Ежегодно в наш детский дом поступают дети, которые либо никогда не знали семью, либо в силу определенных причин были разлучены с семьей. Как правило, все они находятся на разных уровнях развития речи. Проводя логопедическое обследование поступающих детей, я обратила внимание на то, что чаще всего дети поступают с нарушением всех компонентов речи. Речь детей характеризуется бедным словарным запасом, сложным нарушением звукопроизношения и недоразвитием фонематического слуха, неумением грамотно и логично выражать свои мысли. Кроме того, мы довольно часто слышим неграмотную лексику (“хочем”, “заплотим”, “ложить” и т.д.), бывает, что речь детей засорена ненормативной лексикой. И, конечно, это создает значительные трудности для полноценного общения детей со значимыми взрослыми и сверстниками, с учителями в школе, а так же с людьми, имеющими намерение принять ребенка в свою семью.
Передо мной встала задача поиска путей (средств, методов, приемов) коммуникативно-речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Для себя, я определила следующую стратегию деятельности: разработка системы работы по коммуникативно – речевому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- Стимуляция коммуникативно-речевой активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками;
- Обогащение развивающей среды: речевых центров, читательских и логопедических уголков, библиотеки учреждения;
- Соблюдение речевого режима в учреждении (контроль педагогов за речедеятельностью ребенка);
- Внедрение новых педагогических технологий по развитию речи и обучению детей чтению всеми педагогами учреждения;
- Интеграция занятий узких специалистов и воспитателей в плане речевого развития детей;
- Разработка системы работы по коммуникативно-речевому развитию дошкольников и младших школьников с нарушениями речи, воспитывающихся в условиях детского дома.
Сущность работы по развитию коммуникативно-речевому общению заключается в
трех главных аспектах:
– разработка направлений, форм, методов, приемов коррекционной работы,
адаптированных для воспитанников с учетом их психологических особенностей;
– в гармоничном слиянии нетрадиционных технологий и техник обучения (логоритмика,
“слогопение” по методике Н.А. Зайцева, музыкотерапия, танцетерапия,
сказкотерапия, песочная и арттерапия и др.) с традиционно сложившейся системой
обучения речевым навыкам;
– поиск эффективных приемов повышения качества коммуникативно– речевого развития
воспитанников через творческую деятельность.
Для решения этих задач, разработана система работы по коммуникативно-речевому развитию детей воспитывающихся в условиях детского дома, в которой участвуют все педагоги нашего учреждения.
Основными блоками системы являются:
- фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по коррекционной работе логопеда “Хочу говорить и писать правильно”,
- работа всего эстетическо-развивающего центра “Калейдоскоп”, в котором включены психологические, музыкальные, хоровые, логоритмические, хореографические, занятия; оздоровительные техники, музыкально-ритмические разминки; “слогопение”, “кубики Зайцева”; “Школа Здоровья” по программе “Здравствуй”, кружки изостудия “Радуга” и “Веселый дисплей”;
- театральная деятельность: театральные студии в группах, театральный кружок “Балаганчик”, “Живая рука”;
- внеклассная работа: проведение праздников, познавательных конкурсов, соревнований, развлечений, литературных вечеров, читательских олимпиад;
- ежедневная работа воспитателей по составленным планам коррекционно-развивающей работы;
- “Речевая школа” для педагогов: анализ состояния речевой среды в группах, консультации, практикумы, мастер-классы.
Положительная динамика развития коммуникативных способностей детей достигается не только в результате взаимодействия педагога с детьми, но и постоянном пополнении и обновлении материально-технической базы.
Поэтому, прежде всего, мы стараемся создать эстетическую, развивающую среду всего учреждения (двор, группы, кабинеты). Каждая группа имеет логопедический, театральный, музыкальный и физкультурный уголки.
В своей работе, я использую разнообразные инновационные формы работы, способствующих коммуникативно-речевому развитию.
Специальными исследованиями установлено, что уровень общего развития и развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук, а также вообще от развития движений.
Интересные формы работы в этом направлении проводим совместно с музыкальным руководителем и руководителем по физическому воспитанию, работаем под девизом: музыка, движение, речь.
С целью профилактики и коррекции речевых нарушений, используя взаимосвязь речи, движений, музыки, совместно с музыкальным руководителем проводим занятия по логопедической ритмики. На занятиях, отрабатывается у детей четкая артикуляция определенных групп звуков. В систему занятий включается музыкально-ритмические упражнения с учетом звукопроизносительной возможности детей, упражнения для коррекции зрения, развития мелкой и общей моторики, воображения и внимания.
