Цель:
- Познакомить детей с понятием «дружба».
- Научить отличать дружбу от предательства.
- Дать детям почувствовать важность общения, дружбы и уважительного отношения друг к другу; показать необходимость принятия друга таким, какой он есть.
- Развивать память, логическое мышление, речь обучающихся.
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, взрослым.
Оборудование: тетради, фломастеры, ребус, наглядность, карандаши простые и цветные, непрозрачный мешочек, камушки разной формы и цвета по количеству детей, картинки с изображением детей.
План занятия
- Ритуал приветствия
- Основная часть
- Практическая работа.
- Этюд «Два друга»
- Упражнение «Камушки»
- Упражнение «Давайте жить дружно»
- Упражнение «Слепой и поводырь»
- Коллективная работа.
- Подведение итогов.
- Упражнение «Рубка дров».
- Ритуал прощания.
Ход занятия
Упражнение 1. Ритуал приветствия.
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Педагог: Ребята, какое у вас настроение? Если хорошее, то руки в стороны, если грустное, то ладошки вместе. По моему счету 1-2-3, настроение покажи. Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение.
Основная часть.
Чтение стихотворения и его анализ.
Педагог: Посмотрите, на доске картинки с изображением детей, послушайте стихотворение.
Посмотри на эти лица!
С кем ты хочешь подружиться? Это - Лидочка – дружок,
Это – Саша – огонек, это – Танечка – подружка,
Это – Аня – хохотушка, это – Светочка – краса,
Катя – длинная коса, Петенька – смекалочка, Сережа – выручалочка.
Понравилось стихотворение? (ответы детей). Почему детей называют такими словами: огонек, смекалочка, выручалочка? (ответы детей: потому что дети так поступают, их сравнивают то с огоньком, то выручалочкой т.к., всех выручает и т.д.).
Отгадывание ребуса. Чтобы узнать, что нас ждет впереди, наш герой Шустрик предлагает вам отгадать ребус.
Д – рисунок руки (- 2 последние буквы) – ж – рисунок рыбы (- 2 первые буквы) = ДРУЖБА. Молодцы!
Беседа
Педагог: Что такое дружба? (ответы детей). Это отношения между людьми, замечательное чувство. Человек готов помочь другу просто так, ничего не прося взамен, готов поделиться всем, что у него есть, прийти на помощь в любую минуту. Как определить, является ли этот человек другом или нет? Как относятся друг к другу друзья? (ответы детей).
Послушайте стихотворение, подумайте, о чем в нем говорится?
Чтение стихотворения «Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, -
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся и помиримся, «Не разлить водой!» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь, - вот что значит настоящий, верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить, если что – нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому – то в трудную минуту – вот что значит настоящий, верный друг!
М. Пляцковский.
Хотели бы вы, чтобы у вас был такой друг?
Упражнение «Рисунок друга» (Практическая работа - рисование)
Цель: повышение значимости друга и дружбы в целом; воспитание позитивного отношения к окружающим людям.
Педагог: Ребята, а у вас есть друзья? (ответы детей). Почему вы считаете его своим другом?
Сейчас я предлагаю вам нарисовать того, с кем вы любите играть, гулять, с кем интересно и приятно быть вместе. А если такого человека нет, то нарисуйте такого друга, которого вы хотели бы иметь. (Дети рисуют).
Педагог: Заканчиваем работу. Теперь по очереди давайте расскажем о своих друзьях. (Обсуждение рисунков, рассказ детей о своих друзьях).
Педагог: Иметь друга – это хорошо или плохо? А можно шутить над своими друзьями? (ответы детей).
Вывод: Дружба и общение с другом должны приносить радость. Надо быть внимательным и добрым к тем, кто тебя окружает, с кем ты общаешься каждый день.
Важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром есть такая мудрость: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты» (вывесить на доску). По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает плохие поступки, помогите ему стать хорошим. Если ваш друг в беде, помогите ему. Не думайте, если вы поменяете друга, то новый будет лучше. Есть пословица «Старый друг лучше новых двух» (вывесить на доску). Берегите своих друзей. Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас, вы им дороги. Относитесь к ним с любовью, добротой, и вы приобретете настоящих друзей.
Этюд «Два друга»
Цель: показать различные черты характера, но обратить внимание, что эти различия не помешали дружбе; учить общаться без слов.
Чтение стихотворения Т.Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли.
Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться – стал плавать и нырять.Другой стоит растерянный у друга на виду.
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»Другой сидит на камушке, и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?!»Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал – согрелся на бегу.Пошли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчался – румянец на щеках!Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами – «Кха – кха! Аппчхи!!»
Упражнение «Камушки»
Цель: показать, что каждый человек может иметь друга, не похожего ни на кого; показать необходимость принятия друга таким, какой он есть.
Педагог: Предлагаю каждому взять по одному камушку из мешочка и смотреть на него до тех пор, пока все не достанут «сокровище» для себя. Даю вам время, рассмотрите внимательно, что у вас находиться в руках, изучите мельчайшие особенности, представьте, что это друг, не похожий ни на кого, согрейте его теплом своих рук. Молодцы!
Теперь положите все камушки в мешочек, давайте перемешаем. Сейчас попробуйте отыскать своего «друга» среди остальных. Докажите, что это ваш «друг».
Упражнение «Давайте жить дружно».
Дети делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего выкидывают одновременно один палец, то смотрят друг другу в глаза, если выкидывают два пальца, пожимают руки, 3 пальца – обнимаются. Круг двигается вправо и все движения повторяются. Когда количество пальцев не совпадет, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.
Упражнение «Слепой и поводырь». Цель: развитие чувства доверия и ответственности.
Упражнение проводится в парах. Один из участников – «слепой» (завязывают глаза), второй – его «поводырь», старающийся, аккуратно и бережно провести напарника через различные препятствия, созданные заранее (стулья) столы и т.д. Задача проводника – провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ошибся. После прохождения маршрута участники могут поменяться местами. Обсуждение: Что было легко? Что тяжело?
Создание коллективного коллажа «Я и мои друзья». Все дети вырезают из журналов лица, фигуры, элементы и создают на ватмане коллаж.
Подведение итогов занятия
О чем сегодня говорили? Что нового узнали? Что понравилось, что не понравилось?
Упражнение «Рубка дров».
Цель: снятие напряжения.
Представьте, что вам необходимо нарубить дрова. Возьмите в руки воображаемый топор, примите удобную позу. Топор заносите высоко над головой, резко опускаете на воображаемое бренно. Рубите дрова, не жалея сил. Вместе с выдохом, издавать какие – то звуки. Например, говорить «ХА».
Ритуал прощания. Передаем импульс по кругу. Дети становятся в круг, взявшись за руки, и по очереди сжимают ладони, таким образом, по кругу передается импульс. Дети каждый друг с другом попрощались.
Спасибо за занятие! До свидания!