Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Наши предки – славяне"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА.

1. развивающие:

  • развитие критического мышления через чтение и письмо;
  • развитие мировоззренческих основ личности;
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие умений самостоятельно приобретать знания;
  • развитие УУД (универсальных учебных действий);
  • развитие умения вести диалог и готовности к сотрудничеству.

2.воспитательные:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и культуре своих предков;
  • воспитание позитивного отношения к себе, развитие нравственных качеств личности, гуманистических ценностей как основы жизнедеятельности человека;
  • воспитание коммуникативной культуры, уважения к другим людям;
  • воспитание духовно-нравственных основ личности.

3.обучающие:

  • обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учениками;
  • обеспечить применение знаний на практике в творческой ситуации по анализу живописных произведений и иллюстративного материала;
  • актуализировать базовые знания по теме « Наше историческое прошлое».

Задача: создание урока в соответствии со стратегией « Зигзаг» по технологии развитие критического мышления ( РК МЧП) по предмету «Окружающий мир» в 4 классе.

Тип урока: взаимообучение.

Оборудование урока: мультимедиа, картина «Древо жизни», конверты с дифференцированными заданиями для каждой группы, карточки с № каждой группы, листы учета знаний.

Расстановка на уроке: парты сдвинуты для работы в группах, в центре – экран для показа мультимедиа.

ПЛАН УРОКА

Организационный момент (1 минута).

Учитель: «Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас! Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели». Здравствуйте, ребята! Сегодня мы перенесемся на машине времени в далекие-далекие времена.

1.1 Выявление темы урока (2 минуты).

1.2. Учитель: «Тему нашего урока я предлагаю определить вам, прочитав текст, который лежит перед вами. Переверните синие листочки».

Прочитайте текст про себя и узнайте, кто и какими были они, наши предки.

Наши предки жили по берегам рек: Днепра, Волхова, Оки. Они славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто приглашали на войну союзниками. Славно сражались они с мечом и копьем. ( Спросить всех желающих).

  • Что заметили в тексте? (Выделенные слова).
  • Прочтем выделенные слова еще раз: славились, слава, прославленных, славно.
  • Выделим корень этих слов. (СЛАВ)
  • Кто догадается, как же назывались наши предки? (СЛАВЯНЕ)

ВЫВОД: тема нашего урока называется «НАШИ ПРЕДКИ – СЛАВЯНЕ».

2. Графическая организация материала.

На доске появляется тема урока и таблица «ЗХУ» ( «Знаю – хочу узнать – узнал»).(«2 мин).

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что нового мы узнали

2.1.Учитель предлагает учащимся представить, что им нужно заполнить первую колонку таблицы: » Что вы знаете или думаете, что знаете о славянах?» ( Учитель выслушивает все мнения без комментариев, неверные фиксирует у себя, чтобы вернуться к ним после изучения темы и хвалит всех за то, что они много знают).

2.2. Учитель: А что бы вы еще хотели узнать о славянах? Можете использовать эти слова для составления ваших вопросов.

(Выслушать всех желающих).

Учитель: «Я обобщила все вопросы», вот они перед вами

2.3. На экране или доске появляется план урока:

  • Как выглядели славяне?
  • Где жили наши предки?
  • Чем занимались славяне?
  • Как жили? Как защищались?
  • Во что верили?

2.4. Портрет славян.(1 мин.)

Вам интересно узнать, какими они были?

Рассмотрим картины художника К. Васильева «Микула Селянинович», «Ожидание» и «Славяне».

Составим словесный портрет наших предков. Так какими же они были? (Словесный портрет: красивые, статные, стройные, сильные, глаза голубые, волосы светлые).

«Здесь живет народ высокий и красивый: светлоокие и сильные мужи, женщины изящные, как ивы, дети, словно крепкие дубки».

2.4.Установка (0,5 мин).

Учитель: « Ребята! Я предлагаю сделать наш урок необычным: я хочу, чтобы каждый из вас побывал сегодня на уроке в роли учителя. Согласны? (Да!).

Тогда давайте определим, над какими качествами, необходимыми учителю, мы должны сегодня работать?

Примерные ответы детей: быть внимательным, уметь хорошо и интересно рассказывать, уметь слушать, быть справедливым, правильно оценивать, быть добрым, не ставить двоек, много читать…)

Учитель: « Спасибо! Я надеюсь, что вижу перед собой 24 талантливых учителя».

