители являются основными факторами, формирующими личность.
Ученики показывают сценку из семейной жизни.
(Молодые отец и мать, озабоченные правильным воспитанием своего первенца, решили проконсультироваться с опытным человеком. К воспитателю детского сада, к школьному учителю идти рано. Обратились к врачу. «Сколько вашему ребенку?» – спросил доктор. «Всего два месяца!» – ответили родители, гордясь своей расторопностью. «Целых два месяца!» – воскликнул мудрый врач и, прежде чем дать совет, пожурил родителей за опоздание).
Огромную роль в формировании личности играет окружение: одноклассники, друзья, соседи – словом, все общество. Личность формирует природа: лес, речка, цветы, дождь, Личность формируют люди, которые в глаза не видели того, кого формируют, в том числе люди, жившие задолго до нашего появления на свет: авторы книг, философы, музыканты, художники, создатели фильмов, литературные герои, реальные герои истории.
Учащиеся записывают те формирующие личность, которых не было в их списках.
– Стать личностью. Что это значит? А сейчас я кто? – спросите вы.
Из всех явлений мира человек – самое прекрасное и самое сложное явление. Мало родиться и просто жить. Надо заниматься самовоспитанием, и воспитывать всю жизнь себя. Так от кого зависит, принимать или не принимать эти основные формирующие личность?
– Конечно, от каждого из нас зависит формирование личности.
3 страница. «Яркие личности».
Запишите в тетрадях имена пяти ярких личностей. Почему мы их называем яркими личностями?
– Ответы учащихся.
Завершает нашу страничку рассказы о ярких личностях (учащиеся готовились заранее).
1 ученик рассказал о А.С. Пушкине, 2 ученик – о А. Македонском, 3 ученик – о Сократе.
Закрыта последняя страница, и хочется сказать, что каждый, родившийся на Земле, неповторим, и старайтесь наилучшим образом использовать то, что дала природа, следуя словам А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Вернемся к проблеме. Каждого ли человека можно назвать личностью?
– Каждого!
А каждого ли можно назвать яркой личностью?
– Нет!
– Почему?
– Ответы учащихся.
V. Информация о домашнем задании.
Эссе «Основные качества моего идеала».
VI. Оценивание.
– В заключение я хочу привести слова поэта Дугласа Мэллоха:
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревом.
Использованная литература:
- Азбука гражданина. – М.: Мол. гвардия, 1980. – 250 с.
- С. Ожегов Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1987. – 797 с.
- Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство «Республика», 1995.