Для закрепления, воспитатели в группах дошкольного возраста проводят утреннюю гимнастику в сопровождении с речью.
Работая с нашими воспитанниками, заметила, как трудно выучить стихотворение наизусть или запомнить какую-нибудь информацию, а вот песню с хорошим мотивом пару раз послушали и уже напевают ее. Эту особенность совместно с музыкальным руководителем мы и начали использовать в обучении и воспитании наших детей. Обратившись к методике Н. Зайцева “Обучение детей чтению” мы стали использовать таблицы (попевки), в которых поются “склады” и алфавит на разные мелодии. Такое обучение детям нравиться больше, так как оно идет в непринужденной, веселой обстановке, где ребенок проявляет свои музыкальные и творческие таланты. И запоминать буквы, сливать слоги в слова ребенок теперь может гораздо быстрее, так как процесс обучения стал более ярким и эмоционально окрашенным.
В работе по подготовке детей к проживанию в семьях мы столкнулись с проблемой написания писем детьми своим родственникам, друзьям, родителям. Дети испытывают большие трудности в изложении своих мыслей. И здесь очень важна совместная деятельность учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружков “Радуга” и “Веселый дисплей”. Совместно разработали план работы по формированию у детей коммуникативных умений, позволяющих строить письменное высказывание на заданную тему, в определенном стиле и жанре, правильно, содержательно, выразительно.
Результат данной работы – издание детской полиграфической продукции. Это различные сборники детских творческих работ: “Я мечтаю о семье”, “Мамы разные важны! Мамы разные нужны…”, “ Моя мечта”! “Наши добрые дела” и др. А руководитель изостудии помогает иллюстрировать эти сборники, помогает ребятам выразить свои мысли на листе бумаги цветными карандашами и яркими красками. Что бы это работа не была забыта детьми, под руководством руководителя кружка “Веселый дисплей” ребята печатают свои сочинения на компьютере, сканируют рисунки, планируют их размещение на листах, т.е. принимают участие в издании сборников в детском издательском центре.
Расскажу еще об одной интересной форме работы: это создание коллекции детских “размышлялок-говорилок” на разные темы. Размышлять, детей учим на занятиях, в играх, а также в процессе любой деятельности. Затем эти размышления записываются на видео и можно с ними дальше работать: просматривать вместе с детьми и анализировать: исправлять не очень красивые высказывания и выражения, думать, как это можно сказать по-другому и т.д. Такие “размышлялки” записываются на диски, хранятся и могут просматриваться даже через несколько лет. Это интересно и детям и педагогам.
Традиционно в нашем доме снимаются видеоролики с поздравлениями к праздникам или юбилею педагогов, ко Дню учителя и другим праздникам, которые готовят сами ребята. Такие видео поздравления готовим и для значимых людей, к которым ребята не могут приехать лично, (из-за отдаленности, по другим причинам).
В тесном сотрудничестве с педагогами учреждения проводится внеклассная работа с детьми: проведение праздников, познавательные конкурсы, соревнования, развлечения по развитию интереса к чтению, созданию его положительного образа: познавательная игра “Умники и умницы”; конкурс скороговорок “Скороговорщики”; читательский марафон “Форт Чтецов”; литературная гостиная “В гостях у сказки”; конкурсы чтецов; “Конкурс ребусов, изографов, головоломок”; “Праздник книги”; воспитательное мероприятие “Как хорошо уметь читать”
Для наиболее продуктивной и эффективной организации процесса развития речи, внедрения новых технологий и методик мною организованы занятия для педагогов в “Речевой школе”, в которые входят консультации, практикумы и мастер-классы по актуальным темам.
Помимо консультаций сложилась практика проведения “круглых столов” воспитателей работающих на группах и узких специалистов по возникающим проблемам организации учебно-воспитательного процесса. Я являюсь постоянным участником этих заседаний, что позволяет получить обратную связь.
Одним из важных направлений работы является тесное взаимодействие со школой. Совместно с учителями школы проводятся консилиумы по проблемам адаптации и детям с особыми нуждами.
При тесном взаимодействии воспитателей, учителей и узких специалистов нашего учреждения мы достигли положительных успехов наших детей.
Процесс коррекции речевых нарушений очень сложный и трудоемкий, но решаем.
Использование приемов, методик представленной системы работы позволяет эффективно решать вопросы коррекции коммуникативно-речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
И я считаю необходимо продолжать работу в том же направлении, интегрировано используя нетрадиционные технологии с традиционно сложившейся системой обучения речевым навыкам.
Представленная система по коммуникативно-речевому развитию детей позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии детей детского дома, и создает благоприятные возможности для успешной социальной адаптации детей-сирот в обществе.