3. ЗИГЗАГ- 1. (0.5 минуты)

Учитель: «А теперь

  • возьмите тексты, которые соответствуют вашим номерам;
  • возьмите ручки и листы учета знаний с вашим именем;
  • быстро и тихо, как это сделали бы настоящие учителя, пересядьте за столы, которые соответствуют вашему номеру: первые за первый, вторые за второй и т.д.».

(Звучит музыка, учитель помогает тому, кто растерялся).

4. САМОПОДГОТОВКА.( 5 минут)

Учитель: Итак, уважаемые учителя! Вам нужно открыть конверт со своим номером, изучить материал, подготовиться интересно рассказать его товарищам, используя карты, иллюстративный материал ( картинки). На работу вам 5 минут (песочные часы). Работу закончили. (Предупреждать: до конца работы осталась 1 минута или 0,5 минуты).

5. ВЗАИМООБУЧЕНИЕ. (5 минут)

Учитель: «А теперь расскажите друг другу (по кругу) изученный вами материал, пользуйтесь картами, картинками, книгами. Потом подведите итог: выделите лучшего рассказчика.

При этом слушайте друг друга внимательно: вам придется ставить оценки друг другу. (Если у вас останется время, задавайте вопросы друг другу). Время 5 минут - песочные часы».

6. ВЗАИМООЦЕНКА и САМООЦЕНКА (1 минута).

Учитель: «Сегодня учимся объективно оценивать друг друга. Обсудите в группе, кто как рассказывал и поставьте оценку, а рядом поставь еще и свою оценку ( как ты сам оценил свой ответ).

А теперь встаньте те, кто получил «5», кто получил «4». Спасибо за работу!

7. ЗИГЗАГ- 2 (0,5 минуты)

Возьмите конверт, с которым вы работали, листок учета знаний, ручку. Быстро и бесшумно пересядьте в свои группы, как бы это сделали настоящие учителя. Выберите руководителя группы. Теперь вы должны научить своих товарищей тому, что узнали сами. ( Учащиеся под музыку пересаживаются - это физкультминутка).

8. ВЗАИМООБУЧЕНИЕ ( 6 минут).

Учитель: « Итак, настал «момент истины». Теперь вы рассказывайте своим товарищам в группе по порядку номеров и показывайте иллюстрации. Руководитель организует работы в группах по порядку номеров. А я вам помогаю, если нужно».

9. ОЦЕНКА И ВЗАИМООЦЕНКА ( 1 минута).

Учитель: « А теперь оцените ответы друг друга, затем каждый поставит себе свою отметку за ответ». Встаньте, кто получил «5». Кто получил «4». Спасибо за работу!

10. Итоги взаимо-и самооценки: « Встаньте, пожалуйста, кто получил «5», кто получил «4». Спасибо за работу!

11. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Работа над таблицей «ЗХУ» .(12 минут).

(На этом этапе идет мультимедийная поддержка).

Учитель: « А сейчас каждый из вас может показать свои «учительские» способности слушать, слышать и запоминать». Учитель спрашивает по одному человеку от группы, но не того, кто готовил данный вопрос. Остальные дополняют.

Групповые задания с мультимедийной поддержкой.

ГРУППА ПЕРВАЯ « КАРТОГРАФЫ».

Задания первой группе:

  1.  В летописи говорится: « Славяне – наши предки. От них ведет начало русский народ». Они первыми заселили территорию современной России. С тех далеких пор на карте нашей Родины появились знакомые каждому города: Киев, Новгород, Псков, Смоленск; реки: Волга, Днепр, Ока, Волхов.
  2. Объясни названия племен и покажи по карте, где они жили:
  3. Племена славян назывались

ПОЛЯНЕ – те, кто в полях жили

ДРЕГОВИЧИ – от славянского слова «дрегва», что означало болото, сырая земля.

КРИВИЧИ – племена, которые жили в неровных, »кривых» местах с лесами и болотами,

РАДИМИЧИ – союз восьми племен, породнившихся между собой.

3. Объясни названия племен и покажи по карте, где они жили:

Племена славян назывались

ПОЛОЧАНЕ получили это имя по названию реки ПОЛОТИ. Эта река находится на границе с латышскими племенами.

СЛОВЕНЕ - племенной союз славян на территории Новгородской земли.

СЕВЕРЯНЕ - северные племена

ДРЕВЛЯНЕ получили свое название от слова «древо» (дерево).

4. Все славянские племена, населяющие эту землю, хотя и жили врозь, далеко друг от друга, общались между собой чаще по рекам, так как их окружали непроходимые леса, дорог не было.

И в их жизни было много похожего - обычаи, жилища, занятия, язык.

5. В каждом племени люди жили родами. Род селился в одной местности. Самый старый и мудрый человек был главным в роду и назывался «старейшиной». Ему подчинялись все: и старые, и молодые.

РОД – это группа людей, происходящая от одного предка.

ПЛЕМЯ – это объединение родов, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией.

ГРУППА ВТОРАЯ « АРХЕОЛОГИ».

Задания второй группе:

  1. Объяснить значение слова «археология» по» Толковому словарю».
  2. Рассказать о поселениях славян;
  3. Рассказать о занятии славян земледелием и орудиях труда;,.
  4. Рассказать о ремеслах славян;
  5. Рассказать о скотоводстве и других занятиях славян.

Поселения славян.

По археологическим данным мы можем судить о быте древних славян. В каждом поселке жило несколько семей. Дома древних славян были небольшие, углублены в землю (полуземлянки). Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Несколько поселков составляли древнеславянскую общину.

Занятия славян.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивался также лен. Основной пищей славян были хлеб и каша. Убирали урожай при помощи серпа и косы. Вилами и граблями убирали сено и солому. Колосья ржи и пшеницы славяне связывали в снопы. Снопы складывали в скирды для просушки. Цепами затем молотили снопы для получения зерна. Зерно мололи жерновами, получали муку, из которой потом пекли хлеб и варили кашу.

Постепенно ремесло отделяется от земледелия. Выделяются ремесленники:

Литейщики лили металл. Кузнецы ковали из него кольчуги, мечи, серпы. Ювелиры, мастера золотых и серебряных дел, изготавливали ювелирные украшения: серьги, кольца, браслеты. Гончары делали из глины посуду.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также деньги.Славяне разводили лошадей, свиней, коров, овец, коз. Важное значение в хозяйстве восточных славян имели охота, рыболовство, бортничество - добывание меда и воска (борть – дупло диких пчел). Славяне торговали пушниной, медом, воском.

Женщины занимались домоводством: они пряли, ткали, шили одежду из льняного полотна, занимались врачеванием.

ГРУППА ТРЕТЬЯ « СЛАВЯНЕ-ВОИНЫ».

Задания третьей группе:

  1. Подготовь рассказ о славянах-воинах, их клятве на мече по картине.
  2. Расскажи, как они форсировали реки.
  3. Расскажи о военном искусстве славян.
  4. Рассмотри картинку В.Васнецова «Бой славян со скифами».
  5. Сделать вывод (слова арабского историка).

В начале славяне избирали князя на время войны. Он набирал воинов в дружину.

Славяне были отважные и смелые воины. Идя в бой, они давали клятву на щите и мече богу войны Перуну перед князем и дружиной. Воинская честь ценилась у славян очень высоко. Они побеждали силой духа, выносливостью, умением терпеть лишения в военном походе. У славян был девиз: « Победа или смерть!» Плен считался позором для воина- славянина.

Славянские воины легко преодолевали водные рубежи. «Часто застигнутые неприятелем, они лежат долго на дне реки и дышат с помощью тростниковых трубок, конец которых берут в рот, а другой высовывают над поверхностью воды и таким образом укрываются в глубине». Затем внезапно появляются из-под воды перед врагами, осыпая их стрелами и обращая в бегство врагами, осыпая их стрелами и обращая в бегство.

Главным в обучении воинов-славян было умение выживания в сражениях, поэтому их учили мастерству ведения боя как с одиночным противником, так и с превосходящими силами противника. В бою славяне отличались доблестью и силой духа. Они умело использовали местность для ведения боя. Из темных лесов, речных заводей, глубоких оврагов славяне внезапно атаковали своих противников.

Посмотрим на картину Виктора Васнецова «Бой славян со скифами».

На картине мы видим схватку славян со скифами. На переднем плане - смертельная схватка русского богатыря с вождем скифов. Наш воин замахивается на врага палицей, его гнедой конь-великан встал на дыбы. А у скифа маленькая испуганная лошадка. Скиф хочет ударить нашего витязя в грудь копьем. Небо мрачное и невеселое. Но хочется верить, что славяне победят! Арабский историк XI века писал: «Славяне - народ столь могущественный и сильный, что, если бы они не были разделены на племена, никто в мире не мог бы им противостоять».

ГРУППА ЧЕТВЕРТАЯ « КУЛЬТУРОЛОГИ».

