Цель: Формирование географического образа Центрального района России.
Задачи:
– Расширение кругозора учащихся;
– привитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой;
– интеграция знаний по географии с историей, МХК.
Оборудование:
- мультимедийное сопровождение;
- изделия народного художественного промысла: гжель,
- хохлома, финифть, матрешки , Павлово-Пасадские шали, тульский самовар и т.д.;
- баранки, конфеты…(если обобщающий урок по срокам попадает на масленицу, то можно принести блины).
Ход урока
Педагог: Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о нас с вами – жителях Центральной России. О прошлом и настоящем, об обычаях и традиция, о народных промыслах Центральной России.
На экране – картина И.И.Шишкина “Рожь”.
Звучит музыка “Русское поле”.
На экране изображение Москвы.
1-й ведущий:
– Начинается земля,
Как известно, от Кремля.
В этих словах Владимира Владимировича Маяковского заключена определенная историческая правда. На подступах к Москве разворачивались грандиозные битвы, в которых решался вопрос, “быть России иль не быть”. Именно от Москвы исходили импульсы расширения государства.
2-й ведущий: Семь столетий назад Москва была окраинным городом. Она возникла в ХII в. как западный страж Владимиро-Суздальской Руси. Золотая Орда, подчинившая Русь в ХIII в., нашла Москву важным в военно-политическом отношении пунктом, откуда раскрывались пути к городам между Волгой и Окой.
3-й ведущий: В годы правления Ивана III и Василия III Москва превратилась в столицу Русского государства, а в 1547 г. Великий князь московский Иван IV принял титул царя.
На экране изображение Кремля.
4-й ведущий: Часто можно услышать не “Россия считает” и не “Москва считает”, а “Кремль считает”, “Кремль заявляет” .. В Кремле работает Президент России и располагается его администрация. В кремлевские кабинеты ведут провода правительственной связи; здесь порой решаются судьбы сотен тысяч и миллионов людей. В ядерный век Кремль – одно из тех немногих мест на планете, от которых зависит безопасность всего человечества.
5-й ведущий: И в то же время Кремль, вместе с Красной площадью и Александровским садом – исторический комплекс, сокровищница национальной культуры.
На экране изображение исторических памятников Кремля.
6-й ведущий: “Царь-пушка”, “Царь-колокол” , колокольня “Иван-Великий”, усыпальницы великих князей и царей, памятник Минину и Пожарскому – все это дорогие жителю России реликвии.
7-й ведущий: Почему Москву называют –“ третий Рим”? Впервые упоминание о Москве как о новом центре мирового христианства относится к времени царствования Ивана III.
“Вся христианския царства… снидошася во Росейское царство, два убо Рима падоша”, – писал псковский монах Филофей в начале ХV1в. Первый Рим – колыбель христианства – пал в V в.; “второй Рим” – Константинополь – в середине XV в. Москва стала “ третьим Римом”, т.е. третьей столицей христианства.
На экране изображение храмов столицы.
8-й ведущий: Издревле украшением Москвы являлись храмы. “ Сорок сороков” церквей веками создавали неповторимый облик столицы православия.
Педагог: О Москве можно говорить много. Москва научная, Москва – культурный центр России, Москва – промышленная. Москве можно и нужно посвятить целый цикл занятий. Зачем? – спросите вы. Затем, что мы носим гордое имя – москвич. Это значит, что на нас ориентируются жители других регионов нашей Родины. ….
На экране изображение природы Подмосковья.
9-й ведущий: Если рассматривать окрестности столицы с самолета, видно, что жилые массивы не заканчиваются на официальной границе, а простираются на десятки километров от Московской кольцевой дороги. За “бетонкой -50” ландшафт постепенно меняется. Уже в 40–50 км от многомиллионного города начинаются настоящие леса – излюбленные места грибников и туристов. Появляются и типичные сельские пейзажи Центральной России: леса чередуются с пашнями, поля, чаще всего неправильной формы, отделены друг от друга лощинами, балками или ведущими к селеньям дорогами.
На экране изображение музеев-усадьб Подмосковья.
