Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Поэтому изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех ступенях дошкольного детства.
В эстетическом развитии дошкольника центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Все виды изобразительной деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишнего. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.
В системе дополнительного образования учебные занятия лепкой с детьми дошкольного возраста способствуют не только развитию чувства прекрасного, формированию эстетического вкуса, но и становлению двигательных функций, развитию тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации, что является обеспечением успешности обучения в школе.
Новизна дополнительной образовательной программы “В стране Пластилинии” заключается в том, что образовательный процесс основан на интеграции видов художественно-эстетической деятельности, деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, пластилином, природными материалами), инструментами (карандашами, кисточками, стекой) в ходе освоения способов создания образа.
Актуальность дополнительной образовательной программы “В стране Пластилинии”. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по обучению лепке детей дошкольного возраста. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников лепке в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения лепке детей 3-7 лет в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы “В стране Пластилинии”. Важную роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества (З.А. Богатеева, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.). Наряду с рисованием, в трудах ученых (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.Т. Лихачев и др.) большое значение придается лепке. Как отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, “...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается посредством лепки”. Поэтому обучение лепке в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие двигательных функций, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством по программе “В стране Пластилинии” также способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Интегративный подход способствует развитию интереса дошкольника к изобразительной деятельности. Индивидуальный подход к каждому ребенку способствует усвоению программного материала всеми детьми.
Программа опирается на интегрированные программы “Родничок”, “Цветные ладошки” И.А. Лыковой, методики Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Е.А. Флериной, предусматривающие обучение лепке через игровую деятельность.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами лепки.
Задачи программы:
образовательные:
– формировать умение лепить предметы из различных материалов: глины,
пластилина, теста, природного и бросового материала;
– учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности и
самостоятельных поисков;
– учить самостоятельно пользоваться способами лепки и выразительными средствами.
воспитательные:
– способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического
отношения к миру;
– воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с
ними;
– формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые
для занятия материалы.
развивающие:
– развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его
художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
– развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;
– развивать творчество и инициативу.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы; интегрированные формы организации занятий; художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.
Отличительная особенность программы “В стране Пластилинии” заключается в решении проблемы воспитания “домашних детей”, т.е. детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, а также в помощи родителям в художественно-эстетическом воспитании дошкольников и подготовке их к школе.
Система занятий данной программы построена в соответствии с
концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С.
Комаровой. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:
– тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор
художественного материала;
– создание положительного эмоционального климата на занятиях;
– индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений,
склонностей, интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе
коллективных занятий;
– широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного
объединения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и
проведение праздников и досугов;
– бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно
ни проявлялось;
– использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми.
Материалы для занятий включают как авторские разработки, так и различные справочные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами-практиками.
При организации занятий практикуются игровые формы обучения, посещение музеев и выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, организуются театрализованные представления, досуг.
В конце каждой темы детские работы представляются на выставку.
К работе с детьми привлекаются родители, профессиональные художники и народные мастера.
Возраст детей: дополнительная образовательная программа “В стране Пластилинии” рассчитана на детей 3–7 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа “В стране Пластилинии” рассчитана на 4 года обучения.
Формы и режим занятий.
Обучение ведется на занятиях, которые продолжительность
которых составляет 1 час:
1-й год обучения – 1 раз в неделю,
2-й год обучения – 1 раз в неделю,
3-й год обучения – 1 раз в неделю,
4-й год обучения – 1 раз в неделю.
Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая, индивидуальная) организации обучения.
Занятия лепкой организуются на занятиях на основе следующих
методов организации педагогической деятельности:
– наглядные (демонстрация наглядных пособий);
– практические (упражнение, экспериментирование, моделирование);
– игровые (дидактические игры, ролевые игры);
– словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).
Кроме того, занятия лепкой организуются с учетом взаимодействия содержания данных занятий с содержанием других предметов, входящих в программу дошкольного образовательного комплекса “Полянка”.
Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игровая деятельность, обучение лепке ведется через сказку, игру. Во время разучивания запланированных тем дети рисуют, поют, танцуют, решают математические задачи.
Интеграция лепки с другими предметами способствует интенсификации обучения. Объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной сфер направлено на воспитание целостной личности в единстве ее задатков и социального опыта.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Система диагностики рассчитана на получение необходимой
психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных
практических задач:
– формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых способностей к
декоративно-прикладному творчеству;
– целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Диагностика проходит в три этапа: входная (сентябрь), промежуточная (декабрь – январь), итоговая (апрель – май). Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к лепке, творчеству, желания заниматься.
К концу первого года обучения воспитанники должны:
– знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, теста),
понимать, какие предметы можно из них вылепить;
– уметь отделять от большого куска пластической массы небольшие комочки,
раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
– лепить различные предметы, состоящие из 1 – 3 частей, используя разнообразные
приемы лепки.
К концу второго года обучения воспитанники должны:
– выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушек;
– создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную
композицию;
– использовать все многообразие усвоенных приемов.
К концу третьего года обучения воспитанники должны:
– лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы;
– создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения
фигур;
– создавать изображения по мотивам народных игрушек;
– создавать декоративные композиции, игрушки из природного материала.
К концу четвертого года обучения воспитанники должны:
– лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения
фигур; создавать сюжетные композиции из 2–3 и более изображений;
– выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа;
– расписывать вылепленные изделия;
– творчески использовать природный материал.
Способы определения результативности программы. Итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений.