Цели урока:
Образовательные:
- Улучшить и обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»;
- Формировать практические знания по теме (навык постановки знаков препинания);
- Закрепить навыки синтаксического разбора предложений.
Развивающие:
- Развивать навыки анализа, синтеза, сравнения;
- Способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, культуру общения;
- Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.
Методы: практический, продуктивный.
Оборудование: презентация, схемы, кубики, лепестки цветика-семицветика для проведения рефлексии; компьютер, проектор.
Ход урока
I
Организационный момент.Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады
Приступать к учебе надо!
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
– Ребята, скажите, а какой раздел русского языка мы изучаем? (Синтаксис и пунктуация)
– Что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения)
– Что изучает пунктуация? (знаки препинания)
– Какие вы знаете знаки препинания?
– Записываем тему урока.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о знаках препинания, где они ставятся)
II
На доске нарисовано несколько схем, которые помогут ответить на вопрос: «Где же обитают знаки препинания?» Помогите мне, пожалуйста, объяснить схемы.
– Проверим знания теории по данной теме:
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по интонации?
- Что такое однородные члены предложения?
- Что называется обращением?
- Вводные слова, что это такое?
– А какие схемы мы еще бы могли нарисовать? (Дети рисуют схемы ССП, СПП, БСП и объясняют их).
– Вот сегодня мы и отработаем навык постановки знаков препинания в сложных предложениях.
III
Но вначале проведем грамматическую зарядку (слайд 2). (Обучающиеся показывают кубиками букву, которую необходимо вставить, и по цепочке объясняют правильное написание): потемнеть, бродить, удивляться, приближаться, соединять, увязать, бежит, трясина, поласкать (котенка), провода.
IV
А теперь конкретно покажем свои умения ставить знаки препинания и выполнять синтаксический разбор предложения (слайд 3). (Двое обучающихся выполнят задание у доски, остальные – в тетрадях):
- Пошел снег, и белый мрак одел землю.
- Я всегда удивлялся, как изменяет природу снег.
V
Лингвофизминутка.
На зарядку пятый класс,
Мы присядем все сейчас,
Высоко поднимем руки
Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
– Когда я буду читать сложное предложение, вы сделаете хлопок над головой, простое предложение – руки в стороны:
- Вот показалось солнце.
- Он сделал все, чтобы мы пришли вовремя.
- Наступила долгожданная зима.
- Мама улыбнулась, и мне стало хорошо.
- Взлетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.
- Пройдет зима, и наступит весенний праздник.
- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
- Капли дождя редко застучали и зашлепали по листьям.
VI
Какое предложение лишнее и почему (слайд 4)
- Поднялся ветер, и паруса надулись.
- Поднялся ветер и надул паруса.
- Поднялся ветер, поэтому паруса надулись.
VII
И – опасный союз. Почему? (слайд 5)
- Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.
- Под самыми облаками летят тучи и шлют привет родным местам
VIII
Элемент занимательности. Верна ли формула? (слайд 6))
1+1+1+1=1
IX
Творческое задание. Составить предложение по схеме на тему «Зима», используя слова: зима, мороз, снежинки. (слайд 7)
[ ], [ ], [ ].
X
Помни:
- Не забывай ставить знаки препинания, только не переусердствуй! Здесь важно знать меру. Точнее, правила.
- Уважай пунктуацию, и ты всегда будешь понят правильно.
XI
Басня «Знаки препинания». Инсценировка. (Приложение)
XII
Рефлексия. (слайд 8) (Составление цветика-семицветика)
- Урок полезен, все понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Еще придется потрудиться.
XIII
Домашнее задание: «Вы учитель» – составьте на карточке 6 сложных предложений без знаков препинания – задание для твоего соседа по парте. (слайд 9)
XIV
Итоги урока:
– Думаю, что мы хорошо сегодня поработали.
Умения, знания вас не подвели.
Вы все задания выполнить смогли.
Кто ошибался – это не беда,
Зато смекалка вас не подвала.
Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы все сумели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок! (слайд 10)