Задания четвертой группе:

  1. Подготовьте рассказ по первой картинке, где изображено жилище славянских богов – капище;
  2. Расскажите о верованиях славян в богов и духов, в бессмертие души.
  3. Перечислите славянских богов, расскажите о них по картинкам.
  4. Расскажите о духах славянской мифологии;
  5. Сделать вывод по картине М. В.Нестерова « Два лада».

Славяне верили, что душа человека бессмертна. После смерти она переселяется в новое тело: в растения, птиц, животных, бабочек. Славяне обожествляли природу и молились ей. Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне. Стихии ветра, дождя, огня они принимали за сверхъестественные силы, которыми управляли боги. Такая вера получила название «язычество», то есть «народная вера». Славяне вырезали изображения богов в лесу и ставили в капище, где молились им. Деревянные статуи богов назывались идолами, а славян называли «идолопоклонниками» или «язычниками».

Сварог - верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Это бог неба. Большинство славянских богов – дети Сварога и Матери – земли.

Важный персонаж славянской мифологии – Мать - Сыра земля. Славяне представляли ее живым существом. Она давала жизнь всему живому, травам, цветам и деревьям. Она умирала осенью и возрождалась весной

Даждьбог или Ярило - сын Сварога, бог солнца. Это любимый бог славян. С его именем связаны имена славян: Ярослав, Ярополк. С его именем связан приход весны. Это был праздник, славяне пекли блины, круглые, золотистые, как солнышко. Любимый цвет славян красный, потому что это цвет солнца, магический солнечный оберег.

Бог-громовержецПерун тёмные тучи стрелами-молниями поражает.

А также является богом войны и оружия.

Стрибог – бог ветров. Он выпускал из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущим.

Лада – богиня нежности, заботы и любви. Она покровительствовала влюбленным, охраняла брак и заботилась о детях.

Духи славянской мифологии.

Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние. Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, Домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье. Хозяином водной стихии считался Водяной старичок с большим животом, наполненным водой, и с длинными зелеными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда-то утонуло, становилось его добычей.

Русалка - жительница подводного мира, красавица с длинными золотистыми волосами, у которой тело плавно переходит в рыбий хвост.

Славяне верили, что у деревьев есть душа и есть лесной хозяин – Леший. Он просыпался по весне и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река. А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нес ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.

Баба Яга - это существо из мира мертвых, невидимого мира. Она летает в ступе. Это злой дух, живущий на границе между миром живых и миром мертвых, поэтому ее избушка на курьих ножках находится на опушке леса. Она похищает маленьких детей.

Кощей Бессмертный - слово «Кощей» переводится как «всадник на коне». Это злой дух, разрушитель мирной жизни и гармонии. Убить его непросто: «смерть его на конце иглы…»

Вот так и ладили славяне со своими духами и богами. А те, в благодарность, оберегали и дом, и двор, и всю славянскую жизнь.

М. В. Нестеров «Два лада» - мир и покой царят на славянской земле. На картине показана гармония человека и природы. Светлые небеса, белые березы, пара влюбленных и пара лебедей на этой картине – все здесь отражает миролюбие славянской души.

Учитель: История любого народа уходит своими корнями в глубокое прошлое. А без прошлого – нет будущего. Перед нами дуб – символ связи времен. Так славяне представляли устройство мира. Верхний мир – это Небо из девяти ярусов. Там обитали боги. Средний мир – это Земля, где жили люди. Нижний мир – это потусторонний мир, мир невидимых духов» (показывает картину).

12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.(2 мин.)

Учитель: Обращаемся к третьей графе таблицы «ЗХУ» – УЗНАЛ.

Что нового вы узнали о своих предках славянах? Эту часть таблицы вы заполните дома.

13. Домашнее задание: (1 мин)

Учитель: « Я предлагаю дома продолжить знакомство с жизнью и бытом славян.

Домашнее задание: ( текст на мультимедиа и на отдельных листочках)

  1. Прочитать материал учебника о жизни славян и выделить новое.
  2. Заполнить таблицу «ЗХУ», третью часть.
  3. Посетить краеведческий музей, узнать, какие материалы там есть о жизни славян.

14. Выяснение психологического состояния учащихся.(1 мин)

Учитель: Мне хочется знать, с каким настроением вы уходите с урока. Предлагаю вам взять из конвертиков листочки и наклеить их на дуб: золотые – было комфортно на уроке, желтые – не очень комфортно, коричневые – совсем плохо.

15. ИТОГИ УРОКА. (1 мин).

Учитель должен собрать листы учета, проанализировать и всем поставить отметки за урок и объявить об этом учащимся.

Приложение 1

Приложение 2