10-й ведущий: На относительном удалении от Москвы можно побывать в усадебных домах, ставших музеями. Укрытые от столичной суеты “дворянские гнезда” являлись островками творческого вдохновения и навсегда вошли в историю отечественной культуры. Мураново, Абрамцево, Шахматово, Мелихово, Клин…Русская живопись, литература, поэзия, музыка многим обязаны расположенным в них усадьбам. В их тиши были созданы шедевры русской классики.
(Звучит романс “ Я помню чудное мгновенье”. Композитор М.И.Глинка, слова А.С.Пушкина.)
На экране изображение икон с ликом святых благоверных князей Бориса и Глеба, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского.
11-й ведущий: Если Москва считается сердцем России, то ярославские, костромские, владимирские, ивановские земли можно назвать предсердием страны. Весь северо-восток Центральной России – это по сути те земли, на которых в древности зарождались государственность, культура, экономика нашей страны. Они освящены древними традициями православия. Князья Борис Ростовский и Глеб Муромский были в числе первых русских святых. Из Ростова пришел Сергий Радонежский – наиболее почитаемый святой Московской Руси. От нижегородских земель лежал путь в столицу реформатора Церкви патриарха Никона и его противника – протопопа Аввакума. На юге Нижегородской области был явлен и один из последних по времени примеров святости – в лице Серафима Саровского, основателя Дивеевского монастыря.
На экране изображение Ильи Муромца, Алеши Поповича, а также Кузьмы Минина.
12-й ведущий: Примечательно, что главный былинный герой – Илья Муромец родом из села под Муромом. Другой славный богатырь – Алеша Попович – сын ростовского священника. Костромской крестьянин Иван Сусанин – спаситель московского государства. Нижегородский гражданин Кузьма Минин – организатор ополчения, выступившего против польских захватчиков. Во время наполеоновского нашествия Нижний Новгород принял тысячи беженцев из горящей столицы. Сюда ненадолго переместилось даже такое уникальное учреждение, как Московский университет, а также “Все поприще московской словестности” – известные писатели и поэты.
На экране портреты братьев Третьяковых, Нечаева-Мальцева, С.Морозова.
13-й ведущий: Капиталы, создававшиеся трудом жителей Центральной России, текли мощным золотым потоком в столицу. Например, Третьяковская галерея создавалась на средства Костромской текстильной мануфактуры братьев Третьяковых. Строительство Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) в большой мере оплачено владельцем стекольных заводов в Гусь-Хрустальном Нечаевым-Мальцевым. Московский художественный театр был поддержан Саввой Тимофеевичем Морозовым, промышленником, хозяином текстильных фабрик в Орехово-Зуеве.
На экране портрет Ф.Волкова и фотография драматического театра в Ярославле.
14-й ведущий: С Центральной Россией связано немало замечательных явлений отечественной культуры. Так, в 1750г костромчанин Федор Григорьевич Волков организовал в Ярославле любительскую труппу, которая переросла в знаменитый драматический театр.
На экране – село Болдино Нижегородской области.
Александр Сергеевич Пушкин в 1830 г. провел на нижегородской земле знаменитую Болдинскую осень, отмеченную небывалым взлетом творческого вдохновения. Подумывая о том, чтобы оставить петербургскую жизнь и удалиться с семьей в Болдино, поэт писал:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег…
15-й ведущий: Многие русские промыслы – материальное воплощение народного духа – сосредоточены в Центральной России. Здесь трудятся мастера росписи Хохломы, Палеха, Мстеры, Гжели, Холуя, Городца. Павловский Посад знаменит своими платками. Ростовские художники владеют искусством финифти. Гусь-Хрустальный – хрусталем и стеклом.
(Идет рассказ о народных промыслах. Учащиеся знакомятся с экспонатами.)
Педагог: Что за Русь без народного фольклора? Наверняка те из вас, кто бывал в гостях у своих родных или знакомых в деревни, ни раз слышал развеселые частушки, прибаутки.
(Ученицы поют частушки.)
Педагог: – А еще одна веселая и “вкусная” традиция – проведение Масленицы.
(Идет рассказ о Масленице.)
Затем всем предлагается отведать блинов.
Учитель: На этом наш урок завершен. Всем спасибо за участие.